В непосредственной близости от Кстова, над обрывами - осыпями высокого правого берега Волги стоит древнее село Великий Враг, в своей дальней и бурной истории отразившее важнейшие вехи судеб всей нашей Родины. Народная же память относит основание села к XIV веку и связывает с победой Руси на поле Куликовом. Отмечая особые заслуги Симонова монастыря среди других обителей Древней Руси, Дмитрий Донской пожаловал братии на пропитание многие земли и угодья, в том числе «дал Государь князь Дмитрий Иванович Пречистой Богородице в дом на Симоново воды по Волге ниже Нова города: Елинские да Лелюховские с озер и с пески и с заводьими...по душе своей на помин, в наследие вечных благ». Именно тогда было основано село Великий Враг, получившее свое название от мощного вымыва материка в сторону Волги, прокопанного за века небольшой речкой Великовражеской.
В XV веке село многократно выжигалось проходившими по Нижегородским землям ордами монголо - татар и ногаев. И лишь во время военных походов из Нижнего Новгорода на Казань 1548 и 1550 годов Иван IV не только вспомнил о «родовом молении», но и указал в Великом Враге срубить храм и лично пожаловал в него образ Иверской Божьей матери. Но прошедшие затем в конце XVI столетия огнем разорений Чермисские войны вновь запустошили эти земли. Власти Симонова монастыря потеряли интерес к своим далеким нижегородским вотчинам. Только в начале XVII века деревня Великий Враг вновь начала оживать. За несколько лет после «Смуты» Великий Враг стал довольно крупным по тем временам сельцом - то есть селением, с усадьбой помещика, но без храма. В 1628 году царь Михаил Федорович подтвердил права Симонова монастыря на сельцо Великий Враг, пожаловал в новопостроенную в нем небольшую обитель икону Казанской Божьей матери, почитавшуюся главной святыней Нижегородского народного ополчения К. Минина и Д. М. Пожарского. В созданной после этого описи указывались и все нижегородские владения монастыря: «Пустыня, что на Великом Враге, повоявленная, Пресвятой Богородицы Казанская и Николая чудотворца, и к ней полянка Уткино, озеро Орлово, на Волге воды, (речки - Н. Ф.) Елена и Санчина, озеро Лелюково, Крутое да во Княжеском поле 6 озер с заводями». Здесь важно упоминание «Княжьего поля» - места ловель и охот князей великого Нижегородско - Суздальского княжества времени его расцвета к XIV столетии.
В 1646 году монастырек с двумя рублеными храмами возвышался над кручами береговых обрывов к Волге (видимо на месте современного храма), а рядом стояли 27 крестьянских усадеб с 68 мужчинами, 2 служебных монастырских двора с простыми горницами для приезда московских гостей и 6 дворов «детенышей» - рабочих - черноризцев, в обязанность которых входило не только возделывание пашен, огорода, сада и содержание скотного двора, но и доставка наработанного в течение года «зделья» (железа и изделий из него, резной деревянной посуды, сырых и выделанных кож, хлеба, мяса, масла, яиц) в Москву, в кладовые Симона монастыря. Упадок хозяйства Великовражская пустынка и ее слобода, как и все Поволжья, пережили на рубеже XVII и XVIII веков, в период начала войны России со Швецией.
В апреле 1724 года по решению Священного Синода храмы Великовражской пустыни были обращены в приходские, а большая часть имущества и утвари отправлена в Москву. В 1764 году на месте Великовражской пустыни был образован приход. В 1777 году здесь произошел сильный пожар, истребивший все бывшие монастырские постройки и церкви. Лишь через 11 лет после пожара, в 1788 году, на месте монастыря прихожане построили небольшой деревянный храм с одним престолом, освященным во имя Святителя Тихона, Амафунтского Чудотворца. Через 76 лет, в 1864 году, в нём по причине ветхости прекратили богослужения, а в 1887 году церковное здание разобрали на дрова. В 1900 году на месте бывшего храмам была построена деревянная часовня. В 1792 году великовражцы возводят ныне существующий храм, первоначально также с одним престолом, освященным в честь иконы Казанской Божий матери. В 1864 году к Казанской церкви пристраивается тёплый придел, освященный во имя Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. В 1902-1903 годах во время одной из своих поездок по Волге Великовражской храм посетил святой праведный Иоанн Кронштадский и совершил здесь богослужение. В 1937 году после ссылки настоятеля Великовражской церкви протоиерея отца Михаила (Сигрианского) храм был закрыт по причине отсутствия культовых служащих, но разорению не подвергался. Богослужение в храме возобновись на Пасху в 1944 году. 20 февраля 1995 года Великовражской Казанской церкви был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.
Живописностью своей и окрестностей Великий Враг привлек кинорежиссеров. Здесь снимались многие эпизоды таких кинокартин: «Русское поле», «Секретарь обкома», «Дело было в Пенькове», «Жили-были старик со старухой» и другие.
А также жители села гордятся своим знаменитым земляком, талантливым конструктором Аркадием Федоровичем Николаевым, профессором, доктором технических наук, лауреатом Государственной премии, награжденным орденом Ленина за выдающиеся исследования в Антарктиде.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: