Этот тайник, также как и “Прогулка по Острову” и “Прогулка по Швивой Горке”, является некой самостоятельной экскурсией по Москве. Вам предлагается взять распечатку тайника и прогуляться по тихим (и не очень) московским переулкам, посмотреть на известные (и не очень) достопримечательности. Для тех, кто хочет просто прогуляться по Москве и не собирается заморачиваться поиском тайников, все шаги берутся без навигатора. Делайте распечатку описания и отправляйтесь на прогулку. В заголовке тайника указаны координаты выхода из станции метро “Смоленская”, откуда и начнётся маршрут этой прогулки. В ходе этой прогулки вам предстоит прогуляться по тихим московским переулкам. Я расскажу лишь о малой части достопримечательностей, что будут лежать на вашем пути. На самом деле интересного там гораздо больше. Наш маршрут начинается у выхода из метро “Смоленская” Арбатско-Покровской линии (это которая на схеме нарисована синим цветом), заканчивается у станции метро “Кропоткинская”. Итак :
1 шаг. Итак, станция метро “Смоленская”. Открыта 5 апреля 1953 года. С Садового Кольца во двор станции ведёт стилизованная триумфальная арка. Да и сам главный фасад станции украшен барельефами на военную тематику. Что они обозначают, рассказывать не буду. Увидите, сами поймёте. Всего там четыре круглых “военных” барельефа. На одном из них изображён человек, держащий в руках предмет сельскохозяйственного назначения. А какой это по счёту барельеф, если считать слева направо? Это число А. Это пока разминка .
2 шаг. А теперь давайте обойдём вестибюль станции метро слева и выйдем на Арбат. Итак, мы с вами на перекрёстке Арбата и Денежного переулка. Сейчас мы пойдём по Арбату налево (в сторону центра), но давайте сначала ненадолго задержимся здесь. Арбат – одна из центральных и самых старых улиц нашего города. Именно здесь проходила Смоленская дорога – главная дорога, связывавшая Московское княжество с Западом. Здесь веками шли войска, проходили купеческие караваны, ехали тяжёлые посольские кареты. Массовая застройка этих мест велась в основном во времена Ивана Грозного. Именно здесь он разместил слободы стрельцов, плотников, иконников, мастеров серебряных дел. Отсюда и названия здешних переулков: Плотников, Серебряный. После восстания стрельцов (при Петре I) и их высылки, опустевшие земли были розданы другим служилым людям. На месте бывших стрелецких домов стали появляться дворянские усадьбы. В конце 19 века на Арбат повела решительное наступление буржуазия. Рядом со старыми дворянскими усадьбами стали расти доходные дома. Именно ими и застроен сейчас в основном Арбат. Но о них мы поговорим чуток попозже. А сначала посмотрим направо, на угловое здание (ул.Арбат, 57). Вы, наверное, думаете, что это просто боковое крыло высотки. Частично вы правы. Сейчас это, действительно, так. Но раньше это было отдельное здание, а при строительстве высотки это здание просто “включили” в высотку. А когда-то здесь было “Здание пролетарского туризма”, то есть один из предшественников современного геокешинга. Об этом напоминает барельеф над входом. Итак, подойдите к этому барельефу со стороны Арбата. Сколько на нём изображено “древних геокешеров”, то бишь пролетарских туристов? Это и будет число Б.
3 шаг. Теперь вернёмся на тот же перекрёсток и смотрим теперь не направо, а налево, на дом № 55 (это где аптека). Построен в 1868 году архитектором Арсеньевым. Здесь жила в основном интеллегенция. Этот дом в народе называли “профессорским”. В квартире № 6, например, жили Соловьёвы. Михаил Сергеевич - сын известного историка, сам преподаватель истории. Его сын Сергей – поэт-переводчик. Окна их квартиры хорошо видны с того места, где вы стоите. Второй этаж – 4 окна в Денежный переулок, угловой балкон, шесть окон на Арбат и центральный балкон (нехилая квартирка). Именно в этой квартире собирался в своё время один из самых известных литературных салонов Москвы. Завсегдатаями здесь были Брюсов, Бальмонт, Белый. Бывал здесь и Блок. Сам Андрей Белый (настоящая фамилия Бугаев) жил здесь же, третий этаж, пять окон и балкон, выходящие на Арбат. Вам предстоит обследовать этот самый угол дома и найти здесь геодезический репер. Первые две цифры 67. А последняя цифра это будет число В.
4 шаг. Ну и конечно же “НАШЕ ВСЁ”. Александр Сергеевич Пушкин. Остановитесь перед домом № 53, около памятника Пушкину. Это самый старый (из сохранившихся) дом на Арбате, сохранившийся в основе с 1750 года. Здесь Пушкин снимал квартиру после свадьбы с Гончаровой около полугода. Здесь прошли самые счастливые месяцы его жизни. Здесь я не буду заставлять вас ничего пересчитывать. Шагов у тайника много и если вы везде всё будете считать, то на прогулку уйдёт дня два. Так что на некоторых шагах (например, на этом) можете просто расслабленно отдыхать. Если очень невтерпёж совершить что-то великое, то в этом месте есть комовский тайничок. Можете его взять.
5 шаг. Дом № 51. Если Пушкин ни слова не написал об Арбате, то писатель Рыбаков, живший в этом доме, увековечил эту улицу в своём творчестве. Сам этот дом построен в 1903 году по проекту архитектора Жигардловича. Обстановка этих мест отражена в романах “Кортик” и “Выстрел”. Ну и, разумеется, этим места посвящён самый известный его роман “Дети Арбата”. На доме висит мемориальная табличка о том, что здесь жил Рыбаков. А чтобы вы не просто прошли по улице, я попытаюсь заманить вас во двор. Вам надо войти в подворотню этого дома. Сколько железных дверей видно на стенах подворотни (собственно двери там есть только на левой стене)? Это число Г.
6 шаг. Дом (№43) и памятник Булату Окуджаве. Главным певцом Арбата является, без сомнения, Булат Окуджава.
“От любови твоей вовсе не излечишься, Сорок тысяч других мостовых любя. Ах, Арбат, мой Арбат, Ты – моё отечество, Никогда до конца не пройти тебя!”
Всю свою жизнь Булат Окуджава прожил здесь, всё его творчество воспевает эти места. И потому так гармонично здесь смотрится этот памятник. А теперь подойдите к памятнику. Посмотрите на дом напротив (на который смотрит Окуджава). На уровне предпоследнего этажа между окон с полукруглыми арками видны барельефы. Четыре штуки с женскими портретами в профиль. А сколько там барельефов с женскими фигурками в полный рост? Это число Д.
7 шаг. Храм Спаса на Песках. Почти напротив памятника Окуджаве в противоположную сторону уходит Спасопесковский переулок. Свернём туда. С правой стороны мы увидим храм Спаса на Песках. Впервые он упоминается в летописи в 1657 году. То, что мы видим сейчас, построено около 1711 года. После революции храм был закрыт. Здесь располагалось одно из подразделений киностудии “Союзмультфильм”. Храм возвращён церкви в начале 90-х годов. Именно этот храм изображён на картине Поленова “Московский дворик” (см.фото слева наверху). Давайте пройдём примерно туда, откуда эта картина и писалась.
8 шаг. Московский дворик. Проходим мимо храма и выходим в маленький скверик за ним. Остановимся около памятника Пушкину. Картина писалась примерно с этой стороны. А перед нами опять “наше всё” - Александр Сергеевич. Памятник поставлен недавно, в 1993 году. А вот сквер разбит аж в 1871 году и назван “Общественный Пушкинский Сад”. Создателем сквера был выдающийся русский архитектор Львов. Он же, кстати, написал и музыку к гимну Императорской России “Боже, Царя храни”. Так что сквер это посетить надо. Кстати, а какое ближайшее дерево растёт за спиной Пушкина? Количество букв в названии дерева - это число Е.
9 шаг. А теперь идём в гости к американцам. Не ко всем, только к американскому послу. Покрутите головой и вы увидите невдалеке здание с американским флагом (дом № 10). Этот дом выстроил в 1914 году миллионер Второв в стиле неоампир. С 1933 года здесь размещается резиденция американского посла “Спасохаус”. В 1935 году здесь проходил многолюдный роскошный приём под названием “весенний фестиваль” . Побывал на нём и писатель Булгаков. Чуть позже он описал этот фестиваль на страницах романа “Мастер и Маргарита” под названием бала полнолуния. А рядом ещё один симпатичный домик (дом № 8). Здесь одно время жил Вяземский, близкий друг Пушкина. Мы видим сохранившийся ДЕРЕВЯННЫЙ !!! дом, построенный после пожара 1812 года. Кстати, здесь жил и устроитель сквера архитектор Львов. А мы подойдём к алтарной апсиде храма. Часть окон алтарной апсиды закрыта решётками, а часть старинными коваными ставнями. Количество окон со ставнями - это будет число Ж. А мы проходим мимо алтарной апсиды, сворачиваем налево, метров через пятьдесят увидим проулок направо и выходим снова на Арбат.
10 шаг. Угол Арбата и Кривоарбатского переулка. Перед вами дом № 37. Этот дом спорит с “пушкинским” домом за звание самого старого дома на Арбате. Что это за дом, написано на мемориальной табличке. Но о самом интересном табличка умалчивает. Именно здесь под негласным надзором полиции жил сын Императрицы Екатерины II и её фаворита графа Орлова. А мы с вами свернём в переулок прямо за этим домом. И на боковой стене этого же дома увидим “народное творчество”. Это знаменитая “стена Виктора Цоя”, известного музыканта, лидера группы “Кино”. Возникла эта стена стихийно после гибели музыканта в 1990 году. А мы отправимся дальше по Кривоколенному переулку. Собственно за его кривизну его так и обозвали.
11 шаг. Дом Мельникова. Остановимся перед домом № 10 по Кривоарбатскому переулку. Перед нами знаменитый “дом Мельникова”. Иностранцы от него вообще “тащатся”. Этот “опытно-показательный” дом был построен самим архитектором Мельниковым в 1927-1929 годах в стиле конструктивизм. Дом архитектор строил для себя. Это и сейчас частный дом в центре Москвы. Живут тут его потомки. Но с улицы не самый интересный ракурс. Взглянем на этот дом с другой стороны. В следующем доме (№ 12), где отделение милиции, есть подворотня. Зайдём туда. После подворотни увидим тропинку наискосок направо. Там будет маленькая “смотровая площадка”. Самый красивый ракурс на дом Мельникова именно оттуда. А чтобы у вас не возникло соблазна проскочить это место и побежать дальше, я загоню вас в эту подворотню насильно. Итак, встали на “смотровую площадку”, посмотрели чуток правее дома Мельникова. Видим внутренний облезлый фасад дома № 12. Прямо на вас смотрит стена с тремя вертикальными рядами окон. Боковые окна очень узенькие, а средние широкие. В седенм ряду когда-то были балконы. Видны следы замурованных проёмов и торчащие попарно консоли из 14-го двутавра. Итак, сколько консольных балок осталось от балконов на этом кусочке фасада? Это число И.
12 шаг. Дом с фризами. Идём до конца Кривоарбатского переулка и сворачиваем налево в Плотников переулок. Как несложно догадаться, когда-то здесь находилась слобода плотников. Нам с вами надо пройти почти весь переулок, до дома № 4 (это по левой стороне). Это знаменитый дом с фризами. На уровне второго этажа виден скульптурный фриз с изображением прильнувших друг к другу фигур. Среди них легко узнаются Толстой, Пушкин, Гоголь. Сам этот дом был построен архитектором Жериховым в 1907 году для “кандидата коммерческих наук” (были раньше и такие науки) Г.Е.Бройдо. Автором же скульптурного фриза является скульптор Синаев-Бернштейн. Автор изобразил композицию “Парнас”, деятели искусства в обнимку со своими музами направляются к Апполону за лавровыми венками. Фриз был изготовлен для украшения главного фасада Музея Изящных Искусств (ныне Пушкинский музей), но по какой-то причине был отвергнут заказчиком. И часть его оказалась на фасаде этого дома. А мы с вами идём дальше.
13 шаг. Дойдём до самого конца Плотникова переулка и свернём направо в Глазовский переулок. Остановимся на углу Глазовского и Денежного переулков. Посмотрим направо. Увидим двухэтажный красивый ампирный особнячок (дом 6\9). Это сохранившийся деревянный особняк поручика Поливанова, построенный сразу после пожара Москвы 1812 года. А теперь взглянем дальше, Глазовский переулок, дом 8. Этот дом, который архитектор Кекушев построил для себя любимого в самом конце 19 века, является наверное самым первым особняком в Москве, построенным в стиле модерн. Над главным входом – красивая мозаика, на ней изображён подводный мир. Пересчитайте омаров. Их число будет К.
14 шаг. А мы идём дальше по Денежному переулку в сторону Пречистенки. Нам нужен дом 5 в Денежном переулке. Один из крупнейших особняков Москвы был построен архитектором Бойцовым для владельца ткацких и литейных заводов Берга. Постоен в подражание итальянским городским дворцам в конце 19 века. После революции здесь было немецкое посольство. Именно в этом здании Яков Блюмкин и убил германского посла Мирбаха. Это был хороший повод для того, чтобы большевики расправились с эсерами. Потом здесь был исполком Коммунистического интернационала, а с 1922 года сюда переехало Итальянское посольство, которое располагается здесь и поныне. А мы идём дальше.
15 шаг. Дворцовое ведомство. Денежный переулок, дом 1. Это дом дворцового ведомства, построенный в самом начале 19 века в стиле ампир. Здесь жил известный московский архитектор Е.Д..Тюрин. В его квартире была огромная коллекция картин (более 400), в том числе Рубенс, Веласке, Ван Дейк. По воскресеньям был открыт безплатный вход для всех желающих. На углу этого дома вам надо найти геодезический репер. Первые цифры 69. А последняя цифра это будет число Л.
16 шаг. А мы продолжаем наш путь по Малому Левшинскому переулку, названному по имени стрелецкого полковника Афанасия Левшина, чей полк был расквартирован здесь в 17 веке. Наш путь лежит к поливановской гимназии. Главный её фасад, выходящий на Пречистенку, ничем особо не примечателен. Обычный для послепожарной Москвы ампир с некоторой примесью классицизма, да ещё прошедший через многочисленные реставрационные работы, а вот во внутренний двор гимназии обязательно надо зайти. Когда впереди уже покажется Пречистенка, сверните в последний двор с правой стороны. Вы окажетесь в совершенно другой Москве, совсем не в той, к которой вы привыкли. Итак, вы во дворе поливановской гимназии. Лев Иванович Поливанов (1838-1899) – выдающийся педагог и общественный деятель. Не случайно Л.Н.Толстой и А.Н.Островский именно сюда отдали учиться своих сыновей. Эту гимназию окончили поэты Соловьёв, Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Радин (автор песни “Смело товарищи в ногу”), шахматист Алёхин. Сейчас здесь находится детская музыкальная школа. Внутри сохранилась старинная чугунная лестница и старый концертный зал в котором ещё при Поливанове ставил свои спектакли известный на всю Москву “Шекспировский кружок”. А полукруглые здания во дворе - это конюшни при гимназии. Сейчас это жилые дома. Вот такая Москва ещё сохранилась во дворах.
17 шаг. Переходим Пречистенку и ныряем в Мансуровский переулок, получивший своё название от усадьбы жившей здесь бригадирши Мансуровой. А нас интересует одноэтажный деревянный дом № 9, что по правой стороне. Сам дом построен в 1834 году. Нам он интересен тем, что после революции здесь жили близкие друзья Булгакова, у которых он часто гостил. Именно этот дом фигурирует в романе “Мастер и Маргарита”, как жилище Мастера. А перед ним (дом № 11) стоит весьма симпатичный ампирный особнячок. Справа и слева от этого особняка даже сохранилась старинная ограда. В ней две калитки. Одна почти нормальная. А вот вторая… В общем посмотрите, забавно. Итак, если встать лицом к особняку (дом 11), то с какой стороны от него будет “смешная” калитка? Если слева, то М=1, если справа, то М=2.
18 шаг. Переходим через Остоженку и ищем на той стороне 3-ий Зачатьевский переулок. Нам туда. Обходим большой дом и сразу за ним сворачиваем налево. По правой стороне мы увидим ветхий двухэтажный деревянный дом. А ведь в этом доме жил Фёдор Иванович Шаляпин. Именно здесь художник Серов написал его портрет. На доме висит табличка об идущей здесь реставрации. Но никаких следов реставрации не видно. Видимо, ждут когда здание окончательно развалится, чтобы можно было тут построить элитное жильё. Ваша задача найти на этом доме “мемориальную” табличку, которая также рассказывает о том, что тут сейчас происходит. Количество букв в слове после слова "жил" - это число Н.
19 шаг. А мы с вами подошли к Зачатьевскому женскому монастырю, к его хозяйственным воротам. Примерно в 1360 году Святитель Алексий, митрополит Московский, основал здесь Алексеевский монастырь, посвящённый Алексию человеку Божьему, его небесному покровителю. Первыми насельницами нового монастыря стали его родные сёстры. Также монастырь называли Стародевичий, так как это был самый старый женский монастырь в Москве. Позднее монастырь был перенесён на новое место, туда, где сейчас находится Храм Христа Спасителя. Спустя некоторое время здесь царём Фёдором Иоанновичем был основан новый монастырь, который стоит и поныне. После революции почти всё в монастыре было разрушено. Красавец храм, который вы видите из-за ограды, восстановлен всего несколько лет назад. Поверните налево и пройдите к главным воротам монастыря. Вы увдите надвратный храм конца 17 века построенный семьёй Римских-Корсаковых, дом которых находился совсем рядом.
20 шаг. Выходим на Остоженку и чешем направо, к метро. Но сначала мы посетим ещё одно место. Зайдём на территорию Храма Христа Спасителя. Но этот шаг тайника посвящён вовсе не этому храму, как можно было бы подумать. Этот храм уже упоминается в тайнике “Прогулка по Острову”. Однако напомню вкратце о чём там шла речь : “Храм был построен в честь победы России над Наполеоном по проекту архитектора Тона. После революции храм был взорван. На его месте планировалось возвести Дворец Советов. Трёхсотметровый небоскрёб со стометровой статуей Ленина наверху. Выкопали котлован. Полностью сделали фундамент. Начали возведение металлокаркаса. Успели выполнить более десяти этажей. Но тут началась война. Готовый металлокаркас срезали и выполняли из него противотанковые ежи, которыми перегораживали московские улицы на случай, если фашисты ворвутся в Москву и начнутся уличные бои. Война закончилась. Страна лежала в руинах. И государство уже не могло позволить себе столь дорогостоящий проект. Долгое время здесь так и была заброшенная стройплощадка с котлованом и готовым фундаментом. Со временем котлован с фундаментом практически безо всяких затрат облицевали изнутри кафельной плиткой, залили водой и получился плавательный бассейн “Москва”. Храм был воссоздан в девяностые годы. Сейчас это главный кафедральный собор Русской Православной Церкви.” Ободите храм вокруг. Вы увидите небольшую деревянную церковь Державной иконы Божией Матери. Мысленно перенесёмся в восьмидесятые годы. Рядом ещё плещется открытый бассейн “Москва”, распространяя вокруг хлорные миазмы. Но решение восстановить Храм Христа Спасителя, кажется, уже вот-вот созреет. И тогда было принято решение построить рядом с бассейном небольшую деревянную церковь, как символ будущего возрождения храма. Но кому доверить постройку церкви? И тут патриарх Алексий II поручает это дело своему молодому и энергичному иподиакону, который по своей гражданской профессии до принятия монашеского пострига был архитектором. И вот рядом с чашей бассейна появляется красивый деревянный храм. Решение восстанавливать Храм Христа Спасителя уже принято окончательно. Стройку ведёт Лужков. Кому же патриарх может поручить присматривать за столь грандиозным проектом? Разумеется своему иподиакону, которого он знает уже несколько лет и уже доказавшему свои строительные организаторские таланты. Во вновь возведённом деревянном храме Державной иконы Божией Матери Алексий II лично рукополагает своего иподиакона в иеромонахи и назначает его настоятелем этого храма. И пришлось новому настоятелю и служить почти на стройплощадке и заниматься там и строительными вопросами. Так что эта церковь в течении нескольких лет была не только храмом, но и неофициальной “прорабкой”. Сейчас службы здесь идут редко, по особому расписанию и храм почти всегда закрыт. Но в своё время именно он был предтечей возрождённого Храма Христа Спасителя. Если вам повезёт и храм будет открыт, обязательно зайдите туда хотя бы на минутку. Обойдите храм вокруг. С разных сторон на нём висят иконы. А с какой стороны висит икона Святителя Николая? Если с востока, то П=1, если с запада, то П=2, если с севера, то П=3, если с юга, то П=4.
21 шаг. Заключительный. А теперь достаём из кармана калькулятор (без него вы всё равно не справитесь) и начинаем высчитывать координаты закладки. N 55.44.(А*Б*В*Г*Д+Е*Ж*И*К*Л-Б*В*П+Б*Е-М)+Б+М Е 37.36.(Н*П*Б+Б*В-В)-Б*(В+Н) Вам придётся немного углубиться во дворы. В указанных координатах вам нужно найти подоконник, к которому снизу, в 15-ти сантиметрах от правого края (если стоять лицом к стене), и примагничен микроконтейнер. Учтите, что между домами навигатор может давать большую (ну, очень большую) погрешность. Поэтому, чтобы не засвечивать место закладки, обшаривая все подоконники во всех дворах (а их там достаточно много), попадающие в зону погрешности прибора, а в городских условиях это метров пятьдесят, а в таких дворах и больше (хотя прибор может утверждать что точность позиционирования в настоящий момент всего два метра), просто походите минут пять вокруг, наблюдая за стрелкой прибора. Потом подумайте, где именно вы бы сами устроили нычку. Уверен, что вы если и не с первой, то максимум со второй попытки найдёте ТО САМОЕ место. Самое безопасное - это извлекать контейнер в тёмное время суток. Контейнер очень маленький. Никаких ништяков там нет. Только микроблокнот. Нет даже карандаша. Поэтому письменные принадлежности, чтобы записаться в блокнот просьба приносить с собой.
P.S. Большая просьба не выкладывать в фотоальбоме фотографию места закладки и не публиковать в интернет-блокноте тайника информацию и намёки о месте закладки.
P.P.S. Виртуального вопроса на случай разорения тайника не предусмотрено. Если тайник разорён, просьба сообщить об этом автору. Я постараюсь его восстановить в кратчайшие сроки. Правда, в этом случае вы не сможете поставить себе зачёт за взятие тайника. Если же вы не хотите ждать, когда тайник будет восстановлен, то можете восстановить его сами и поставить себе зачёт.
Р.Р.P.S. Закладку можно искать круглый год.
Внимание !!! В связи с тем, что старое место закладки огорожено забором, 5 марта 2013 года место закладки изменено. У кого старые распечатки, будьте внимательны.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: