- Н. А. Бугров играл в Нижнем и губернии роль удельного князя (М.Горький)
Бугров Николай Александрович (1837-1911гг.) - нижегородский купец, промышленник, миллионер, владел паровыми мельницами, подарил Нижнему Новгороду здание Городской думы, благотворитель, старообрядец.Бугровы - самая именитая фамилия из дореволюционных купцов-предпринимателей Нижнего Новгорода. Они памятны не столько своим богатством, сколько щедрой, до сих пор никем непревзойденной благотворительностью.
Самый крупный промышленник-финансист Нижегородской губернии конца XIX - начала XX века, меценат и благотворитель родился в Нижнем Новгороде, и стал продолжателем крупного "дела" (бизнеса), начатого его дедом, Петром Егоровичем, и отцом, Александром Петровичем. О деловой смышлености и хватке П.Е. Бугрова писал в свое время В.И. Даль, Н.А. Бугрову посвящен один из биографических очерков М. Горького. Получил домашнее воспитание старообрядца. Крупнейший домовладелец старого Нижнего, он вкладывал огромные средства в городское строительство, часть дохода от которого регулярно уходила на благотворительное содержание ночлежного дома для босяков, выстроенного его отцом. Завершил строительство в Н. Новгороде "Вдовьего дома", начатое его отцом, выстроил в Н. Новгороде здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27), профинансировал строительство здания Городской думы на Благовещенской площади (в настоящее время - Дворец труда, ул. Б. Покровская, 1). Как видно, Бугров особенно памятен нижегородцам щедрой благотворительностью, он выделял на нее не крохи, а ежегодно 45 % чистого дохода.
В 1888 году Николай Александрович построил фамильный особняк, в котором ныне распологается детская художественная школа №1. Крупный торговец хлебом, с 1896 года получивший право поставлять хлеб для всей русской армии, владелец множества паровых мельниц, десятка пароходов, целой флотилии грузовых барж. "Товарищество паровых механических мельниц" Н.А. Бугрова имело представительства в 20 крупнейших городах России. Входил в Нижегородское Мининское братство.
В родном селе Поповке Бугров возвёл большое здание, богадельню для старообрядцев. Он открыто поддерживал тайные скиты в лесах Керженца и на Иргизе и вообще являлся не только деятельным защитником старообрядчества, но и крепким столпом, на который опиралось "древлее благочестие" Поволжья, Приуралья и даже некоторой части Сибири.
Малиновский скит
1. Возникновение и проблемы становления
Когда заходит речь о раскольничьих скитах, то в силу сложившихся стереотипов и отсутствия достаточной информации, они представляются многим как жилище отшельников. Однако такое понимание не только упрощенно, но и не верно. Многие старообрядческие монастыри со временем стали настоящими центрами самобытной культуры. Именно к таким относится Малиновский скит, расположенный на живописном берегу реки Линды, надолго ставший прибежищем для старообрядцев беглопоповского согласия. "Малиновский скит" - откуда и когда получило такое название жилище первых поселенцев, никому не ведомо. Известно, что по приказу Питирима с 1721 по 1737 год все керженские скиты и Малиновский, надо полагать, в том числе были сожжены с помощью присланных сюда воинских частей. Однако со смягчением правительственной политики по отношению к старообрядчеству и выходом Указа от 16 октября 1762 г., разрешавшего возвращение ранее эмигрировавших раскольников на родину, отмечается очередной рост скитов. Они начинают быстрыми темпами восстанавливаться в Семеновских лесах, там же строят новые, и через 26 лет их количество достигает уже 54, среди этих скитов назван и Малиновский скит. Благодаря указу керженские скиты вновь стали расти, получая значительную денежную поддержку от Московского старообрядческого купечества. Эта поддержка дала подъем новой волне развития старообрядчества. Так - то приходя в запустение, то возобновляясь, скит просуществовал до конца XIX века.
Бугров в своем ходатайстве к министру внутренних дел представил Малиновский скит не монастырем или скитом с монастырской организацией, а просто богадельней, на которую и получил распоряжение министра в 1900 г.
Свое стремление поддержать скит Н.А. Бугров объяснял тем, что принадлежит к старообрядцам, приемлющим священство, и, происходя по рождению из крестьян деревни Поповой Семеновского уезда, искренне желал бы сделать некоторое облегчение для престарелых жителей местности и округи, также придерживающихся тех же обрядов, которых придерживался и сам.
2.Малиновский скит как комплекс сооружений
Об устройстве скита можно судитьиз доклада нижегородскому епископу в котором сообщается: "обнесенный высокой каменной оградой с башнями и крепкими затворами, этот скит на обширной своей площади имеет много каменных и деревянных корпусов и флигелей разных назначений". Из этого можно сделать вывод, что крепкие затворы и высокая ограда не были прихотью, они оберегали от грабителей, не раз посягавших на культурные ценности скита. Николай Александрович занимался не только строительством здания скита, но и содержанием его штатных служителей: священников, сторожей, кухарок, истопников и т.д. На его деньги кормили многочисленных проживающих в скиту престарелых старообрядцев, разных богомольцев и просто бедных людей приходивших на моленья в Малиновский скит.
1. Богадельня.
Среди построек Малиновского скита следует отметить два дома каменный и деревянный. Первый двухэтажный дом из красного кирпича - это богадельня или молитвенный дом. Здание разделялось на два отделения: одно, обширнейшее, представляло собой открытую для всех публичную часовню без престола, в которой обычно совершались повседневные богослужения самими призреваемыми, другое, секретное, располагавшееся наверху, имело престол. Второе здание было перевезено в Малиновку с Керженца из деревни Ежово. Дом отличается монументальностью, имеет строгие классические пропорции. Ранее он был связан теплым переходом еще с одним домом, стоящим рядом. Дом представляет интерес, как с архитектурной, так и с этнографической точки зрения как хороший образец деревянного крестьянского зодчества XIX в.
2. Церковь
История создания.По указанию Николая Александровича Бугрова в 1908 г. архитектор А.М. Вешняков разрабатывает проект каменной, красного кирпича церкви традиционного типа "корабль" с архитектурной шатровой колокольней. Однако заказчик, на деньги которого осуществлялось проектирование и строительство, вносит свои изменения: вместо одного купола - пять, а здание украшает цветными изразцами. Проект был утвержден строительным управлением Нижегородского Губернского правления в 1909 г., а само строительство храма было завершено в 1911 г. Освятили храм в честь Владимирской божьей матери. Это первоначальное ее название не было случайностью: старообрядцы, хранители древних традиций, особо чтут князя Владимира Святого, именно при нем произошло крещение языческой Руси. Нижегородские газеты так писали об освещении Малиновской церкви: совершено торжественное освещение каменного храма при Малиновском монастыре построенным известным благотворителем Бугровым Н.А. Освящение было весьма торжественным при многочисленном старообрядческом духовенстве. Храм поражает убранством древнейших икон и роскошной живописью со стороны оригиналов. На торжественном освящении находились З.А. Бугрова, Ф.А. Асонов и много приезжих старообрядцев. Несмотря на горячее рабочее время, было много крестьян. Ее открытие имело огромное значение для всего старообрядческого мира т.к. Малиновский скит теперь начинает играть роль центрабеглопоповского согласия в Нижегородском крае.
Архитектура церкви. Сложная по своей объемно - пространственной композиции краснокирпичная церковь выполнена в русском стиле, а в отличие от многих храмов начала XX в. с их подчеркнутой асимметрией, она имеет традиционно планировочную схему типа "корабль". На продольную ось здания "нанизаны" объемы крытой паперти, трехъярусной шатровой колокольни с примыкающими к ее основанию двумя служебными помещениями, в северном из которых находится чугунная винтовая лестница, ведущая в подвал и на звонницу, просторной трапезной, четверика храма с боковыми притворами и пятигранной алтарной апсиды. Фасады церкви изысканно нарядны, благодаря сочетанию краснокирпичных стен с многочисленными полихромными изразцами и оштукатуренными белыми деталями. Все окна имели тонкие металлические переплеты и цветные витражи. Интересно декоративное оформление притворов, а также западного крыльца, имеющего щипцовое завершение и опоры шарообразной формы с лентой поребрика в средней части. В интерьерах церкви сохранилась фрагменты росписей в древнерусском стиле, значительное место среди которых занимают сюжеты на темы двунадесятых праздников и растительные орнаменты.
Судьба церкви после кончины Н.А. Бугрова
Владимирская церковь, выстроенная на деньги Н.А. Бугрова, стала крупным последним сооружением на территории скита. К сожалению, Николай Александрович не дожил до воплощения своей мечты - строительства большого официально разрешенного храма, он умер 16 апреля 1911 г. на 73 году жизни. Но в память о благодетеле в церкви справа от входа был изображен его портрет с изображением вновь выстроенного храма. Судьба церкви была трагичной, она просуществовала до 1925 г., когда монастырь был ликвидирован, а постройки проданы отдельным частным лицам и учреждениям. Однако, церковь оставалась пустующей, за исключением подвала, использовавшегося под склад. Но еще долго не прекращался биться пульс церковной жизни, в разграбленном храме, тайком, при закрытых дверях и ставнях, собирались люди для молитвы. В 1993 г. церковь бывшего Малиновского скита была возвращена старообрядческой общине и переосвещена в честь иконы Казанской божьей матери. С этого же года начались богослужения, которые были официально прекращены еще в 1933 году. На реставрацию храма выделили деньги нижегородский губернатор, и мэр г. Бор В. Иванов.
Комплекс Малиновского скита, помимо разработки проекта реставрации церкви, требует проведения дальнейшего исследование связей скита с близлежайшими населенными пунктами (с. Филипповское, где находилась старообрядческая богадельня, Попово - родина Бугровых и др.), с возможным определением границ уникальной исторической территории, связанной с историей старообрядчества.
В целом же комплекс Малиновского скита едва ли не единственный пример старообрядческой обители, сохранившейся на территории Нижегородской области, во всяком случае, равного ему не было в конце XIX- нач. XX веков.
Описание по материалам курсовой работы студентки исторического факультета ННГУ Васильевой Ольги, а также сайтов http://www.museum.nnov.ru и http://www.uic.unn.ru/~dofa/pers/bugrov.htm
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: