Тайник перемещен в архив модератором проблемных тайников, т.к. являлся недействующим более пяти лет.
Миф первый: В Святом озере когда-то затонула церковь
Этот миф действительно существует, но он настолько древний, что его уже никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть. Легенда гласит, что когда-то давным-давно, еще в средние века собрались крестьяне из близлежащих деревень и срубили деревянную церковь там, где сейчас Святое озеро. Но после того, как работа над храмом была закончена, люди затеяли в нем ссоры и драки, и Господь разгневался на них за это. Как только селяне разошлись по домам, церковь ушла под землю, а проем над ней затопили ключевые воды. Утром вернулись — нет церкви. На том месте, где она недавно стояла, озеро плещется. Вода в нем светлая, чистая, будто слеза Божья. Вода в нем целебную силу имела, от разных болезней излечивала. Озеро Святым прозвали. А церковь о себе тихим звоном из глубины напоминает. Кто тот звон услышит — счастье найдет ... Эта красивая легенда может быть правдой, если вспомнить про многочисленные карстовые пустоты, пролегающие под городом и его окрестностям. Не раз дзержинцы были свидетелями оседания и даже провалов городских дорог и построек. Если предположить, что церковь была построена над большими пустотами, была достаточно тяжелой, то не удивительно, что она могла провалиться под землю. В любом случае ее останки уже давно сгнили под водой, и даже если их еще можно найти, то где доказательства, что это не просто старые бревна, выпавшие когда-то под лед с проезжавшего обоза крестьянина?
Миф второй: Святое озеро где-то под землей связано с морем
Да-да, такой миф был и успешно существовал с начала девятнадцатого века. Он был вызван тем, что в девятнадцатом веке крестьяне из села Бабушкино вытащили из Святого озера брусья и бревна чудной отделки, которую никак нельзя было признать за работу местных судовых дел мастеров (тогда на затоне Оки строили корабли для государственного флота). Это послужило поводом к рождению слухов и толков. «Вестимо дело, - судачили старожилы, - у окиян-моря есть пучины, которые имеют подземные сообщения с озером. В морскую пучину увлекаются корабли и разбиваются там вдребезги, доски и брусья от таких кораблей подземными каналами и приносит в озеро. Так и никак иначе. У нас по Святу-озеру суда морские не плавали, одни лодки. Отколе же взялись такие бревна, как не из окиян-моря?». А вот откуда. В 1695 году Азовский военный флот Петра I в течение недели (16-22 мая) ремонтировался в Нижнем Новгороде, и несколько дней царь провел в Черноречье (так называлась местность, где сейчас находится Дзержинск), посетив затон на Оке. Самодержец, осмотрев здешний сосновый лес, приказал строить здесь верфь, а местным жителям заняться судостроением для государева дела. А чтобы показать местным мастерам, как нужно делать корабли, в качестве образца из Голландии доставили судно «рейс-шиф», получившее у нас русское название «расшива». Но, вероятно, по причине плохого досмотра и прошествия изрядного количества лет, заграничная посудина затонула, и часть ее останков разобрало население – кто на память, а кто на дрова. Возможно, именно они как-то попали и на дно Святого озера, а спустя века всплыли прямиком в руки чернореченских крестьян. Тем не менее об этих событиях стихи сложены:
На Свято озере у города Дзержинска, Когда-то Черного села, что в 40 верстах От Новгорода Нижнего. Был обнаружен остов корабля. Корабль не наш, Голландской верфи.
И в летописях историк пишет: По высочайшему велению Петра, В год тысяча семьсот девятый. Был прислан из Голландии корабль К нам в озеро, с одной лишь целью, Чтоб разобрав его на части, Детально изучив детали, части, Пощупав собственной рукою такелаж. Простой мужик умелец русский, Сумел создать и свой корабль. Да, что корабль и флот Российский.
Так вот, посуху шел иль по воде Уже не помнят старожилы. Легенда канула в лета, С тех пор прошли немалые года. Останки судна обнаружены теперь, Там где когда-то была верфь И в озеро Святое наше, через Васильевский Ручей по Волошке через Оку, Суда свободно заходили.
Из грамоты царю Петру, Отправленной монахом, Нам известно стало, Что раньше здешние места, Владенья Дудина-монастыря, Богаты были корабельным лесом. Посевы монастырские и ныне Видны вдоль берега Оки. Одни дубравы в гривах Чего стоят. Аллеи липы, сосны, ели в боре Березы рощами стоят. Наш край богатый древесиной. Вот Петр и снарядил корабль.
Подвоз хороший, много древесины. Мужик обучен растяпному ремеслу. Сложилось всё как по уму, и главное, Селенье плотников и столяров Не далеко от озера ютилось, Растяпиным звалось оно. Название ему дано, Самим Петром Великим в назидание.
Один мужик из подмастерьев В присутствие царя, легенда говорит, Не смог топор свой удержать, Работал неумело. Своим растяпством поразил Петра, Царь-плотник был умелый, Умел топор в руках держать, Коль требовало дело. И сей мужик, развеселил царя, Что тот без чувства гнева Легонько пожурил его, А вместе с ним и всё село Эх вы, растяпы, вы, растяпы. С тех пор название прижилось, Как сказано в легенде, А что здесь правда, и что ложь Судить не нам наверно.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: