1-го мая 1960 года советскими ракетчиками под Свердловском был сбит разведывательный самолет-шпион США Lockheed U-2. Н.С.Хрущев представил сбитие U-2 как большую победу, триумф нашего передового оружия и боеготовности армии. За прошедшие пятьдесят лет, газеты и журналы опубликовали много небылиц и догадок о событиях с U-2. И по сей день, в Интернете происходят многочисленные дискуссии военных по восстановлению тех событий. На месте падения самолета и приземления лётчика, в деревне Поварня и селе Косулино почти каждый старожил имеет свою версию общения с американским шпионом.
Эпоха «Холодной войны». Американский самолет-шпион U-2 и Советский зенитный ракетный комплекс С-75 начали путь навстречу друг другу практически в одно время, в середине 50-х годов прошлого столетия. Оба создавались в условиях строгой секретности и в сжатые сроки. В создании этих проектов принимали участие выдающиеся инженеры и ученые. Практическая реализация охватила широкий круг отраслей экономики и множество предприятий в обеих странах. Встреча двух систем и произошла 1 мая 1960 г. в небе под Свердловском.
Lockheed U-2. В условиях «железного занавеса», для США, воздушная разведка оставалась единственной возможностью собрать информацию о советской армии и оборонной промышленности Советского Союза. Работы над U-2 были начаты компанией «Локхид» в 1954 году по заказу ЦРУ и шли под большим секретом. Руководил разработкой самолета видный авиаконструктор Кларенс Леонард Джонсон. Проект U-2 получил личное одобрение президента Эйзенхауэра и вошел в число приоритетных. В августе 1956 года пилот Тони Вьер поднял в воздух первый прототип, в следующем году машина пошла в серию. Компания «Локхид» построила 25 машин головной серии, их распределили между ВВС США, ЦРУ и НАСА. U-2 представлял собой дозвуковой невооруженный стратегический разведывательный самолет, способный выполнять полет на «недосягаемой» для тогдашних истребителей высоте — более 20 км. Максимальная скорость полета составляла 855 км/ч (крейсерская — 740 км/ч). Среднерасположенное крыло большого размаха (24,38 метра при длине самолета 15,11 м) и удлинения не только придавало самолету сходство со спортивным планером, но позволяло планировать с выключенным двигателем. Это способствовало и исключительной дальности полета. Максимальная дальность полета — 6435 километров. Для уменьшения заметности U-2 имел сглаженную отшлифованную поверхность. За черное малобликующее покрытие его прозвали «черной леди шпионажа» (производное от первоначального прозвища U-2 — «Dragon Lady»). Самолет-шпион, разумеется, не нес никаких опознавательных знаков. Борт U-2С, сбитый над Свердловском, имел в носовой части фюзеляжа аппаратуру для регистрации радио- и радиолокационного излучения. Машина оснащалась автопилотом A-10, компасом MR-1, радиостанциями ARN-6 и АРС-34UHF, выдвижной фотокамерой.
Зенитный ракетный комплекс С-75. Советское правительство поставило перед советской ПВО принципиальную задачу — уничтожать даже новейшие американские самолеты-разведчики. Ее решение было возможно только при постоянном совершенствовании зенитного ракетного оружия и скорейшем перевооружении истребительной авиации на новые типы самолетов Истребители МиГ-19 за счет динамической горки могли просто «выскочить» на высоту 17 500 м и далее, просто свалиться на свой полётный потолок. Все надежды теперь возлагались на новый зенитно-ракетный комплекс — С-75. 20 ноября 1953 года Совет министров СССР принял постановление о создании перевозимого ЗРК, получившего обозначение С-75 («Система-75»). Тактико-техническое задание утвердило 4-е Главное управление Министерства обороны в начале 1954 года. Сама задача создания подвижного комплекса средней дальности с большой досягаемостью по высоте была довольно смелой по тем временам. С учетом сжатых сроков и нерешенности ряда вопросов пришлось отказаться от таких заманчивых качеств комплекса как многоканальность (возможность одновременного обстрела нескольких целей) и самонаведение ракеты на цель. Комплекс создавался как одноканальный, но с поражением цели с любого направления и под любым углом, с радиокомандным наведением ракеты. Применили новую математическую модель наведения ракет на цель — «метод половинного спрямления»: на основе данных о полете цели, полученных от РЛС, ракета направлялась к промежуточной расчетной точке, расположенной между текущим положением цели и расчетной точкой встречи. На одну цель станция наведения наводила одновременно три ракеты. Первый полк С-75 поставлен на боевое дежурство в 1958 году, а к 1960 году таких полков развернуто уже 80. Но они прикрывали только важнейшие объекты СССР. Для такой большой страны этого было недостаточно, и U-2С Пауэрса удалось проникнуть далеко вглубь Советского Союза, прежде чем он оказался в пределах досягаемости нового комплекса.
Фрэнсис Пауэрс. Фрэнсис Пауэрс был обыкновенным военным летчиком, проходил службу в ВВС США и летал на истребителях F-84G «Тандерджет». Однако в апреле 1956 года он, к удивлению сослуживцев и знакомых, уволился из ВВС. Но это не было спонтанное решение, Пауэрса отобрали «купцы» из ЦРУ — как было сказано позже на суде, он «продался американской разведке за 2500 долларов в месяц». В мае того же года он подписал специальный контракт с ЦРУ и отправился на специальные курсы для подготовки к полетам на новом самолете-разведчике. Подготовку нанятые ЦРУ летчики, будущие пилоты U-2, проходили на секретной базе в штате Невада. Причем процесс подготовки, да и сама база, были настолько засекречены, что на время обучения «курсантам» присваивались конспиративные имена. Пауэрс на время подготовки стал Палмером. В августе 1956 года, после успешно сданных экзаменов, он был допущен к самостоятельным полетам на U-2, а вскоре был зачислен в «Отряд 10–10», где получил удостоверение личности № AFI 288 068, гласившее, что он является сотрудником Министерства обороны США (US Department of Defense). После пленения у Пауэрса было также изъято свидетельство пилота, выданное NASA. Разведку объектов на территории СССР поручили экипажам самолетов-шпионов U-2 из состава «Отряда 10–10». Официально это подразделение именовалось 2-й (временной) авиаэскадрильей метеоразведки WRS (P)-2 и, по легенде, подчинялось NASA. Именно U-2 из этого авиаотряда систематически выполняли разведывательные полеты вдоль границ СССР с Турцией, Ираном и Афганистаном, а также решали аналогичные задачи в районе Черного моря, в том числе и над другими странами соцлагеря. Приоритетной задачей был сбор сведений о расположенных на советской территории радиостанциях, постах РЛС и позициях ракетных комплексов различного назначения — информации, крайне важной для подготовки в будущем прорыва советской ПВО.
Прерванный полёт U-2. Рано утром 1 мая Пауэрса подняли по тревоге, после чего он получил задание. Маршрут разведывательного полета U-2C пролегал от базы Пешавар через территорию Афганистана, значительную часть территории СССР — Аральское море, Свердловск, Киров и Плесецк — и завершался на авиабазе Будё в Норвегии. Это был уже 28-й полет Пауэрса на U-2, а потому особого волнения у него новое задание не вызвало. Пауэрс пересек советскую границу в 5 ч 36 мин по московскому времени юго-восточнее города Кировабада (Пянджа) Таджикской ССР и, как утверждают отечественные источники, с этого момента вплоть до того, как был сбит под Свердловском, постоянно сопровождался радиолокационными станциями войск ПВО. К 6.00 утра 1 мая силы ПВО СССР были приведены в боевую готовность, а на командный пункт войск ПВО прибыла группа высокопоставленных военачальников во главе с главкомом ПВО СССР маршалом Советского Союза Сергеем Семеновичем Бирюзовым. Пауэрс уже прошел вдоль Аральского моря, оставил позади Магнитогорск и Челябинск, почти подошел к Свердловску, а ПВО не могло с ним ничего сделать — оправдывались расчеты американцев: самолетам не хватало высоты, а зенитные ракеты наземного базирования почти нигде еще не стояли. Когда Пауэрс, начав фотосъемку химкомбината «Маяк», на котором выполнялось обогащение урана и производилась наработка оружейного плутония, приблизился к Свердловску, с находящегося неподалеку аэродрома Кольцово был поднят случайно оказавшийся там высотный истребитель-перехватчик Су-9. Однако он был без ракет — самолет перегоняли с завода к месту службы, и вооружения на этом истребителе не было, летчик же, капитан Игорь Ментюков, был без высотно-компенсирующего костюма. Тем не менее самолет подняли в воздух, а командующий авиацией ПВО генерал-лейтенант Евгений Яковлевич Савицкий дал задачу: «Уничтожить цель, таранить!». Самолет был выведен в зону нахождения нарушителя, но выполнить перехват не получилось. Скорость Су-9 составляла 2000 км/час, при этом U-2 летел со скоростью 800 км/час. Новый Су-9 просто «пролетел» мимо нарушителя. Зато Ментюков позже попал под обстрел своего зенитного ракетного дивизиона, чудом оставшись в живых. Дальнейшие события перехвата нарушителя силами ПВО весьма противоречивы. Самолёт Пауэрса достиг зоны ответственности 57-й зенитно-ракетной бригады. В районе Свердловска перехват нарушителя производили шесть зенитно-ракетных дивизиона: Полдневской зрдн (с.Полдневая), Щелкунский зрдн, зрдн Смирнова (Широкая речка), зрдн Воронова (Косулино), зрдн Шугаева (ст.Решёты), зрдн Шелудько (п.Монетный) Ракета, сбившая U-2, разорвалась метрах в 25-ти от хвостовой части самолёта в 8 часов 53 минуты московского времени. Потеряв управление, самолёт-шпион, разваливаясь на части падал вниз. Пилот Пауэрс, даже не пытаясь привести в действие систему ликвидации самолета и не используя катапультное кресло (позже он утверждал, что в нем находилось взрывное устройство, которое должно было сработать при катапультировании), с трудом выбрался из разваливающейся на части машины на высоте около 4000 метров, и уже в свободном падении раскрыл парашют. Многочисленные отметки от обломков самолёта, на радарах ПВО были восприняты за активные помехи, выставленные нарушителем, поэтому было решено работать по U-2 дальше. Так и случилось. Командир 4-го зенитного ракетного дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады майор Алексей Шугаев доложил на командный пункт начальника группировки зенитных ракетных войск, что видит цель на высоте 11 км. Несмотря на заявление дежурного по КП, что открывать огонь нельзя, поскольку в воздухе свои самолеты, находившийся на КП генерал-майор Иван Солодовников взял микрофон и лично отдал приказ: «Цель уничтожить!». Одна из ракет второго залпа едва и не поразила Су-9 капитана Ментюкова. А вторая — достала также преследовавший самолет Пауэрса МиГ-19 старшего лейтенанта Сергея Сафронова. Это был один из двух МиГов, отправленных в безнадежную погоню за самолетом-шпионом. Первым шел более опытный капитан Борис Айвазян, самолет Сергей Сафронова шел вторым. После залпа более опытный Айвазян успел сманеврировать, а самолет Сафронова упал в десяти километрах от аэродрома. Недалеко от него на парашюте опустился и сам летчик — уже мертвый, с большой раной на боку.
Итог противостояния двух систем, политической и технологической. 9 мая 1960 года, всего два дня спустя после того как Хрущев обнародовал информацию о том,что пилот Пауэрс жив и дает показания, Вашингтон официально объявил о прекращении разведывательных полетов самолетов-шпионов в воздушном пространстве СССР. Однако, в реальности, этого не произошло, и уже 1 июля 1960 года был сбит самолет-разведчик RB-47, экипаж которого не захотел подчиниться и сесть на наш аэродром. Один член экипажа погиб, двое других — лейтенанты Д. Маккоун и Ф. Олмстед — были взяты в плен и, впоследствии, переданы США. Лишь после этого волна шпионских полетов спала, а 25 января 1961 года новый президент США Джон Фитцжеральд Кеннеди заявил на пресс-конференции, что отдал приказ не возобновлять полеты самолетов-шпионов над СССР. А, вскоре необходимость в этом вообще отпала — роль основного средства оптической разведки взяли на себя спутники. Всего, в ходе пресечения полета самолета-шпиона было выпущено 14 зенитных ракет. Сергей Сафронов погиб на виду у многих уральцев - жителей г.Дегтярска, спешивших на первомайскую демонстрацию. Самолет Сергея упал на окраине городка, неподалеку на парашюте опустился и он сам - мертвый, с огромной раной на боку. Возможно, катапульта сработала от детонации, а может пилот сам сумел в последние мгновения привести ее в действие - установить это многочисленные комиссии не смогли. Сергею Сафронову в день гибели не исполнилось и тридцати, он ровесник Фрэнсиса Пауэрса. Сейчас уже очевидно: главная причина всех просчетов - в несогласованности действий, нехватке опыта у офицеров командных пунктов, в необычности поединка, развернувшегося, по сути, в стратосфере. Как могли службы КП синхронно сработать, если таковой синхронизации они не достигли. Зенитные ракетные части только формировались, и управлять ими совместно с истребительной авиацией офицеры КП только учились. И тут без издержек не обойтись. В мае шестидесятого был обнародован Указ о награждении воинов, которые пресекли полет самолета-шпиона (кстати, это был первый Указ, подписанный Леонидом Брежневым, который тогда стал Председателем Верховного Совета СССР). Ордена и медали получил двадцать один человек, ордена Красного Знамени были удостоены старший лейтенант Сергей Сафронов (слово "посмертно" было опущено) и командиры зенитных ракетных дивизионов капитан Николай Шелудько и майор Михаил Воронов. Маршал Бирюзов, в последствии вспоминал, что он два раза писал на Воронова представление на звание Героя Советского Союза, но оба раза разрывал уже подписанный документ — ведь история кончилась трагически, погиб летчик Сафронов. Плата за успех оказалась слишком высокой!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: