Древняя обитель преподобного Сергия Радонежского явилась своеобразным центром монастырского строительства в Подмосковье. Вокруг Троице-Сергиевой лавры образовалась за долгие века целая россыпь небольших монастырей – пустыней и скитов, среди которых и старинные, такие как Стефано-Махрищенская или Лукианова пустыни, и сравнительно молодые, образовавшиеся в XVIII - XIX вв. (Гефсиманский и Черниговский скиты, Параклит-Тарбеева пустынь и др.). Все они испытывали духовное и экономическое влияние со стороны Троицкой обители и часто находились под ее прямым патронажем. Вместе с более крупными монастырями в Хотькове, Александрове и Киржаче они образуют целое созвездие из доброго десятка памятников истории и зодчества разных эпох вокруг главной святой обители земли русской.
К числу таких монастырей-спутнгиков относится и Смоленско-Зосимова пустынь – один из интереснейших памятников архитектуры на северо-востоке Подмосковья. Строго говоря, эта пустынь находится уже во Владимирской области – от Сергиева Посада до нее добрых полчаса пути на электричке мимо полустаноков с невыразительными именами «76-й км», «81-й км», «83-й км», «90-й км» и старинного села Бужанинова с красивым ампирным храмом 1830 г.
Мало кто слышал о Зосимовой пустыни у станции с загадочным, скорее всего, тюрко-язычным названием Арсаки. Большинство краеведов путают этот монастырь с его тезкой, расположенным у станции Бекасово по Киевской дороге. Но общее между ними лишь то, что основали их два благочестивых инока с одинаковым именем Зосима. Мало того, что монастырь во Владимирской области на полтора века древнее своего тезки, они вдобавок еще и находились на разных духовных орбитах. Смоленско-Зосимова пустынь, как уже сказано, развивалась в сфере влияния Троице-Сергиева монастыря, а лежащая у границ с Калужской губернией Троице-Одигитриева Зосимова обитель всегда испытывала сильную зависимость от Оптиной пустыни – духовного центра православной России XIX в.
Недостаточная известность этого очень красивого монастырского ансамбля в наши дни связана с тем, что ему не повезло дважды в его истории. Во-первых, после октября 1917 г. до него быстро добрались бандиты с красными знаменами. А позже в нем разместили военный объект, доступ в который был запрещен, и даже на карте этот военный городок до сих пор изображается без названия. Впрочем, это, скорее, рецидив прошлых лет с их шпиономанией. Ныне, хоть и с некоторыми сложностями, попасть в возрожденный монастырь могут все желающие.
Основателем Смоленско-Зосимовой пустыни предание называет монаха Зосиму, который в конце XVII в. Принял схиму и избрал для аскетической жизни удаленный от дорог и жилых мест уголок в лесной глуши на левом берегу небольшой лесной речки Молокчи. В трудах и молитвах схимник провел в основанной им обители долгие годы, но после смерти Зосимы в середине XVIII в. Пустынь прекратила свое существование.
Позже делались попытки воскресить обитель на этом же намоленном месте, но почти сто лет они оставались безуспешными. И только в 1884 г. некто Зубов, владелец ткацкой фабрики в соседнем селе Струнино, поставил на могиле старца Зосимы деревянную часовню. Вскоре после этого сюда переселились несколько монахов из Троице-Сергиевой лавры и в 1867 г. возродили Зосимову пустынь. Она была приписана к обители преподобного Сергия в качестве подворья.
Наивысшего расцвета пустынь достигла в конце XVII в., когда ею управлял игумен Герман. В монастыре тогда насчитывалось более ста монахов, не считая послушников. В эти годы в Зосимовой обители велось активное строительство, и современный архитектурный облик пустыни в значительной степени определяется постройками именно той эпохи.
В 1897 г. на холме посреди нее был воздвигнут Смоленский собор, где поместили главную святыню монастыря – Смоленскую икону Божией матери. При иконе в особых ларцах – ковчежцах хранились части пояса Богоматери и мощей Георгия Победоносца. Понятно, что верующие не обходили вниманием столь священные для каждого христианина реликвии, и Зосимова пустынь, именуемая с этого времени Смоленско-Зосимовой, не могла пожаловаться на малый приток богомольцев.
На рубеже ХХ в. в обители было построено еще два храма – Всехсвятский и в честь Сергия Радонежского. Две часовенки над святыми колодцами, вырытыми еще старцем Зосимой, также притягивали тысячи паломников. Одним из самых известных насельников пустыни стал Алексий Зосимовский, принявший монашеский постриг в обители в 1898 г. Имя его было известно на сотни километров в округе, и отовсюду шли к нему люди, прося старца помочь мудрым советом. А с 1916 г. Алексий, как принято говорить, ушел «в полный затвор», закрывшись в келье, прервав связи с внешним миром и храня обет молчания. Нарушил свой обет старец лишь однажды, когда в 1917 г. его избрали делегатом Поместного собора, который должен был избрать (впервые с петровских времен) нового Патриарха Русской православной церкви.
Именно Алексий Зосимовский вынул из ковчега жребий с именем Тихона, ставшего в результате Патриархом Московским и всея Руси. Ныне, как всем известно, этот благочестивый иерарх, осмелившийся протестовать против большевистских репрессий и уничтожения святынь, причислен к лику святых.
Печальной памяти октябрь 1917 г. ознаменовался в обители ограблением Смоленского собора. В ноябре 1919 г., после закрытия Троице-Сергиевой лавры, в Смоленско-Зосимову пустынь были перевезены мощи преподобного Сергия Радонежского. А в начале 1923 г., после смерти игумена Германа, монастырь был ликвидирован властями и предан разорению. Позже, как уже говорилось, в нем разместилась воинская часть.
Лишь в апреле 1992 г., в светлый праздник Пасхи, в стенах древней обители вновь зазвучали молитвы, с приходом первых насельников. 26 июля 1994 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении епископов Владимирского и Суздальского Евлогия, Истринского Арсения, наместника Троице-Сергиевой лавры Феогноста и других совершил молебен новопрославленному месточтимому святому Зосиме. При настоятельстве архимандрита Нила была начата реставрация монастыря.
Сейчас в монастыре отреставрирован Смоленский собор, вновь налажена монашеская жизнь. На 2011 г. братия монастыря насчитывает 17 человек. Игумен Варнава (Столбиков) окормляет местную воинскую часть. Создан солдатский хор. Обитель имеет подворья в селах Волохове (храм свв. Бориса и Глеба), Конюхове (церковь Зосимовских святых), Воскресенском (часовня Живоначальной святой Троицы). Воссозданы сад, молочная ферма, пекарня. Возрождена пасека. Ведется прием паломников. Настоятель пустыни - священноигумен Серафим (Семилетов).
Постройки Зосимовой пустыни относящиеся в основном к концу XIХ – началу ХХ в., находятся в целом в удовлетворительном состоянии, за исключением западного келейного корпуса, сильно перестроенного, и надвратной колокольни, до половины разобранной в годы войны и так и не восстановленной потом. Отсутствует пока и восточный участок монастырской стены, за исключением Святых ворот под колокольней и угловых башен.
Жизнь монастыря сегодня напрямую связана с воинской частью – той самой, что обосновалась здесь еще в 1920-е годы. За десятилетия вокруг монастыря вырос военный городок, и сегодня паломники, желающие попасть в обитель, должны заранее заказывать пропуск для проезда через КПП. Надо надеяться, что в ближайшие годы военное ведомство найдет возможность открыть свободный доступ к монастырю. Для этого нужно всего лишь переставить КПП и освободить западную, примыкающую к реке Молокче часть ныне закрытой территории (тем более что на этой узкой полоске земли отсутствуют сколько-нибудь важные для функционирования части постройки).
Но нельзя не увидеть в соседстве солдат и монахов положительных сторон. Свет Христов просвещает всех! Сегодня на территории здешней воинской части есть солдатский храм, в котором регулярно проходят богослужения. А хор, созданный игуменом Варнавой, превратился уже в своего рода всероссийскую достопримечательность. Кстати, на воскресных и праздничных богослужениях в Зосимовой пустыни поют именно солдаты, и богомольцы, приезжающие в эти дни в обитель, неизменно бывают восхищены их пением.
Увы, паломников добирается до монастыря пока не так много, но, надо полагать, со временем их число возрастет, ибо у Зосимовой пустыни есть все «данные» для этого: история, уходящая корнями в глубину веков, святые, прославившие пустынь своими подвигами, и, наконец, их мощи, почивающие в соборном храме.
В заключении надо сказать несколько слов о порядке посещения столь необычно расположенной святой обители.
Как и сто лет назад, в Зосимову пустынь можно попасть на поезде – с Ярославского вокзала до станции Арсаки (Александровское направление). Садитесь в последний вагон электрички, на станции Арсаки идите до конца платформы. Там увидите асфальтированную дорогу, перпендикулярную железнодорожным путям. Примерно через полчаса ходьбы по ней будет КПП воинской части. Пропуск следует заказать заранее по телефону +7 (49244) 9-47-11, добавочный 2-35. Необходимо также иметь при себе удостоверение личности. На автомобиле из Москвы надо выезжать по Ярославскому шоссе. После границы Московской и Владимирской областей проезжаете деревню Верхние Дворики, поворачиваете направо, по указателю «Арсаки, 6 км». После станции едете по дороге в лес до КПП.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: