Так случилось, что Беларусь исключительно богата историческими памятниками. О каждом посёлке, хуторе при желании можно найти что-нибудь интересное. Прошлое оставило потомкам великое множество уникальных памятников архитектуры. К сожалению, далеко не всегда находятся средства, а иногда и желание, чтобы сохранить их. Обиднее всего, когда разрушение происходит не во время войны или природных катаклизмов, а руками и головами местных жителей в мирное время. Когда смотришь на руины усадьбы Святских в посёлке Пламя, кажется, что им не меньше века. Не верится, что можно довести дом до такого состояния за какие-то двадцать-тридцать мирных лет.
Усадьба Белица известна ещё с 1551 года. В составе поместья было около 80 крестьянских служб. В разное время она принадлежала Зеновичам, Сапегам, а последними её владельцами в конце 19 – начале 20 веков были помещики Святские, при которых оно стало центром местной промышленности. Здесь очищали спирт, мололи муку, драли крупы. Действовала паровая машина, работало 10 рабочих, годовая сумма доходов составляла 17 тысяч рублей в деньгах 1895 года.
Во второй половине 19 века Юзеф Святский создал в Белице большой усадебный комплекс, который включал сам дом, хозяйственные строения, пейзажный парк с сажалкой. Это был один из самых богатых дворов того времени.
Панский дом являлся памятником архитектуры позднего классицизма. Строил его один из основателей династии Святских, известный общественный деятель - Карл. Строил на века – он должен был внушать уважение. И Карл Святский своего добился - постройка напоминала феодальный замок, каждый кирпичик которого был отмечен монограммой "К.С." - Карл Святский. Помимо усадьбы в Белице Святские владели ещё более шикарным дворцом в Крупках. Это послужило толчком для возникновения расхожей во все времена легенде о якобы найденном Святскими золоте Наполеона.
Здание усадьбы возводилось на высоких видимых подземельях из обтесанного камня. Верхний этаж – первоначально с тремя, потом – только с двумя выступами, замыкал треугольный щит с гербовым картушем владельцев. Контуры здания были строго симметричные – в форме вытянутого прямоугольника. Дворец был покрыт не очень высокой, гладкой двухскатной крышей - сначала гонтовой, а затем жестяной. В 1907 – 1911 годах к левому крылу Карл Святский пристроил двухэтажную восьмиугольную башню, связанную с корпусом дворца при помощи короткого перехода. Снаружи она имела богатый вид. Кроме того, эту часть здания обогатили портиком с двумя небольшими колоннами с высокими лестницами, которые его поддерживали и вели прямо в сад.
Проектировал башню познаньский архитектор Владислав Мечковский. Трудно представить, что в ней размещались хозяйственные службы. На первом этаже размещались прачечная и ванная комната, на втором – мастерская для резьбы по дереву орнитолога-любителя Станислава Святского, сына Карла. Останки башни привлекают взгляд и сегодня.
Всех помещений разных размеров в здании было восемнадцать. Убранство замка было довольно скромным, за исключением, разве что бального зала. Коллекция полотен, украшавших его стены, принадлежала, главным образом, современным художникам, а потому не была особенно ценной на то время.
Не очень большой парк, который окружал дом со всех сторон, имел характер пейзажных садов. Его замыкал квадрат аллеи, усаженный липами по древнепольскому образцу. От въезда и до противоположных сторон тянулись древние газоны без деревьев, с разбитыми на них клумбами роз и других цветов, которые заменялись в соответствии с сезоном и выращивались в оранжереях и теплицах, размещавшихся недалеко от дворца. Сбоку газона росли по одному, группами: дубы, липы, каштаны, ели и березы. К окруженному живописными садами дому вела классическая липовая аллея.
Хозяйственная зона включала в себя склад, сарай, спиртзавод и хранилище спирта.
В 1918 году Святские эмигрировали в Польшу. Карл Святский умер в 1929 году, а про его сына Станислава ничего неизвестно.
В 1903 – 1904 годах в поместье Карла Святского работал Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич), народный поэт Беларуси. Сначала Купала трудился конторщиком, затем получил должность эконома. Именно в Белице произошло становление молодого поэта, именно тут появляются его первые произведения. В 1972 году накануне 90-летия писателя на здании, где жил и работал Купала, была установлена мемориальная доска.
На базе панского поместья в советское время был создан совхоз «Пламя», позже переименованный в племзавод «Пламя». В усадебном здании был открыт сельскохозяйственный техникум. Во время Великой Отечественной войны в доме размещались немецкие казармы. В послевоенный период в разное время здесь находились школа, дом культуры, библиотека.
Дом с такой богатой историей мог бы стоять до сих пор, если бы не неудачная попытка реставрации да не рачительные деревенские хозяева. В Великую Отечественную войну немцы оставили усадьбу нетронутой, но те, кто пережил разруху 90-х, наверняка знают, с каких углов зрения тогда смотрели на жизнь: «можно все» и «надо выжить». В разрушении этого памятника архитектуры скорее нужно винить местную администрацию, чье непротивление развязало местным жителям руки.
Инициатива администрации совхоза «Пламя» о реставрации усадьбы Святских нашла поддержку на государственном уровне. Совет министров выделил средства, и работа закипела. Первым делом со здания сорвали крышу. На этом этапе деньги закончились. Оголив дом, строители уехали и больше уже не возвращались. Одна стена дома обрушилась сама под действием природных условий. После закрытия спиртзавода в посёлке перестало функционировать центральное отопление. После этого стены и перекрытия были разобраны на кирпичи для печей. С территории бывшего спиртзавода вынесли всё, что можно было унести. Стены здания уцелели. Селяне ограничились тем, что разобрали крышу. Теперь памятник архитектуры уже начинает представлять угрозу для людей.
Мемориальная доска с упоминанием имени Купалы "переехала" в помещение местного сельского Совета, так и лежит здесь "до лучших времен". На современном этапе восстановить, реставрировать дворец можно только на основе фундамента. Осенью 2008 года латвийские инвесторы за символическую плату приобрели усадьбу Святских с намерением превратить её в культурно-деловой центр с кафе, гостиницей, сауной и охотничьими домиками. Единственным условием было максимально приблизить обновленные здания к оригинальным постройкам конца XIX века.
Тем не менее, на территории усадьбы мы не заметили никаких признаков жизни. Если работы по возрождению имения и ведутся, то сейчас они, вероятнее всего, еще на стадии проекта, а руины дома пока порастают молодыми деревьями и утопают в мусоре. Бровар и хозпостройки из-за влажности стали не крепче карточного домика. Инвесторам следует поторопиться с реконструкцией, иначе реконструировать будет уже нечего.
С точки зрения любого хозяйственника, легче новое здание выстроить, чем эти руины реставрировать. Однако и бросать на произвол судьбы памятник, где происходило становление основоположника белорусской литературы, не по-людски. Не так уж и много у нас осталось таких памятников...
По итогам поездок в Беларусь Викка (НЕСЕЗОН) скомпилировала свой опыт, написала статью "Едем в Беларусь!...или бытовуха путешествий" и любезно предоставила мне возможность поделиться ею с вами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: