Рядом с трассой на Воронеж, в лесу, стоял когда-то Липовский Богородичный женский монастырь. Информации о нем очень мало, вот что нам удалось найти в интернете: " Постоянный адрес статьи: http://mk.tula.ru/content/articles/200410221040
Почему цыгане боятся Липовского монастыря
Автор: Сергей МИТРОФАНОВ
Корреспондент «Молодого коммунара» нашел в лесу развалины монастыря, о котором даже местные жители мало что знают.
В трех километрах от села Липово Щекинского района, в лесу (сейчас это местность по правую сторону от трассы Москва-Воронеж), когда-то был Липовский Богородичный женский монастырь. В 20-е годы монахинь вынудили покинуть обитель, а после Великой Отечественной войны в лес пришли саперы, заложили тротил и произвели взрыв…
С той поры в Щекино считают, что от монастыря остались лишь фрагменты фундамента. Так ли это, решил выяснить наш корреспондент и отправился в лес на поиски обители.
Борьба с «опиумом»
Липовский монастырь, изучением истории которого занимались когда-то бывший учитель сельской школы Сергей Куршев и его ученики, был основан в XIX веке. Известный археолог и богослов Николай Троицкий в 1899 году упомянул его в своем труде «Сто лет бытия Тульской Епархии»: «Есть в пределах церкви тульской и высшие церковные училища – это иноческие обители… Монастыри остаются и пребудут устоями народного благочестия и училищами идеальной любви сердца… И в этом отношении и благословил Господь церковь… устроением Успенской-Иверской обители в сельце Борщевом (Веневский уезд), а за нею возникает еще Богородичная при сельце Липове (Крапивенский уезд)… А это должно быть отрадно и дорого тем более теперь, когда и сама идеальная любовь христианская подделывается и искажается суетным практицизмом».
Заметим, последние строки написаны задолго до октябрьского переворота 1917 года, после которого «суетный практицизм» стал свирепствовать. До Липово борцы с «опиумом для народа» добрались в 1929 году, заставив монахинь покинуть монастырь. Те разъехались кто куда, оставив после себя обитель, кладбище, большой яблоневый сад да пару прудов.
Через год сельские власти постановили: нечего пустовать монастырю – надо там основать поселок, где все будет по-коммунистически, то есть общим. Новый населенный пункт так и назвали – Коммуна. Местный старожил Антонина Мусатова рассказывала, что монастырские строения переоборудовали под молокозавод и жилые помещения. «Отец» Коммуны, некто Орлов, открыл в поселении столовую и детсад. Позже чего только не было в монастыре: и клуб, где проходили танцы и народные гулянья с песнями про лучшую жизнь, и школа, где с 5-го по 7-й класс обучались детишки из ближайших деревень.
Взрывали целый месяц
В Великую Отечественную монастырь не пострадал, хотя вся земля вокруг него изрыта окопами и воронками от авиабомб, снарядов и мин. Кто в 1941 году утюжил этот участок земли – гитлеровцы или красноармейцы – неизвестно. Война пощадила обитель. Но не пощадили ее после Победы наши саперы, прибывшие в Липово подрывать Богородичный монастырь. В хозяйстве потребовался кирпич, вот и решили воспользоваться монастырскими стенами.
Взрывотехники многократно закладывали тротил. Гремели взрывы, но стены обители упорно не хотели «складываться» – только отлетело несколько кирпичных глыб. В течение целого месяца (!) саперы пытались разрушить монастырь, но все попытки приносили минимальный успех при максимуме расхода тротила. Военные плюнули и уехали.
Местные механизаторы решили отколовшиеся фрагменты стен разорвать на части тракторами – не вышло. Тогда дробить глыбы на кирпичи наняли цыган. Те согласились, но вскоре пожалели – двоих придавило. Раненые в ужасных муках на глазах соплеменников умирали несколько часов. Погибших похоронили прямо в лесу. Табор в страхе быстро снялся и исчез из Липово, посчитав гибель цыган карой свыше. Подходить близко к монастырю с тех пор цыгане боятся.
После этих событий Коммуна захирела: жители стали разъезжаться, дома – разваливаться. По словам щекинского краеведа Евгения Трещева, в 70-е годы на окраине рощи, где находился монастырь, работникам местных предприятий выделяли земельные участки под картошку. «А потом на месте обители колхоз организовал летний лагерь для крупного рогатого скота»,– вспоминает председатель колхоза им. Дзержинского Андрей Кислов. Сейчас лагеря нет, яблоневый сад одичал, а пруды осушили восемь лет назад. Уже не найти монашеского кладбища. От Коммуны осталось одно название…
Быль и легенды
Липовчане с трудом смогли вспомнить, в какой стороне была обитель. Помочь мне отыскать ее в лесных дебрях вызвались местные школьники Паша Федотов и Коля Миронов со товарищи. Плутать пришлось несколько часов, продираясь через почти непроходимый лес. Попались скелеты двух коров. Ребята говорят, что в селах часто пропадает скот, и воры уводят коров в глухомань, чтобы спокойно разделать туши.
А вот и могила цыган-вандалов. Наткнется на нее случайный грибник, подумает, что лежат в ней погибшие бойцы. Могильный холмик обложен кафельной плиткой, табличка с именами умерших отсутствует, ограда покрашена, видимо, в этом году – рядом валяется банка из-под краски. Сюда каждый год приезжает табор — помянуть соплеменников, но приближаться к самой обители цыгане по-прежнему не отваживаются.
Монастырь находим с трудом. Вокруг него сплошной лес – с расстояния в 20 метров стен уже не видно. Из-за деревьев внезапно появляется высоченный, с трехэтажный дом, храм с выбитыми окнами и болтающимися на окнах металлическими решетками. Деревья растут даже на крыше. В радиусе пятидесяти метров от обители валяются потемневшие от времени красные кирпичи – свидетели безуспешных попыток разобрать кладку.
Липовские мальчишки говорят, что им старики рассказывали о подземном ходе, который связывал монастырь с церковью в селе Липово. В прошлом веке пацаны лазили по нему. Потом ход засыпали. По другой версии, он сам обвалился. Где он теперь, установить практически невозможно.
Что ждет Липовский монастырь в будущем? С этим вопросом мы обратились в ГУК Тульской области «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры». Сотрудник центра Надежда Безрукая ответила следующее:
-- Решение о восстановлении обители должна принимать Тульская Епархия, поскольку она выступает пользователем памятника. Но предварительно должна собраться инициативная группа из числа жителей Липово и близлежащих сел и деревень. Группа пишет письмо церковным властям с просьбой открыть приход. В случае положительного решения Владыка (правящий архиерей) накладывает резолюцию и направляет письмо благочинному района. Именно Епархия решает, что будет находиться на месте обители: женский монастырь или церковь. А далее –проблема финансирования. Нужно искать спонсоров. Или же все та же липовская инициативная группа начинает сама вести поиск средств. Восстановление может вестись после согласования всех деталей с нашим центром…
Сегодня российские монастыри и храмы восстанавливаются. Сообщив недавно о безвозмездной передаче земли под ними церкви, В. Путин сказал, что государство начинает отдавать церкви долги. Какова в свете этого будет судьба Богородичного монастыря? Хотелось бы узнать мнение представителей Тульской Епархии РПЦ. К обители скоро подобраться можно будет разве что на танке. "
От себя добавим, что именно местные жители подсказали нам, где искать монастырь, и лес там не особо дремуч, вполне проходим, правда крапива выше человеческого роста. Сохранился старый монастырский сад: вишня уже поспела и сама просится в рот, а вот яблочки еще не дозрели, но их там очень много.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: