«Немного найдется таких уголков на Руси, где сохранилась бы во всей своей неприкосновенности суровая красота дремучего северного леса, где перед вашими глазами в такой величайшей панораме развертывались бы удивительные картины гор, равнин и скал, где, наконец, само население, образ его жизни, историческое прошлое, нравы, условия труда — все было преисполнено такой оригинальности и своеобразной поэзии. Грядущий турист отдохнет в этих горах и лесах, художник найдет обильный материал для своих альбомов, ученый без сомнения встретит много интересного по части геологии, ботаники и этнографии, в обширном смысле слова. Конечно, Чусовая — дикая река, и эта дичь пугает российских путешественников, художников и ученых»
Дмитрий Наркисович МАМИН-СИБИРЯК
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк один из выдающихся региональных писателей России последней трети XIX и начала XX столетия, творчество которого было посвящено Уралу. "Певец Урала" - эта метафорическая перифраза уже давно стала универсальной: достаточно ее произнести — практически любой русский (причем необязательно уралец!) назовет имя Мамина-Сибиряка. Он был страстным патриотом и исследователем родного края — фольклористом, этнографом и археологом.
Дмитрий Мамин с детских лет горячо полюбил великолепную уральскую природу и всегда вспоминал ее с любовью: "Милые зеленые горы!.. Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам, поднимаюсь на каменистые кручи, спускаюсь в глубокие лога, подолгу сижу около горных ключиков, дышу чудным воздухом, напоенным ароматами горных трав и цветов, и без конца слушаю, что лепечет столетний лес". Так писал Мамин-Сибиряк много лет спустя, находясь вдали от родного Висима.
Проведя свое детство в Висиме, Мамин-Сибиряк в шесть лет был отправлен родителями получать образование в Екатеринбургском духовном училище, а через пару лет в Пермскую духовную семинарию. Там у Дмитрия Мамина началась первая литературная работа.
В 19 лет он уезжает учиться в Петербург, но тяга к родным местам и неудовлетворенность от творческой деятельности заставляет Дмитрия вернуться на Урал спустя шесть лет.
Жизнь у Дмитрия складывалась нелегко, пришлось очень много работать, давать уроки: "Я три года по 12 часов в день бродил по частным урокам". Он писал статьи, занимался самообразованием. Переехал в Екатеринбург. Писал книги. В них Урал и его люди. Он исходил много дорог по Уралу, сплавлялся по уральским рекам, познакомился со многими интересными людьми, изучал архивы, занимался археологическими раскопками. Он знал историю Урала, экономику, природу, народные сказания и легенды. "Урал! Урал! Тело каменно, сердце пламенно" Это было его любимое выражение. Он очень любил Урал, писал брату: "Родина — наша вторая мать, а такая Родина, как Урал, тем паче...". И сам был типичным уральцем. Чехов о нем написал: "Там, на Урале, должно быть все такие, сколько бы их ни толкли в ступе, а они все — зерно, а не мука..."
Свои первые журналистские работы он подписывал Д. Сибиряк. В те времена все, что находилось за Уральским хребтом, называлось Сибирью. Романы он стал подписывать двойной фамилией Мамин-Сибиряк. Сейчас он назвал бы себя Маминым-Уральцем.
Далеко не сразу его признали. Он 9 лет посылал в разные редакции свои рассказы, романы и получал отказ. И только потом, когда были напечатаны его романы, он стал известным на Урале писателем. "Приваловские миллионы", "Горное гнездо", "Золото". Некоторые из них были экранизированы. Романы потребовали от Мамина-Сибиряка огромного труда, приходилось много раз переписывать, самому редактировать. Он был талантлив во многих литературных жанрах: романах, повестях, рассказах, сказках, легендах, очерках. Его произведения самобытны. О языке его произведений Чехов писал: "У Мамина все слова настоящие, да он и сам ими говорит и других не знает".
Второй этап жизни писателя наступает, когда ему было 38 лет. Он вновь переезжает в Петербург. А через год его постигает несчастье. Умирает любимая жена, оставив неизлечимо больную дочь Аленушку.
Пока Аленушка была маленькой, отец днями, ночами сидел у ее кроватки. Недаром ее называли "отецкой дочерью". Можно сказать, что Мамин-Сибиряк совершил подвиг отцовства. Скорее он совершил два подвига: нашел в себе силы выжить, писать. И не дал пропасть ребенку.
Когда девочка начала понимать, отец стал ей рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, по совету друзей стал их записывать, собирать. У Аленушки была хорошая память, поэтому писателю-отцу нельзя было повторяться в сказках.
"Аленушкины сказки" вышли отдельным изданием. Мамин-Сибиряк писал: "...Издание очень милое. Это моя любимая книга — ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное".
Мы предлагаем вам посетить литературно-мемориальный музей, открытый в 1979 году, в доме священника Наркиса Матвеевича Мамина, где родился, провел детские и юношеские годы будущий известный писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, и в примыкающую к дому церковноприходскую школу, где он учился.
Для воссоздания интерьеров комнат были использованы типичные для того времени предметы домашней обстановки, передающие атмосферу родительского дома, описанную самим Д. Н. Маминым-Сибиряком как «простую, трезвую, трудящуюся и честную». В музее также представлена история Висимо-Шайтанского заводского поселка, его своеобразного быта и культуры, которые тоже нашли отражение в произведениях писателя. А в здании церковноприходской школы представлена экспозиция, рассказывающая об обучении детей заводского поселка.