30 декабря 1942 года экипаж Александра Иванова вылетел на боевое задание из Кутаиси в район Сальского железнодорожного узла. Через Сальск шли немецкие эшелоны с боевой техникой и снарядами под Сталинград. В этом полете обязанности штурмана экипажа выполнял заместитель начальника штаба полка, начальник связи капитан Иван Машков. В этот день ему был вручен боевой орден. Капитан сам вызвался полететь в качестве штурмана в экипаже Александра Иванова. Вечером этого дня Иван Машков надеялся после выполнения боевого здания отметить с друзьями вручение ему награды.
На подступах к Сальску самолет Иванова был встречен плотным зенитным огнем противника. Летчику удалось провести самолет сквозь огненный смерч и нанести бомбовый удар по железнодорожному узлу. Зенитным снарядом у самолета был поврежден двигатель. Вышел из строя прибор определения высоты полета. Самолет маневрировал, уходя в низкую облачность. Голубые ослепительные лучи прожекторов медленно обшаривали небо, искали бомбардировщик. Одному из них удалось зацепить самолет. И тогда в эту точку потянулись и скрестились несколько лучей. Шквал зенитного огня устремился в небо.
В 19 часов 45 минут стрелок-радист старшина Петр Тюнин сообщил с борта самолета в штаб полка о том, что экипаж успешно отбомбился и возвращается на свою базу. Затем связь с экипажем оборвалась. Самолет на базу не вернулся. Экипаж пропал без вести.
О том, как и где погиб экипаж Александра Иванова узнала вся страна спустя более полувека.
В течение ряда лет московские активиста клуба "Поиск" во главе с полковником Юрием Желноваковым, офицером Главного оперативного управления Генерального штаба РФ, совершали альпинистские походы в горах Кавказа, в местах ожесточенных боев в годы Великой Отечественной войны. Летом 1996 года альпинисты узнали от местного чабана, что в годы войны на западном склоне Эльбруса в районе ледника Кюкюртлю, в зоне вершин потерпел аварию советский самолет.
С этой фразы все и началось.
Разбив лагерь на туристской тропе, поисковики решили осмотреть ближайшие окрестности: а вдруг слух о погибшем самолете - правда?
Не каждый может представить душевное состояние следопытов, когда они обнаружили нечто черное на безжизненном ледяном склоне. Этим "нечто" оказался авиационный двигатель. Значит, слух не просто слух, а настоящая правда? Участников экспедиции охватил поисковый азарт. Искать! Найти! Во что бы то ни стало! Удача шла им навстречу. Обследуя шаг за шагом трещины, впадины, они наткнулись не только на отдельные детали самолета, но и в одной из глубоких ледяных щелей заметили… человека. Вернее сказать, мумифицированные части человеческого тела. К сожалению, погодные условия, да и отсутствие достаточной подготовки и снаряжения, не позволили продолжать дальнейшие поиски.
Годом позже москвичи вновь пришли на Кюкюртлю, и тут энтузиастов ожидал, можно сказать, большой успех. Из глубоких ледяных расщелин был извлечены бумажники с документами, деньги, квитанции, шлем, портсигар, мундштук, компас, носовой платочек с вышивкой гладью "Иван - Дуся"...
Следующий год прошел в напряженной работе в архивах, в первую очередь в Подольском архиве Министерства обороны России. Согласно архивным документам было установлено, что 30 декабря 1942 года не возвратился на базу в грузинский город Кутаиси экипаж самолета ДБ-3 6-го дальнебомбардировочного авиационного полка 132-й бомбардировочной авиационной дивизии 5-й воздушной армии в составе командира экипажа Александра Иванова, штурмана капитана Ивана Машкова и борт-стрелка старшины Петра Тюнина.
Поисковики провели огромный объем работы по архивным документам и сохранившимся адресам погибших и их родных.
...Спустя более, чем через полвека причины гибели боевой машины и экипажа установлены точно. Самолет - подранок в сплошной мгле и тьме разбился у западного склона Эльбруса о ледник Кюкюртлю.
Останки командира экипажа бомбардировщика ДБ-3 старшего лейтенанта А.В. Иванова и еще двоих членов экипажа были захоронены в братской могиле на центральной площади города Тырныауз Кабардино-Балкарской Республики. На могиле установлен памятник авиаторам: старшему лейтенанту Александру Васильевичу Иванову, штурману капитану Ивану Ивановичу Машкову, стрелку-радисту старшине Петру Андреевичу Тюнину. На месте гибели ДБ-3 тоже установлен памятный знак. Именем штурмана, кавалера ордена Красного Знамени капитана Ивана Ивановича Машкова назван горный перевал, близ того места, где погиб экипаж.
Мы посвящаем этот тайник героическим советским летчикам, погибшим, освобождая Кавказ, горы которые мы любим!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: