Ель была священным деревом еще у древних германцев. До них, еще 3—4 тысячи лет назад, ели поклонялись коренные народы Сибири и Глубинной Азии. Возможно, культ елки пришел в Европу во времена Аттилы, с Великим переселением народов. Первая рождественская ёлка "засветилась" в 1500 году в Эльзасе — о ней осталось самое раннее письменное упоминание. Позднее большинство христианских народов переняло у немцев эту традицию.
Обычай ставить елку в России на Новый год был позаимствовали в Западной Европе. Этот факт считается хрестоматийной истиной. Но вот с автором традиции все не так просто. Есть исторический стереотип: Петр I, вводя новое летосчисление, из-за которого 1 января наступил не 7208, а 1700 год, заодно решил достойно отпраздновать реформу.
Самый цитируемый под Новый год исторический документ - петровский указ: "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным, каждому, хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь".
Все так, но новогодних елок в нашем понимании веселый царь устраивать не повелевал. Да и германской рождественской традиции его "некоторые украшения от древ" не в полной мере соответствовали. К тому же народ привык в ночь с 31 декабря на 1 января отмечать вечер Василия Кесарийского. Другие названия: "щедруха" (гуляли как на Масленицу, появился даже термин: "кесарийский" поросенок, которого зажаривали целиком), Васильев вечер.
Можно предположить, что полноценные рождественские елки, украшенные сладостями и игрушками, в нашей столице в то время все-таки стояли. Но лишь в домах, проживающих в Москве иностранцев, немцев-лютеран, которые сохранили на чужбине свои обычаи.
С 1704 года новогодние торжества Петр I перенес в Петербург. Там и гуляли по-царски, причем явка на новогодние балы-маскарады вельможам была обязательной.
После смерти Петра обычай стал умирать. Каких-то особых гонений против елок не было. Проблема заключалась в том, что петровская затея не слишком-то прижилась в народе. В период петровского правления это была чисто городская забава. Селу вообще забыли разъяснить, для какой надобности надо вешать яблоки и пряники на елки.
К тому же не вся страна сразу перешла на петровский календарь. Народ исстари на Руси встречал наступление нового года 1 марта. И так продолжалось до конца XV века. В 1492 году Русская православная церковь приняла решение о переносе новолетия на 1 сентября.
Мягко говоря, успели привыкнуть. А устои всегда ломаются с трудом. Например, в Архангельской губернии до сих пор Новый год отмечают трижды. Первые два (по новому и старому стилю) - со всей страной, а 14 сентября отмечают еще и Поморский новый год.
К тому же еловыми ветками на Руси часто устилали путь, по которому несли покойника на погост. Потому елка не ассоциировалась у крестьян с весельем и праздником.
И у православной церкви не было большого желания продвигать в народные массы лютеранский обычай. Пожалуй, наиболее стойко хранили петровские заветы лишь те, кого сейчас бы назвали рестораторами. Крыши многих кабаков на Руси украшались елками. Кстати, после новогодних праздников ели вообще с них не снимали. Само выражение "идти под елку" , в те времена означал поход в питейное заведение.
Второй "поход" новогодней елки на Россию опять был предпринят из Германии. Но на этот раз - более успешный. В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток.
В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце солидных размеров новогоднюю елку. В 1825 году в Петербурге впервые установили публичную елку.
В те времена игрушек еще не было, елку украшали фруктами и конфетами.
"Под елочку", которую в столице устанавливали 24 декабря, в сочельник, устраивали и царский банкет. В архивах сохранилось меню: супы, пирожки, говядина с приправой, жаркое с салатом, соленые огурцы (император их просто обожал), холодец по-шведски, крольчатина по-уэльски, норвежская треска, минога по-аббатски, мороженое.
В деревнях елка по-прежнему не приживалась. А вот города новая мода просто захватила, начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники. "Елкой" стали называть уже не кабаки, а рождественский праздник для детей с раздачей подарков.
При Александре III было положено начало новой традиции: члены императорской фамилии выступали на новогодних праздниках. Император с великими князьями ехал в манеж кирасирского полка на елку для нижних чинов собственного Его Величества конвоя, сводно-гвардейского батальона и дворцовой полиции. Фантастическая деталь: на следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Согласитесь, какая-то просто нереальная забота о подданных.
Так продолжалось до Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914-м. В стране началась активная антинемецкая кампания. Весной 1915 года Николай II утвердил "Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем", ближе к зиме началась ликвидация немецких колоний в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе, а также принудительное переселение колонистов в Сибирь.
В канун 1915 года немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой. Пресса назвала это "вопиющим фактом", журналистов поддержали святейший Синод и император Николай II. Традицию царь назвали "вражеской" и категорически запретил ей следовать.
После революции запрет отменили. Германский пролетариат, даже находящийся под чуждым революции церковным влиянием, по определению не мог считаться врагом советской власти. А самое главное, Ленин любил елку.
Впрочем, поползновения на традицию были и в те времена. Еще при жизни вождя многие его соратники, видные партийцы, пытались объявить рождественское дерево "буржуазным предрассудком". Но сделать с этим религиозным пережитком ничего не могли. Как запретить "предрассудок", если сам вождь лично устраивал для детей елку в Сокольниках?
При этом порой проявлял чудеса героизма. 6 января 1919 года, когда он ехал из Кремля в Сокольники на первый новогодний детский праздник, машину остановили налетчики известного московского бандита Якова Кошелькова. Буквально выбросили Ильича из машины, приставили револьвер к виску, пошарили по карманам, отняли деньги, документы, "браунинг" (вооруженные охранник Ленина и его личный шофер не сопротивлялись, чтобы не подвергать опасности жизнь вождя). Кошельков не узнал Ленина, о чем потом очень жалел: сказал подельникам, что, если бы взял Ленина в заложники, можно было потребовать в обмен на него выпустить на волю всю "Бутырку". Ну и деньгами выкуп солидный.
Впрочем, жалел он не очень долго, чекисты за несколько месяцев нашли и перебили всех налетчиков. "Браунинг" Ильичу, кстати, вернули. Но дело, конечно, не в этом. Ленин, пережив стресс, сразу же взял новую машину и прибыл-таки к детям на елку. Шутил, водил хороводы, угощал конфетами, вручил каждому по подарку - по трубе и по барабану. Ну, настоящий Дед Мороз.
Даже в новогоднюю ночь 1924 года, когда Ильич был смертельно болен, и жить ему оставалось три недели, Н. К. Крупская устроила традиционную елку. Но после смерти вождя с елкой расправились. Наши прадеды слышали такие стихи:
Только тот, кто друг попов,
Елку праздновать готов.
Мы с тобой враги попам,
Рождества не надо нам!
С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. 24 сентября 1929 года был издан декрет Совнаркома, отменяющий все праздники, кроме 7 ноября и 1 мая. Рождество и Новый год, пострадавший за компанию с религиозным праздником, стали обыкновенными рабочими днями. В начале 30-х годов с 24 декабря, специально назначенные ответственные товарищи от госучреждений, ходили по квартирам сотрудников и проверяли, нет ли у кого-то из них елок.
Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете "Правда", опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Неожиданно для всех Сталин согласился. И хотя в "Правде" не бывало несогласованных инициатив, чиновники не торопились организовывать елки. Даже когда их разрешили, многие встретили Новый 1936 год без лесной красавицы. На всякий пожарный: кто-то воспринял предложение в качестве провокации. Остальные благоразумно решили, что прежде чем нарубить дров - в смысле: рубить елки, - разумнее сначала проследить за судьбой как инициатора елочной реабилитации, так и за самой инициативой.
Некоторые историки называют Постышева "человеком, который вернул народу елку". Тезис не бесспорный.
Никита Хрущев в своих мемуарах уточнит, что Постышев, прежде чем писать заметку в "Правду", обратился с идеей лично к Сталину. Тот отреагировал несколько нехарактерно, а потому - загадочно. Хрущев пишет, что вождь, почти не раздумывая, ответил Постышеву : "Возьмите на себя инициативу, а мы поддержим".
Знаковые идеологические решения Сталин никогда не принимал с наскока. Решение, скорее всего, было тщательно продумано и подготовлено. И вряд ли кем-то еще, кроме самого вождя. Произошло это в тот самый год, когда Сталин объявил, что "жить стало лучше, жить стало веселее". Елка могла послужить укреплению победившего режима, но теперь называлась уже не рождественской, а новогодней.
Первая новогодняя елка прошла в 1935 году в Харьковском Дворце пионеров. Организовал ее Петр Львович Слоним, который работал заведующим театральным сектором.
Первая елка в Москве состоялась в 1937-м, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая - красная. Образ Деда Мороза в длинной шубе, высокой круглой шапке и с посохом в руке исполнял известный в те годы конферансье Михаил Гаркави. С его именем связана и традиция отмечать праздник шампанским. Дебют "Советского шампанского" состоялся 1 января 1937 года, когда в Кремле на праздничном приеме стахановцев Гаркави под бой курантов впервые осушил бокал игристого. Шампанское только-только стали выпускать. В 1937-м разлили первые 300 тысяч бутылок. Досталось на Новый год далеко не всем.
Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху. Пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью "СССР", снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.
Первая искусственная елка появилась уже в конце 40-х годов. Заказывать рукотворные елки считалось особым шиком. Вечнозеленые деревца мастерили из птичьих перьев, которые красили зеленой краской так, что создавалась иллюзия иголок.
Снегурочка появилась в начале 1950-х. Образ внучки Деда Мороза придумали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков. С этого момента отечественная новогодняя традиция может считаться завершенной. Каких-то принципиальных изменений в праздновании Нового года с тех пор не замечено.
Ёлочными украшениями сначала были свечи и лакомства: яблоки, орехи, конфеты. пряники. По ходу праздника , дети все это, (кроме свечей :)), съедали. Сохранились сведения о кондитерах, продававших елки с уже прикрепленными к ней сладостями. В России существовала традиция "ощипывания елки" под занавес торжества (или говорили: "рушить елку"). Встречались богатые чудаки, увешивавшие верхние ветки драгоценностями. И лишь в ХIХ веке в Германии придумали стеклянные украшения. Известна легенда о бедном стеклодуве, у которого однажды не нашлось денег не съедобное убранство елки, и он, чтобы как-то утешить своих детей, сделал украшения из стекла. Замена оказалась настолько удачной, что скоро вошла в моду, а потом и в традицию. Кроме стеклянных, были елочные игрушки из воска, папье-маше, бумаги, фольги. Елочная звезда на верхушке дерева изначально символизировала Вифлеемскую звезду — знак Рождества Христова. В XIX веке на верхушку елки часто водружали фигурку ангела. Навершие в виде шпиля, напоминающее острие старой немецкой каски, появилось в 1880-х годах, и сделано было по заказу кайзера Вильгельма. Пятиконечная звезда — советское изобретение. Она была призвана напоминать о рубиновых звездах на башнях Московского Кремля, и часто была их миниатюрной копией.
Эта тема ворвалась в мою жизнь внезапно, вместе с подготовкой к празднику. Читая историю возникновения празднования Нового года и про елку, я неожиданно для себя бросила все дела и окунулась в воспоминания детства. Вспомнилось, как в детском садике при подготовке к новогоднему утреннику меня выбрали Снегурочкой. Какое же это было счастье. Ведь я стала Снегурочкой для всего детского садика. И ходила вместе с Дедом Морозом и поздравляла всех и была Снегурочкой на утренниках во всех группах. Я даже вспомнила сказку про потерянный сапожок, которую мы тогда ставили, и как я его вместе с бабушкой изготавливала дома. А запах елки, когда ее с мороза вносили в дом, она согревалась и пахла праздником. Хотя это ведь был всего лишь запах сосны. Но сосны особой породы – новогодней. И как украшала елку, подвешивая игрушки и конфеты, которые я потом тайно снимала и съедала ,и вкладывала вовнутрь бумажки, чтобы не сразу все открылось. :)) Как замечательно, что есть такой праздник – Новый Год, который с нами с детства. Может быть вы тоже, забросите все свои дела, всего лишь на несколько минут. И вспомните свое новогоднее детство. И пусть эти воспоминания согревают вашу душу в эти предпраздничные дни и всегда. 26 декабря в Севастополе подвели итоги городского конкурса «Елка-самоделка. Спаси лет от вырубки». Организовала мероприятие общественная организация «Миротворец». Для участия в конкурсе поступило более тридцати елок, сделанных руками детей и взрослых. Для каждой определили возрастную категорию и специальную номинацию. На суд зрителей выставили елки из самых разных подручных материалов: бутылок, лески, картона, ваты, ткани, и, даже из продуктов. Съедобные елки сделали ученики курсов флористики и их руководители. Нинель Сименченко представила елку из колбасы и сосисок, также из фруктов – бананов и апельсинов. С удовольствием поделилась рецептом новогодней красавицы: «На продуктовую елку нам понадобилось 1,5 кг колбасы четырёх видов, 0,5 кг сосисок и несколько солёных огурцов. Для фруктовой – 2 киви, 2 апельсина, 1 лимон и 0,5 килограмма яблок. На все про всё в четыре руки у нас ушло полчаса», - вспоминает Нинель. Алина Ганаева учится в пятом классе СОШ №57. На конкурс принесла елку, сделанную из белых ниток. Девочка рассказывает, как создала новогоднюю поделку: «Основание – конус, я сделала из ткани, снаружи обшила елку белыми нитками «Джунгли», обмотала её, повесила красные бантики и гирлянды. На всю работу у меня ушёл целый день. Я решила сделать елку белого цвета, потому что считаю, что этот цвет символизирует чистоту, и наш город не зря называют белокаменным», - отметила участница. Александра Дружкова принесла «актуальную в наше время» елку из "долларов". По её словам, на новогоднем дереве уместилось 3 тысячи у. е. Первое место заняла ёлка из лавровых листов, которую сделал 11-летний Никита Кулявцев. Источник http://sevas.com.ua/news/view/26917
Интернет-блокнот
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: