Реформатско-лютеранская колония у речки Золихи при ее впадении в Голый Карамыш была основана 7 июня 1766 года выходцами из Пфальца, Пруссии и Гессена. Поселение было названо в честь первого старосты И. Мессера. Уже через год после основания был образован евангелический приход. В 1768 году по указу о наименованиях немецких колоний поселение получило своё современное название Усть-Золиха. С 1797 года немецкие колонии вошли в состав Саратовской губернии, Усть-Золиха была приписана к Сосновской волости Камышинского уезда. В XIX веке в селе открылись частная школа, училище, больница, земская ямская станция и почтово-телеграфное отделение. Церковно-приходская школа в Усть-Золихе функционировала с самого основания колонии. Также имелись сарпинковые и красильные заведения, ветряные и водяные мельницы (помимо Золихи и Голого Карамыша на востоке поселения протекали речки Лесной Карамыш и Перевалка), на рыночной площади каждую неделю по средам был открыт базар. Первая деревянная церковь была построена в 1835 году. При ней имелись пасторат и построенная чуть позже колокольня. В XX веке в селе был построен каменный храм, заменивший старый деревянный. К началу Первой мировой войны население Усть-Золихи достигло 6000 человек. В советский период Усть-Золиха была включена сначала в Голо-Карамышский, а затем Каменский кантон АССР Немцев Поволжья, являлась административным центром Мессерского сельского совета. Имелись начальная школа, кооперативная лавка, сельскохозяйственное кредитное и машинное товарищества. По данным переписи 1931 года в селе проживало 3706 человек, из них 3703 немца. В настоящее время Усть-Золиха входит в Карамышское сельское поселение.
Усть-Золиха (колония Мессер) является родиной поэта пушкинского времени Эдуарда Губера (1814-1847) , автора первого полного перевода первой части "Фауста". Рождение и детство поэта непосредственно связано с церковью с.Усть-Золиха, т.к. его отец был здесь пастором лютеранского прихода. Пастор Губер был человеком в высшей степени религиозным и начитанным. Однажды он предпринял попытку организовать типографию для издания церковной литературы, затем составил сборник церковных песен, которые до сих пор поют в лютеранских храмах. В пору своего творческого расцвета Эдуард Губер описал своё родное селение в поэме "Антоний":
На Волге бурной и широкой Лежат богатые поля, Луга шумят травой высокой, В цветах красуется земля. Прибрежных гор седое темя Кругом на страже возлегло, На те поля чужое племя Свои пенаты принесло. Сынов Германии разумной Сюда Россия созвала...
Так он передал радость встречи с отчим краем:
Я вновь дышу вечернею прохладой В родных полях; я снова узнаю И старый дом, и церковь за оградой, И молодость весёлую свою...
Храм Святого Антония, построенный в Усть-Золихе в 1912 году, является одним из наиболее ярких памятников немецкой архитектуры в правобережье Волги. Выполненный из красного кирпича в новоготическом стиле, он сохранил дух и красоту того времени, когда люди строили на века. Постройкой «безусловно выдающейся по пронзительности композиции» и «ювелирности деталей» называет церковь в своей книге «Века и камни» известный исследователь Сергей Терехин. Церковь своей архитектурой и устремленной ввысь колокольней привлекала внимание не только местных жителей, но и всех проезжавших по тракту Саратов - Царицын, проходившему неподалеку. Разрушить ее в годы советской власти не удалось, и остов ее и поныне привлекает взгляд людей, вызывает удивление и оставляет горечь на душе. Фоторафии не передают реальный размер кирхи, но на самом деле колокольня высотой с 9–ти этажный дом. Дело в том, что оконные и дверные пролеты высотой примерно в 2,5 человеческих роста, а на фото этого не видно. В настоящее время от храма остались только внешние стены и центральный портал. Еще недавно был купол, но он упал под тяжестью креста, и крест сразу утащили черметчики. По бокам от входа были две комнаты с винтовыми деревянными лестницами, но до наших дней дожили только пазы в стенах. Второго этажа, как и крыши не существует. На стенах церкви есть отметки, связанные с расположением в селе колонии общего режима УШ 382/13.
Руины церкви впечатляют, внушают уважение и, одновременно, расстраивают. Понимаешь, что все это будет только разрушаться, и никому это не нужно. А ведь когда-то здесь были богатые немецкие поселения, и все это сменилось нищетой, русской безалаберностью и пьянством. По данным переписи в 1894г. в селе проживало 4627 немцев. Но сейчас немцев нет, а вместе с тем и у церкви нет никаких надежд на восстановление. Теперь полноправными хозяевами этого сооружения стали голуби...
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: