В этом году Санкт-Петербургскому метрополитену исплнилось 55 лет.
Дата, конечно, не очень значительная, но за свою, пока еще недлинную жизнь, метрополитен уже успел обрасти легендами. вот некоторые из них:
Легенда первая
При строительстве станции метро «Сталинская» Ленинградского метрополитена, архитекторами было задумано огромное мозаичное панно вождя народов на фоне огромных зарослей пшеницы, трудолюбиво выращенной советскими же людьми в его же, вождя, славу. Панно должно было располагаться в торце главного нижнего зала станции. Архитекторами задумывалось, что при спуске под землю перед советскими людьми должен был постепенно выплывать лик всенародно любимого Иосифа Виссарионовича, в окружении мрамора и стекла, подсвеченного неземным электрическим сиянием. В начале 1955 года барельеф был создан и водружен на свое место в торце главного зала станции, напротив эскалаторов.
15 ноября 1955 года, в составе первой очереди Ленинградского метрополитена, станция Сталинская была торжественно открыта. Вождь снисходительно взирал с панно на торжество идей социализма в подземном мире. А первые пассажиры взирали на вождя снизу вверх, с должным в подобных случаях благоговением.
Но…
В 1956 году на XX съезде КПСС Н.С. Хрущев выступает с известным докладом «О культе личности и его последствиях», и вдруг оказывается, что «вождь и великий учитель» был слегка не вождем и совсем не учителем. Прославлять низвергнутого тирана становится опасно, и эти тенденции коснулись и метрополитенов Москвы и Ленинграда. Однажды, в 1961 году пассажиры, спустившиеся на станцию были дважды удивлены: во-первых: станции «Сталинская» больше не существовало – она была переименована в Нарвскую. А во-вторых вместо панно вождя народов спускающихся пассажиров встречала девственно чистая мраморная стена. Панно исчезло. Ныне о былом культе личности напоминает только небольшой барельеф на станции "Площадь восстания", где в толпе матросов и рабочих можно разглядеть знакомое усатое лицо.
Но говорят, что панно было всего лишь заложено мраморными блоками, и сохранилось до сих пор. И если разобрать мрамор, то за ним окажется усталый и серый от полувековой пыли лик вождя… Но так ли это – мраморные стены метро крепко хранят свои тайны…
Легенда вторая
На станции «Пушкинская» напротив платформ, над путями, есть металлические двери. На которых красивыми цифрами написан год «1955». Однако, эти цифры там находятся не совсем по праву: станция не была пущена вместе с остальной очередью (от «Автово» до «Площади Восстания»). Больше полугода, до мая 1956 года, станция оставалась станцией-призраком – поезда проносились мимо, не останавливаясь. И только 30 апреля 1956 года станция была пущена в эксплуатацию, и до сих пор остается одной из красивейших станций Санкт-Петербургского метрополитена.
Легенда третья
Станция «Парк победы» Московско-Петероградской линии впервые в мире была в сооружена стиле «горизонтального лифта»: пути были отгорожены от общего зала стеной, в которой были сделаны створки-двери, открывающиеся при прибытии поезда. В защиту своей идеи проектировщики, в частности, приводили довод о нулевом риске умышленного и неумышленного падения пассажиров на рельсы.
И вот на 29 апреля 1961 года было намечено торжественное открытие станции.
Утром 29 числа на станцию (еще наземным транспортом) прибывает первый технический персонал. Проверка всех систем, в том числе – открывания дверей-стоворок. Но ужас – инженер дергает ручку, а двери не открываются: механизм заело! И это перед самым прибытием высокого городского начальства… Инженер похолодел: если створки не смогут открыться, то значит – высокое начальство (которое, в отличии от инженерного персонала, приедет-то как раз на первом торжественном поезде метро) на станцию не попадет. А это грозит такими проблемами, что наилучшим выходом из них выло бы ритуальное харакири на ковре первого секретаря обкома.
Но голь, как говорится, на выдумки хитра: решение пришло быстро! У каждой двери было поставлено по два служащих станции, одетых в форму красноармейцев (дескать: все сделано революционными темпами с социалистическим качеством во славу Советской родины), которые незаметно дергали за веревочки, открывающие двери. И так весь день! А ночью капризный механизм был починен.
Начальство осталось довольно перфомансом, и такой проект станций был утвержден в серию – в городе было построено еще 9 станций подобного типа. И поныне станции такого типа существуют только в городе на Неве.
Легенда четвертая
Проезжая через станцию «Новочеркасская» немногие пассажиры обращают внимание на то, почему это в названии станции все буквы как буквы, а только одна буква «Ч» как топором вырубленная.
Все началось с того, что Л.И. Брежнев очень заботился о своей посмертной славе, и (еще при жизни) издал указ: "Об увековечивании памяти Л.И.Брежнева". И там среди всего прочего, что следовало переименовать в честь генсека, была маленькая строчка "... площади в г. Москве и в г. Ленинграде."
В городе Москве на удивление нашлись умные люди, которые назвали площадью какой-то перекресток - и все успокоились.
В городе же Ленинграде решили быть святей, чем сам папа, и решили переименовать Красногвардейскую площадь. Сказано - сделано. Но тут выяснилось, что какие-то по недосмотру недобитые красногвардейцы в городе еще остались - и чтобы и им не было обидно, решили переименовать Новочеркасский проспект в Красногвардейский.
А тут как раз на Заневской площади открывают метро. Ну не называть же станцию Заневской (проектное название) - совершенно идеологически пустое имя. И решили назвать ее Красногвардейской.
Надо сказать, что в ту пору к оформлению станций подходили ответственно. У каждой станции был архитектор и художник, которые честно отрабатывали свои денежки. И вот в рамках поставленной задачи они проектируют КРАСНОГВАРДЕЙСКУЮ станцию.
- при входе на станцию - тематические панно из цветного стекла: бежит матрос, бежит солдат, стреляя на ходу...
- перронный зал облицован красноватым мрамором
- пол станции из серого гранита стилизован под брусчатку.
- и самое главное в нашем рассказе: даже для заглавия станции был подобран соответствующий эпохе шрифт, гарнитура Трактир.
Классный такой шрифт, с характерными засечками на буквах.
И вот станция Красногвардейская сдана в строй!
Прошло несколько лет....
И вдруг на беду кончается Советская власть. И выясняется, что верный ленинец Брежнев абсолютно не актуален.
Возвращаем назад имя Красногвардейской площади, а проспекту - Новочеркасский. А что бы уж не было особого бреда - Красногвардейская площадь в одном месте, а станция в другом - меняет название и сама станция. И тут завхозы со страшной радостью замечают, что хоть слова Красногвардейская и Новочеркасская абсолютно разные, но если взять буквы из первого слова, то чтобы составить второе - нужно добавить одну букву "О" и букву "Ч".(Да еще останется загадочное слово ГРАЙД). О, счастье! Сколько народных денег можно сэкономить (для своего блага)! И вот в ближайшей слесарной мастерской заказываются буквы "О" и "Ч".
Но буква "О" изготовляется по образцу и подобию, а букву "Ч" слесарь изготавливает, сообразуясь со своими представлениями о прекрасном.
И этот дивный результат слияния двух культур могут ежедневно лицезреть миллионы горожан.
Но не замечают этого граждане, бегут по своим неотложным делам.
Курьез напоследок
Самая высокая концентрация Ленинизма в СССР была в названии станции
"Площадь ЛЕНИНА, ЛЕНИНградского, ордена ЛЕНИНА, метрополитена имени В.И. ЛЕНИНА"
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: