Царицыно — это дворцово-парковый ансамбль в Москве, строительство которого было начато по приказу Екатерины II в 1776 году. Нынешнее место Царицыно являлось поселением вятичей, еще в XI—XII веках. До сих пор здесь можно увидеть их курганы-могильники. Несколькими веками позднее, уже в в XVI веке, это место являлось вотчиной сестры Бориса Годунова. Тогда здесь еще было село называемое Богородским. Позднее земля часто меняла владельцев, последним из которых был Кантемир, поселившийся в этих краях со своими молдавскими воинами. Село к тому моменту уже имело название Чёрная Грязь.
В начале 1775 года Екатерина II, проезжая здесь по пути из Коломенского, была очарована здешними красотами и повелела выкупить эти земли у Кантемира. Есть предположения, что Григорий Потёмкин предложил Императрице идею строительства новой подмосковной императорской резиденции.
В одном из писем она писала: «Моё новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, каков свет! Ещё не так давно все восхищались местоположением Коломенского, а теперь все предпочитают ему новооткрытое поместье.»
Первоначально, в том же году, был построен небольшой деревянный дворец, несколько служебных помещений и благоустроен дворцовый парк. Князь Потемкин сделал все возможное, чтобы Императрица осталась довольна. По неподтвержденным данным, годом ранее Екатерина II и Потемкин тайно обвенчались, и остаток лета 1775 года провели в Царицыне.
Находясь под впечатлением от организованных торжеств и оформления праздника Василием Ивановичем Баженовым на Ходынском поле, по случаю празднованием годовщины Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего Русско-турецкую войну 1768—1774 годов, Екатерина дала задание своему придворному архитектору разработать проект Царицыно. В письмах того времени она называла его «мой Баженов», что указывало на особое расположение царской особы. Предполагалось, что дворцовый ансамбль будет оформлен в нетрадиционном для того времени готическом стиле. Уже в 1776 году проект в виде чертежа был подготовлен и содержал новаторские и необычные для того времени идеи. Общий стиль был определен Баженовым как «нежная» готика. Главной нестандартностью проекта было отсутствие главного усадебного дворца, вместо этого предполагалось построить три отдельностоящих здания: центральный для торжественных приемов, а также левый и правый с покоями Екатерины II и наследника – цесаревича Павла. Также были продуманы важные вопросы по сочетанию перспектив и видов, открывающихся с главных подъездных дорог, и визуальная связность с Коломенским. Панировалось организовать видовую перспективу между Московским Кремлем и Царицыно.
Императрица одобрила проект Баженова, и весной 1776 года в Царицыно развернулось масштабное строительство. Работы спорились, но к концу года начались проблемы с финансированием, которые продолжались длительное время. Баженов, увлеченный проектом, даже брал кредиты на свое имя и продал свой дом в Москве со всей обстановкой, чтобы строительство не прерывалось. В начале 1784 года, в связи с запланированной на следующий год поездкой Екатерины II в Царицыно, из казны было запланировано выделить дополнительных 100 тысяч рублей, для завершения строительства в срок. И даже, по просьбе Баженова, сумма была удвоена, но с условием подготовки еще одного проекта дворца – в Булатниково. Несмотря на последовавшие за этим проблемы с получением выделенных средств, большая часть задуманного была реализована перед приездом Екатерины II. Императрица посетила Москву, раньше намеченного срока, в июне 1785 года, в сопровождении свиты и иностранных послов. Вердикт Екатерины II был ужасающ для Баженова и построенного им детища: деньги потрачены впустую, комнаты тесны, лестницы узки, необходимо «учинить изрядные поломки» и выстроить все по новому проекту. Но это было позже, а в первые минуты гнева, по воспоминаниям очевидца, она приказала сломать дворец до основания. Василию Баженову был явлен «монарший гнев», вмиг перечеркнувший его карьеру и то, чем он жил. В довершение всего на новый проект Царицыно был определен его ученик Матвей Казаков. Хотя по другим источникам, проявления монаршего гнева не было, и что первоначально было принято решение о незначительных «переправках». И лишь позднее, уже в столице, было принято решение о замене зодчего и изменению всего проекта. Также существует огромное множество версий и слухов, объясняющих царскую немилость и опалу. Например, такие как принадлежность Баженова к масонам и попытке заговора, отражение идей масонства в выстроеных им зданиях. Существует версия, что Императрица по прошествии лет охладела к Царицыно, и все ее мысли были перенесены на строительство новой усадьбы Пелла, в пригороде тогдашней столицы. А на строительство Царицыно по прежнему уходили большие суммы.
В начале 1786 Екатерине II был представлен новый проект Матвея Казакова, который был одобрен ею. Перед Казаковым стояла трудная задача, вписать новые постройки в уже созданный архитектурный стиль. С момента закладки первого камня в Царицыно прошло уже более 10 лет, и за это время на первые роли вышел стиль классицизм, да и взгляды и ожидания Екатерины II также претерпели изменения. С течением времени Екатерина II все больше теряла интерес к реализации проекта в Царицыно. Проблемы с ассигнованием, которые тянулись еще с Баженовских времен, были и сейчас. Пожалуй, единственным человеком, заинтересованным в постройке дворца оставался Григорий Потёмкин. Но все же в 1790 году строительство дворца было приостановлено, а 1791 года он скончался. Как ни странно, но на этом строительство не закончилось, в 1793 году Екатерина II снова вспомнила о Царицыно. Были внесены существенные корректировки в проект Казакова: уменьшен на один этаж главный дворец, снесен Большой Кавалерский корпус – центральный дворец, из комплекса дворцов, построенных Баженовым. В конце 1796 года Екатерина Великая скончалась. Новому императору, Павлу I, Царицыно не понравилось, и он издал указа «в селе Царицыне никаких строений не производить».
На этом закончилась история строительства дворцового комплекса, растянувшаяся на два десятилетия восемнадцатого века. В дальнейшем многие царствующие особы приезжали сюда, но никому из них Царицыно не приглянулось. В 1860 году Царицыно перестало быть личной собственностью императорской семьи. Далее у этого места была не такая интересная история, и чтобы сократить повествование и сразу перейдем к нынешним временам.
В 2004 году Царицыно было передано в ведение правительства Москвы, а на следующий год началось масштабное строительство. Благоустройство территорий и само строительство было под личным контролем тогдашнего мера Москвы Юрия Лужкова. К тому моменту здание главного дома было сильно руинировано, и я даже помню, как мы с Chuma бродили внутри него задолго до начала реставрации. Строительство вызвало ожесточенные споры. Основные претензии сводились к строительству на месте руин нового дворца, нарушению исторического облика и вырубке зеленых насаждений.
Как бы то ни было, в 2007 году, по прошествии более чем 230 лет с начала строительства царской резиденции, проект был завершен.
Ну и попросим Ивана Сергеевича Тургенева, закончить наше повествование, цитатой из романа «Накануне»: «Проходя мимо прудов, все остановились, чтобы в последний раз полюбоваться Царицыном. Везде горели яркие, передвечерние краски; небо рдело, листья переливчато блистали, возмущенные поднявшимся ветерком; растопленным золотом струились отдаленные воды; резко отделялись от темной зелени деревьев красноватые башенки в беседки, коегде разбросанные по саду. «Прощай, Царицыно, не забудем мы сегодняшнюю поездку!»»
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: