Для полного погружения в атмосферу ссылка на исполнение этого стиха Пелагеей.
Цепочка церквей-жемчужинок, разбросанных по селам Приволжья заставила задумалась о том, что же происходит. Двумя словами описывается та атмосфера, ощущаешь которую при встрече с бывшими православными храмами. Грех – позволять такой красоте разрушаться. Одиночество – состояние величественного храма: никогоу него нет – ни прихожан, ни благодетелей, пустынно. Так и пришла мысль о слове «пу́стынь». Пу́стынь - не только аналогия со старорусским монашеским поселением, спрятанным где-то далеко от огоньков цивилизации, пу́стынью прежде называли небольшие мужские монашеские общины, имевшие обычно не более одного храма. Пу́стынь – это еще и пустота, пустыня, обезлюдившее пространство и многолюдье, когда оживает тот самый «мир чужих» из песни The Doors, где человек человеку – прохожий, пройдет мимо и вроде ничего не произошло, все на месте, пустота остается.
Сформулировать точно не получится, но что-то потеряли мы, когда вырвали из мировосприятия религию. Не учат в школе, не преподают мамы и бабушки, и мы не верим, не боимся, не стремимся. Только остро ощущается чувство потери, когда оказываешься перед дверьми запертого на замок деревенского храма и прикасаешься к старинной кладке замерзшими пальцами. Не отогреют, не впустят, не за что, не заслужил. Пугайся теперь всех шорохов и теней, заглядывая черезокно в запертую церковь, относись к религии как к диковинной зверюшке – пережитку давно минувших дней и продолжай говорить дальше, что сохранение этой красоты от тебя самого не зависит.
Если верить «Божественной комедии» Данте, чем материальнее грех – тем он простительнее. То есть, поместив на первых кругах Ада грехи невоздержанности и насилия, на последние круги Данте оставил самые страшные - грехи обмана и предательства. Где-то там, наверное, сейчас проводят время бравые хлопцы и настоящие защитники нового времени, в 30х годах века XX ломавшие храмы и строившие сельские клубы из их обломков – предатели своих отцов и дедов, храм этот построивших. Там же будут и наши земляки, катающиеся по селам и собирающие деньги на восстановления сельских храмов - обманщики. Истории о таких людях слышала в Липовке (Краснокутский район, бывшая семикупольная церковь), Кутьино – с последней и начнем рассказ.
В журнале «Красное знамя» за 14 августа 1990 года обнаружилось статья и интервью с кутьинской старушкой Евдокией Прокофьевной Кузнецовой, помнившей лучшую жизнь храма и участвовавшей в ней. В прошлом село Кутьино большое и богатое, дворов в нем была раз в пять больше нынешнего, а базар в выходной день шумел такой, что изо всех окрестных сел съезжались на него. Тут и мельница своя действовала, и масло и пшено такое делали, что с нынешним и не сравнить. «Все на селе было свое: и мясо, и молоко, и масло, имука. Что крестьянин выращивал, то и на столе имел, вот только муку для выпечкипросвирок в церковь из самой Москвы привозили. За этим строго следили», -вспоминает Евдокия Прокофьевна.
Если верить фотографии, обнаруженной там же в газете, то двадцать лет назад еще сохранились два купола - один на колокольне, один на центральной части: «Сейчас трудно установить, по проекту какого художника была построена местная церковь. Но даже и в теперешнем полуразрушенном виде она доказывает, что те, кто задумал и воплотилее в камне, руководствовались соображениями красоты, соединив европейскую готику с византийским округлением купола и ритмикой кровельных плоскостей. Не любоваться этим строением нельзя…». С особой гордостью рассказывает Евдокия Прокофьевна о том, что в их селе жили мастера, своими руками создавшие красоту храма: «Карташов Никита вручную делал решетки резные на окна...Помню, как изначально церковь была обустроена скоро и красиво. Два колокола звенели так, что слышно было за десятки верст. Один – праздничный – на золоте. Да еще десять маленьких колоколов им подпевали. Звонарем был дедушка Бугор. Так его звалипо-уличному».
Четырнадцать дверей распахивались по воскресениям и праздникам. Люди шли, ехали сюда: приводили и привозили детей крестить, молодые венчались под сводами храма, пел хор. Разоряли церковь варварски и очень быстро. Все колокола посбрасывали, привезли большие чаны, в которых готовили растворы «едучие». Ломали иконостас и бросали в эти растворы, так очищали все от золота. Так и наступил конец Кутьинской церкви.
По мнению ученых, церковь эта представляет немалую историческую ценность и у всякого, кто увидит ее, родится то же предположение.
Информация о Кутьинском храме взята из статьи В.Зыковой, газета Новобурасского района «Красное знамя» от 14 августа 1990 года.
Координаты Кутьинского храма: E 52'16.656 -- N 045'43.160
Гремячка - новобурасское село, в котором 19 декабря отмечается престольный праздник Николая Чудотворца, во имя которого в 1828 году была освящена местная церковь.
В XIX веке в Гремячке было большое количество кузнец и плотницких зданий, и гремяческие мастера охотно трудились над церковным обустройством. Железную кровлю куполов, кирпич, ограду и многое другое церковь приняла от местных умельцев. Работали специалисты из губернии, следили за соблюдением пропорций облика церкви. В итоге кропотливой работы в 1821 году в Гремячке была построена каменная церковь, которая официально была открыта в 1828 году и освящена священником Петровского уездного храма во имя Николая Чудотворца. С этого времени село стали называть Никольским, а престольным праздником в селе стал Никола, которого почитают и отмечают 19.12 и 22.05.
Церковь в те годы была очень красивая, утопала в зарослях сирени, тополей, акации. Её было видно с любого конца села. Позади церкви рос яблоневый сад, а с восточной стороны находилось тихое, уединенное место, где хоронили церковнослужителей.
В свое время возле церкви была построена церковно-приходская школа, в которой обучались крестьянские дети. Там не было разделения по уровню обеспеченности, возможность учиться была у всех, кто хотел получить церковное образование. В школе учили письму, чтению, песнопению религиозных текстов. Отличительной чертой Гремяческого храма был певческий хор, который считался одним из лучших в уезде. В нем пели многие ученики школы и глубоковерующие прихожане села.
В 1914 году церковь реставрировалась, для чего было закуплено 6 тысяч кирпичей. А 23 февраля 1918 года декретом Советской власти церковь была отделена отгосударства. Церкви начали разрушать и взрывать.
Не избежала подобной участи и Гремячевская церковь, хотя до 1933 года в ней неофициально проходили богослужения.
Последним священником храма был отец Василий, в 1933 году вынужден покинуть приход из-за гонений на церковь.
В 1938 году с купола церкви был сброшен большой колокол и при падении часть его откололась. Колокола переплавили, хозяйственные постройки снесли, осталось только здание церковно-приходской школы, служившее впоследствии сельской школой.
При разграблении церковного имущества жители села укрыли иконы по домам. В 1938 году здание церкви было приспособлено под склад, в котором хранили зерно. Позже, когда в Вязовке построили клуб, на его строительство в церкви вырывали полы, окна, двери, и она была окончательно разорена. В таком состоянии Гремячевская церковь находится и по сей день.
Информация о Гремячевской церкви взята из статьи С. Матасовой, руководителя краеведческого кружка, газета Новобурасского района «Наше время» от 17 декабря 2008 года.
Координаты Гремячевской церкви E 52'05.693 -- N 045'44.012
Таволожка - село, в отличие от двух описанных, Петровского района, основаное неким помещиком в 1774 году. Так же село это называли Всесвятское, в 1895 году помещик Языков владел им.
Село контрастов, знаменито одним убийцей и одним святым. Родина известного деятеля «Народной воли» Степана Григорьевича Ширяева (1856–1881), приговоренного за подготовку цареубийства к вечной каторге и умершего в заключении в Петропавловской крепости.
А священномученик Иоанн родился в 1881 году в деревне Шивыревка Саратовской губернии в семье рабочего Николая Миротворцева. Окончил Саратовскую духовную семинарию, служил священником в селе Таволожка Петровского района Саратовской области. Был схвачен за антисоветскую деятельность в 1933 году с отбыванием наказания в Белбалтлаге и в 1937г. 27 августа 1937 года тройка при УНКВД по Ярославской области приговорила священника Иоанна Миротворцева к 10-ти годам заключения с отбыванием наказания в ИТЛ. Срок заключения он отбывал в Ухто-Печерском лагере Коми АО-АССР, где и скончался в узах.
Все, что удалось узнать про церковь этого села, это то, что названа она в честь Покрова Богородицы и построена в 1880 году.
Координаты Таволожской церкви:E 52' 11.344 -- N 45'41.256
В Нижнем Поволжье, на правом берегу реки Волги, на северо-востоке Саратовской области, в 17 км от районного центра Новые Бурасы, расположено село Лох. Оно возникло в XVII веке как сторожевой пункт по охране Русского государства от набегов кочевников. Основателями Лоха были пахотные солдаты Петровской крепости, построенной в 1697 – 1699 годах в верхнем течении реки Медведицы, по личному указу Петра I.
В досоветский период село имело еще одно название – Архангельское, в честь построенной там в 1752 году церкви во имя Архангела Михаила. Церковь эта была деревянной и простояла более 100 лет. В 70-х годах XIX века ее сломали и продали в село Лопатино Пензенской губернии за 800 рублей. На месте старой церкви в 1872 году была построена часовня. В начале 80-х годов XIX века здесь же была построена новая каменная церковь. В ней имелся трехъярусный иконостас с позолотой. В притворе храма стояла огромная, перенесенная из старой церкви икона, на которой был изображен «страшный суд».
Об этой иконе упоминает А.Соколов в книге «Саратовский сборник. Материалы для изучения Саратовской губернии» Т I. Отдел II. Саратов, 1881 года издания:
«Въ заключенiе упомянимъ еще, что въ лоховской церкви мы видъли большой образ, представляющiй “страшный суд”. Изображения во всъхъ частях и подписяхъ совершенно сходно съ извъстными лубочными картинами срашного суда»
(Примечание: Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.)
Церковь стояла на возвышенности, была обнесена каменной оградой с разноцветными стеклянными шарами на столбах. В церкви служили два священника, два псаломщика и диакон. На содержание церковного притча ежегодно от государства поступало свыше 300 рублей (на школу – 120 рублей). Церковь владела 99 десятинами пахотной земли и получала с нее в год дохода до 660 рублей. Кружечные сборы с прихожан ежегодно приносили дохода в среднем до 2000 рублей (на школу общество жертвовало – 100 рублей). В церкви пел хор, состоящий из учащихся сельских школ. На обучение детей церковному пению местный помещик И.В.Сперанский и землевладелица Н.А.Щербина ежегодно жертвовали 100 рублей. Церковь регламентировала личную жизнь крестьян Лоха. Она освящала все важнейшие события в их жизни: рождение, свадьбы, похороны…
Информация по материалам ежегодного журнала «Крестьяноведение: Теория. История.Современность» // Ежегодник, 1997, М.,-1997, с.176. Автор статьи "История села Лох" В.В.Кондрашин.
Координаты церкви с селе Лох: E 52'07.836 -- N 045'51.493
В оформлении страницы использована картина Исаака Бродского "Церковь", 1905г.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: