Камень - в народной традиции объект почитания. У восточных славян широко известно почитание священных камней, особенно характерное для Белоруссии и Русского Севера. Почитаемые камни часто находятся рядом с остатками языческих святилищ.
Священными Камнями, как правило, были необработанные валуны, часто больших размеров и причудливой формы. Расположенные на берегу озера, реки или у источника, среди деревьев, священные Камни составляли единый обрядовый комплекс со своим природным окружением. Люди приходили к ним со всей округи, молились, купались в местном водоеме, вешали ленточки, полотенца или предметы одежды на деревья, пили воду из углублений камней и обливались ею для исцеления от болезней.
В Дмитровском районе Московской области до недавнего времени пользовался почитанием большой Камень - валун, который лежит в болотистой местности, в нескольких шагах от реки Кимерши. К нему приносили тяжелобольных детей, обливали Камень водой из ручья, потом собирали ее в особую посудинку и обмывали ребенка. После этого на него надевали новое белье, а старое развешивали на окружающих деревьях. Считалось, что если ребенку суждено жить, то он сразу после омовения пойдет на поправку, а если суждено умереть, то быстро зачахнет. Согласно легенде, Камень этот сам приплыл по реке Кимерше в день Ивана Купалы и выбрал место, где ему лежать. Один из священных Камней Ярославского Поволжья, называемый местными жителями синей или каменной бабой, находился в Берендеевом болоте. Еще в начале XX в. к нему приносили ягоды и хлеб, чтобы не заблудиться, бабы клали перед Камнем ягоды и, выворотив наизнанку платье, уходили от него пятясь.
Особую группу Камней составляют т.н. следовики — валуны с углублениями, напоминающими отпечаток ступни. Некоторые из этих “следов” имеют естественное происхождение, иные представляют собой древние наскальные изображения. Часто они отличаются большими размерами, что как бы свидетельствует о том, что их оставили великаны, герои, святые и т.д. Отпечатки следов на Камне приписывали Христу, Богородице или святым (Александру Невскому, Зосиме, Кириллу Белозерскому, Александру Ошевенскому и др.), иногда и нечистой силе (ср. урочище “Бесовы следки” у г. Беломорска). Связанные с Камнями легенды объясняли их появление в данной местности, особенности формы, нанесенные на них знаки. Например, близ Каргополя пользовался почитанием небольшой гранитный валун с углублением на вершине в виде отпечатка босой человеческой стопы. По преданию, св. Макарий Желтоводский присел отдохнуть на Камень, но местные крестьяне прогнали старца. У другого священного Камня на Каргополье на вершине была трещина серповидной формы, в которой скапливалась дождевая влага. Легенда рассказывает, что Иисус Христос предложил местным жителям провести тут реку, а когда они отказались, наступил в гневе на камень и ударил по нему.
К числу христианских реликвий России относится Камень св. Антония Римлянина (12 в.), который хранится в соборе Рождества Богородицы новгородского Антониева монастыря. Согласно житию, составленному в конце 16 в., св. Антоний родился в Риме. Постригшись в монахи, он поселился на берегу моря и молился стоя на Камне. Однажды буря подхватила Камень и понесла святого “на камени яко бы на корабли легце”. Через два дня Камень пристал к берегу у Новгорода. Впоследствии Антоний основал на берегу Волхова монастырь. Около 1500 г. Камень, на котором якобы приплыл Антоний, был торжественно перенесен с берега. С конца 16 в. начинаются свидетельства об исцелениях, которые происходили у священного Камня.
В космогонических преданиях рассказывается о том, что в начале творения Сатана нырнул и достал Камень со дна моря: Господь разломил его надвое, одну половину оставил себе, а вторую отдал Сатане; после этого Бог ударил о камень и из искр, вылетевших из него, появились ангелы; когда Сатана проделал то же, из искр появились бесы. Отголоски древних космогонических мифов сохраняет и мотив птицы, сидящей в начале творения на Камне среди моря (заговоры, духовные стихи, колядки).
В фольклоре и мифологии Камень осмысляется как некая основа, центр мира или замок, скрепляющий небо и землю. При ударе о Камень из него источаются огонь или вода — основные стихии мироздания. В былинах и сказках герой превращаются в Камень или временно заключаются в него что осмысляется ими впоследствии как временное погружение в сон. В сказках в каменном яйце может быть заключена Кощеева смерть, в каменной гробнице находит вечный покой былинный Святогор. В духовном стихе о Свитке Иерусалимском внутри Камня, упавшего с неба, обнаруживается послание к человечеству, написанное рукой Иисуса Христа. http://www.pagan.ru/slowar/k/kamener10.php
Этот Камень находится в окрестностях села Старая Ведуга. Старая Ведуга - село, центр сельсовета, которому подчинены - село Архангельское, хутора - Веселая Долина, Каменка, Рогачиха, Устье, Яновка. Старая Ведуга расположена в 55 км от райцентра на реке Ведуге (отсюда и название села). Первопоселенцами были жители городов Орла и Тулы. Возникло село в 1663 - 1665 гг. В 1746 году здесь было 92 двора однодворцев. Покровская каменная церковь поставлена в 1861 году (до этого была деревянная). В 1900 году в селе было 789 дворов и 5862 жителей, одно общественное здание, земская школа и школа грамотности, 4 рушки, 4 маслобойных завода, 3 водяные мельницы, 9 мелочных и 3 винные лавки. Ежегодно в селе проводились две ярмарки.
Люди проживали в этих местах и раньше и не исключено, что камень использовался ими в проведении обрядов и ритуалов. (По некоторым сведениям современные язычники недавно организовали в этих краях капище Перуна).
Камень имеет необычную окраску – он зеленый! Кроме того, если смотреть на камень сверху то видно, что он представляет собой практически правильный шестигранник. В округе есть ещё несколько интересных камней поменьше.
Есть информация, что где-то в соседних оврагах в меловых склонах когда-то были пещеры, но проверить это мне не удалось…
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: