Танкоград, или Экскурсия по военной технике Челябинска [MS/9065]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Музей/экскурсия
Техноген
Размер: Маленький
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Челябинская обл.
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 5
Рейтинг
4.38Рекомендаций: 1Нашли: 19
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Автор: Arseniy-at-home
Создан: 04.11.2010
Опубликован: 07.11.2010
(отредактирован: 24.01.2024)

Описание окружающей местности

Челябинский  тракторный завод был построен в годы первой пятилетки. 29 мая 1929 года вышло Постановление СНК СССР о строительстве тракторного завода на Урале с производительной мощностью не менее 40 тысяч тракторов в год.

В 1933 году – год пуска – ЧТЗ дал стране первые 1650 тракторов. Уже в 1936 году было выпущено 29 тысяч машин. В 1937 году тракторный завод начал выпускать трактор с дизельным двигателем. Челябинские тракторостроители стали пионерами советского легкого бескомпрессорного транспортного дизелестроения.

Новый завод занял ведущее место среди машиностроительных предприятий страны. Челябинский тракторный имел огромную территорию, просторные корпуса цехов, конвейеры, великолепную оснащенность линий, специализированные станки, приспособления. Новые технологии и планировка цехов были рассчитаны на производство  тракторов, десятков тысяч машин. Все это создавало прекрасную базу для организации массового производства танков.

19 июня 1940 года Центральный Комитет партии и правительство страны решают организовать на ЧТЗ производство «танков типа КВ» конструкции ленинградского Кировского завода.

Уже в 1940 году на ЧТЗ были созданы танковый отдел для подготовки производства танков КВ и специальное конструкторское бюро, в которое, кроме челябинских специалистов, вошла группа командированных ленинградцев во главе с Ижевским и Миркиным. В августе сорокового года с Кировского завода прибыл опытный образец танка КВ и полный комплект чертежей. На ЧТЗ были изготовлены все узлы танка КВ и 31 декабря 1940 года произведена опытная сборка первого танка уральского производства. Одновременно в Челябинске началось строительство специального корпуса для сборки танков.

В годы Великой Отечественной войны Урал стал основным арсеналом Красной Армии, заняв ведущее положение в снабжении армии вооружением и снаряжением. Он давал 40% всей военной промышленности страны: его заводы поставляли 60% средних и 100% тяжелых танков; каждый второй снаряд, выпущенный советской артиллерией по врагу, был изготовлен из уральской стали.

30 июня 1941 года был образован Государственный Комитет Обороны. В его первом постановлении говорилось: "Немедленно приступить на Уральских и Сибирских заводах к прокату специальных марок сталей для танкового производства ЧТЗ; перевозку всех грузов для ЧТЗ ... производить наравне со срочными воинскими грузами".

Начиная с июля месяца, в цехах тракторного завода  резко изменился ритм работы, началась перестройка производства. Продолжительность рабочей смены увеличилась до 11 часов. Вырос удельный вес военной продукции в третьем квартале 1941 года.

Перелом на заводе произошел осенью 1941 года, когда на ЧТЗ стали прибывать оборудование и персонал эвакуированных предприятий.

12 сентября, ГКО принял постановление об эвакуации Харьковского дизель-моторного завода на Урал. Первые эшелоны с оборудованием и людьми ушли из Харькова на восток 17 сентября, вслед за ними еще более 60 составов.

 6 октября 1941 года, по решению ГКО, началась эвакуация танкового производства Ленинградского Кировского завода. В тот же день приказом наркома танковой промышленности СССР, ЧТЗ имени Сталина был переименован в Кировский завод Наркомтанкпрома в городе Челябинске. Директором его назначен И. М. Зальцман.

На Урал, в Челябинск, на ЧТЗ двигались еще несколько заводов: харьковский станкостроительный завод им. Молотова, московский  станкостроительный завод «Красный пролетарий», завод шлифовальных станков, цехи завода «Динамо»… Позже, в 1942 году, прибыли Сталинградский тракторный завод им. Дзержинского и Воронежский завод резинопаранитовых  изделий.

В октябре 1941 года на Челябинском Кировском заводе был создан танковый отдел, в состав которого были включены механические цехи МХ-2, МХ-4, МХ-5, СБ-2, СД-2, заготовительный и цех нормалей.

Скоростными методами на заводе были построены и введены в действие 17 новых цехов, общей площадью 100 тысяч кв.м.  В минимально короткие сроки, был проведен монтаж оборудования этих цехов. С ходу, «с колес», нередко на морозе, среди сугробов на пустырях разгружали оборудование и тут же в недостроенных порой помещениях ставили на фундаменты станки, пускали их в дело, а потом уже возводили стены цехов и сооружали кровлю.

Параллельно с перевооружением цехов продолжалась работа над производством танков. Начали с единиц в сутки, а в скором времени довели до 12-15. Специалисты завода добивались постоянного усовершенствования и сокращения трудоемкости изготовления танков. Если на 1 мая 1941 г. боевые машины имели 23.453 части, то к 1 сентября 1941 г. число частей сократилось до 11.647, а к концу года до 9 тысяч. Уже в четвертом квартале 1941 года, в сравнении с третьим выпуск тяжелых танков «КВ» увеличился в 5,5 раза, а по сравнению с первой половиной 1941 года – в 17 раз.

Все основные цехи перешли на казарменное положение. В холодных, кое-как отапливаемых паром от трех паровозных котлов цехах завода и под открытым небом в коробках новостроек, люди работали по шестнадцать – восемнадцать часов, а бывало по двадцать. Систематически недосыпая и недоедая, они работали с полной отдачей сил и не покидали своих мест, пока не выполняли две-три нормы в смену. «Все для фронта! Все для Победы!». Эти слова составили суть и смысл жизни завода военных лет.

С ноября 1941 года на ЧТЗ полностью прекращалось производство тракторов и артиллерийских тягачей, снарядов, мин, авиабомб. Завод освобождался от поставки всем внешним потребителям литья, штамповок и поковок. Отныне все его цехи, тысячи людей, оборудование, должны были переключиться только на выпуск тяжелых танков.

Каждый завод, каждое предприятие – как человек. У каждого свое лицо, свой почерк, свой характер. При слиянии заводов сталкивались интересы и судьбы целых коллективов, сталкивались разные взгляды на ход производства и методы работы.

Харьковские моторостроители, формально перестав быть самостоятельным заводом, полностью сохранили структуру и технологическую взаимосвязь своих цехов, свои руководящие, производственные и инженерно-технические кадры, свою технологию изготовления моторов, техническую документацию, нумерацию деталей, шифр цехов и даже свои нормы и расценки. Благодаря своей «автономии» и специфике дизельного производства у моторостроителей не осложнились взаимоотношения с другими коллективами завода.

Труднее было при слиянии челябинских тракторостроителей с коллективом Ленинградского Кировского завода. С технической и организационной стороны у челябинцев и ленинградцев был разный подход к делу. Это определялось спецификой производства каждого из коллективов.

Ленинградцы славились тем, что любое задание было им по плечу. Правительство поручало этому заводу выполнение многих сложных заданий. Меняющаяся номенклатура изделий, их сравнительно небольшой выпуск большей частью не требовали от кировцев серьезной технологической подготовки производства. Там, где можно было отковать вручную, затратив на это во много раз больше времени, чем понадобилось бы при штамповке, - там ковали, потому что делать штамп для небольшой партии деталей было невыгодно, долго и дорого.

В Челябинске все было наоборот. Здесь много лет подряд выпускали одни и те же изделия. Выпуск их измерялся тысячами штук в год. На тракторном за специальными станками стояли операторы - рабочие, умеющие вести обработку деталей только на одной закрепленной за ними операции. Здесь привыкли к серьезной подготовке производства, к проектированию и изготовлению специальных приспособлений, инструмента, моделей и штампов.

Спор двух заводов решила сама жизнь в пользу челябинцев. Выпуск танков малыми сериями, как это было в Ленинграде, не мог продолжаться. Помимо всего, завод пополнялся тысячами новых необученных людей, которым можно было поручить только наиболее простые, расчлененные операции. Новички не могли читать чертежи, как высококвалифицированные ленинградцы, не умели наладить станок, им необходима была оснастка и подготовка рабочего места.

Так, в суровые годы войны родился Танкоград – мощнейший комбинат по производству тяжелых танков в городе Челябинске. Этот город, не существовавший на карте, стал крупнейшей научно-исследовательской лабораторией.

В начале ноября 1941 года был учрежден Уральский комбинат по производству тяжелых танков КВ. В него, помимо ЧКЗ, вошли Уральский завод тяжелого машиностроения Уральский турбомоторный завод (№76) (г. Свердловск), а позднее и броневой завод №200 (сегодня – Челябинский завод имени Серго Орджоникидзе). При этом директором и главным конструктором всего комбината были назначены И.М. Зальцман и Ж.Я. Котин.

В силу сложившихся обстоятельств, Челябинский Кировский завод оказался местом расположения нескольких крупных конструкторских бюро.

Объединенный конструкторский коллектив, состоял из ленинградского СКБ-2, в которое в начале войны влили специалистов СКБ-1, занимавшихся разработкой газотурбинных двигателей, и часть конструкторов-артиллеристов. Уже в Челябинске его пополнили работники тракторного и местного танкового конструкторских бюро. КБ Челябинского Кировского завода по ленинградскому образцу стало называться СКБ-2.

Директор завода в годы войны И.М. Зальцман отмечал, что решающую роль в успехах Танкограда сыграла высочайшая концентрация научно-технических кадров, а так же наличие в структуре завода многочисленных научных конструкторских подразделений.

Весной 1942 г. приказом наркома танковой промышленности СССР В.А. Малышева был создан опытный танкомоторный завод Народного Комиссариата Танковой Промышленности №100 на базе Опытного завода ЧТЗ и Харьковского станкостроительного завода им. Молотова. В составе образовавшегося завода были конструкторские и исследовательские подразделения. Этим же приказом на новую структуру возлагалось «руководство опытно-конструкторской тематикой на заводах Наркомата, разработка, изготовление и доводка конструкций по танкам, их агрегатам, танковому вооружению и моторам».

Вскоре было получено еще одно очень сильное подкрепление: в Челябинск перебазировалось конструкторское бюро Военной академии моторизации и механизации во главе с известным военным инженером А. И. Благонравовым. Здесь ученые в погонах занимались разработкой планетарных механизмов поворота для тяжелых танков.

В конце 1943 года Опытный завод №100 был выделен из состава ЧКЗ. Фактическим руководителем этого завода с момента создания и до конца войны был Ж.Я. Котин. После ухода с ЧКЗ Ж.Я. Котина главным конструктором головного завода стал Н.Л. Духов.

Третьим конструкторским бюро стало эвакуированное из Харькова вместе с заводом № 75 дизельное Специализированное конструкторское бюро (СКБ-75) во главе с И.Я. Трашутиным и его заместителями Я. Е. Вихманом и М. А. Мексиным. В Челябинске оно пополнилось специалистами по двигателям тракторного завода.

У Челябинского Кировского завода были и другие мощные резервы – научные и проектные учреждения.

 Одно из них – НИИ-48. О его творческом потенциале говорят следующие цифры. В конце 1943 года здесь работали два академика, один член-корреспондент АН СССР, четыре доктора и 10 кандидатов наук.

НИИ-48 базировался в Свердловске, а специализированный танкостроительный проектно-технологический институт (8ГСПИ) в июле 1941 г. был эвакуирован непосредственно в Челябинск. Он был создан задолго до войны в Ленинграде и назывался до 1937 года институтом «Спецпроект».

В годы войны этот институт значительную часть своих усилий направил на помощь Челябинскому Кировскому заводу. По его проектам перестраивались старые и возводились новые цехи, создавались конвейеры и поточные линии. Неоценимой помощью стали разработанные институтом нормали в области чертежного хозяйства, деталей и узлов танков, унификации инструмента, приспособлений, штампов, технологической документации.

В ноябре 1941 г. в Челябинск прибыла лаборатория электротермии (ЛЭТИ) во главе с профессором В. П. Вологдиным, которая занималась закалкой стали токами высокой частоты (ТВЧ). Под его руководством на ЧКЗ был построен высокочастотный цех, где были смонтированы установки ТВЧ. Цех был пущен в августе 1942 года. Внедрение технологии закалки ряда ответственных деталей танков, таких как шестерни бортового редуктора, поршневые пальцы, гильзы цилиндра, которые ранее подвергали цементации, затрачивая массу топлива, позволило сократить время термообработки деталей с 70 часов до 37 секунд.

Очевидно, что в Наркомате танковой промышленности в целом и при основных его заводах были сконцентрированы и объединены общей целью лучшие умы страны. Именно этим объясняется то, что в невиданно быстрые сроки на пустом месте появились новые цехи, производства, конвейеры и поточные линии.

Еще 25 июня 1941 года в Челябинск прибыл Сергей Нестерович Махонин, главный инженер ЧКЗ, для организации поточно-конвейерного производства танков КВ. Он сумел, опираясь на предвоенные наработки челябинцев и опыт своего родного Харьковского завода №183, создать конвейер и в Челябинске. В сентябре 1941 года в строй действующих был введен сборочный цех №2, а в начале октября с конвейера сошел первый танк. Однако из-за срыва поставок заводов-смежников наладить должный ритм его работы не удалось. Через два месяца после пуска конвейер остановили по приказу Ж.Я. Котина, а танки КВ стали собирать так же, как ранее в Ленинграде - на стендах.

Производство дизелей В-2 на Челябинском Кировском изначально строилось по харьковскому образцу – поточно-конвейерному принципу. Оно было развернуто в цехах тракторных двигателей и в большом корпусе, возведенном в свое время для выпуска газогенераторов. Серийное производство началось через 35 дней после прибытия в Челябинск первого из 26 эшелонов Харьковского завода № 75. В декабре 1941 года двигатели собирали уже из деталей уральского изготовления, а полностью моторное производство было развернуто к концу первого квартала 1942 года.

В мае 1943 года моторный завод достиг стабильного выпуска 50 дизелей в сутки или 1500 в месяц. Этот темп выдерживался вплоть до конца войны.

 Самым высокотехнологичным производством моторного завода, как и в 30-е годы был цех топливной аппаратуры. Благодаря сочетанию опыта массового производства челябинцев и передовых технологий Харьковского завода № 75 выпуск топливной аппаратуры был доведен до 100-110 комплектов в сутки. Это покрывало потребности не только Челябинского Кировского завода.

15 июля 1942 года, назначенный наркомом танковой промышленности И.М. Зальцман, прибыл на ЧКЗ и сообщил о решении развернуть в Челябинске производство танков Т- 34, чтобы восполнить потери от остановки Сталинградского тракторного завода.

Сборочный конвейер танка Т-34 на Челябинском Кировском заводе решили развернуть на месте главного тракторного конвейера – в механосборочном цехе. Осуществить это удалось за 33 дня. Поточная сборка Т-34 началась 22 августа 1942 года.

К концу 1943 года заводом был обеспечен суточный выпуск 20 танков Т-34 и 10 тяжелых машин.

Конструкторское сопровождение серийного производства средних танков в Челябинске было возложено на Н. Л. Духова. Кировцы так же внесли свой вклад в совершенствование конструкции Т-34.

Так, в начале 1943 года Конструкторское бюро ЧКЗ разработало новый фильтр очистки воздуха, поступающего в двигатель – «Мультициклон». Благодаря его применению улучшалось качество очистки воздуха и значительно снижались энергозатраты. Позже чертежи «Мультициклона» были разосланы по всем заводам для организации их самостоятельного производства.

В том же 1943 году челябинские конструкторы завершили опыты с новыми катками Т-34, бандажи которых изготовлялись из профилированного проката с минимальной обработкой. Это давало огромную экономию трудозатрат и металла, так что челябинскую конструкцию и технологию приказом по Наркомату от 24 июля предлагалось немедленно внедрить на всех заводах, выпускающих тридцатьчетверки.

В отчете конструкторского бюро танкового производства ЧКЗ за 9 месяцев 1943 г. значатся также отработка командирской башенки Т-34 и установка на нем смотрового прибора, создание улучшенных масляных радиаторов, установка импортной радиостанции и многое другое…

 «За образцовое выполнение задания правительства по усовершенствованию конструкции и улучшению боевых качеств танка Т-34» Н.Л. Духов был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

 А в марте 1943 года ему вручили Государственную премию только уже за усовершенствование конструкции тяжелых танков.

 Под руководством этого талантливого конструктора было освоено производство нового тяжелого танка ИС-2. В конце октября 1943 г. ИС-2 был принят на вооружение Красной Армии. Новый танк сочетал в себе подвижность Т-34 и более мощное вооружение и броню. Он стал основным в гвардейских тяжелых танковых полках прорыва.

Для челябинского Кировского завода 1944 год был особенным. Необходимо было совместить производство танков «ИС» с выпуском «Т-34». Причем, при постепенном сокращении выпуска танков «Т-34» должен был возрасти выпуск танков «ИС». После нескольких месяцев стендовой сборки танков «ИС» в августе 1944 года был пущен в действие первый в мире конвейер тяжелых танков.  В результате заводская стоимость тяжелого танка сократилась на сто с лишним тысяч рублей (от 343 тыс. руб. в начале производства до 234,4 тыс. руб. в первом квартале 1945 г.), и лишь немногим превышала стоимость среднего танка Т-34-85.

В августе 1944 года челябинский конструктор М.Ф. Балжи предложил конструкцию новой машины – танка ИС-3.

30 декабря 1944 года И.В.Сталин санкционировал производство этого танка Челябинским Кировским заводом.

 Помимо совершенной противоснарядной формы корпуса и башни, танк имел множество других новшеств. Впервые на серийном отечественном танке появилась командирская система управления наводкой. Оптические приборы позволяли уверенно вести огонь на предельных для танкового боя дистанциях: 2000-2500 м. Двигатель В-2 имел ту же мощность, что и его предшественник в танке ИС-2, но благодаря новой системе охлаждения расходовал на самообслуживание меньше мощности. Причем экономия составляла десятки л.с. Запуск двигателя в зимнее время облегчался наличием котла подогрева охлаждающей жидкости.

Ж.Я. Котин называл заочное соревнование советских и иностранных танковых Конструкторских бюро «войной умов». На Западе это же называлось «войной брони».

В 1944-1945 гг. советский ум полностью переиграл западную броню. Таких машин, как ИС-2 и ИС-3, в 1944-1945 гг. не имела ни одна армия мира. Ни одному иностранному КБ, ни заводу не удалось добиться столь же великолепного сочетания высочайшей боевой эффективности, дешевизны и технологичности в производстве. В конце 1944 и первые месяцы 1945 гг. именно челябинские тяжелые танки ИСы и «Зверобои» (так называли самоходные артиллерийские установки ИСУ-122 и ИСУ-152,) проломили своей броней и чудовищными 122-мм и 152-мм снарядами сплошную оборонительную стену немецких городов. В этом огромная заслуга конструкторов, инженеров, технологов и рабочих Челябинского Кировского завода.

В 1945 г. на заводе действовало уже 150 поточных линий, на которых изготовлялись до 80% всех необходимых деталей и узлов танков, САУ и дизелей. Впервые в мировой практике на челябинском Кировском заводе при отливке крупных стальных деталей песочные формы были заменены металлическими (отливка деталей в кокиль). Впервые на заводе была применена термическая обработка деталей токами высокой частоты, ручная сварка брони корпусов танков была заменена автоматической.

 В ходе эвакуации 15-тысячный коллектив довоенного Челябинского тракторного завода пополнили 7,5 тысяч ленинградцев, 3 тысячи харьковчан и тысяча москвичей. Кроме того было мобилизовано 10 тысяч человек из различных регионов страны. В 1942 г. на ЧКЗ прибыли 2050 человек, эвакуированных с Волги. В 1943-44 гг численность работающих на заводе людей превышала 44 тысячи человек. Но на рубеже 1941-42 годов на заводе ощущалась серьезная нехватка рабочей силы, поскольку создание танкового комбината требовало очень резкого увеличения численности рабочих. Ни мобилизация трудоспособного городского населения на предприятие, ни массовое патриотическое движение женщин и молодежи за переход на производство, ни возвращение пенсионеров на работу не могли решить главной экономической задачи – обеспечения выполнения производственных заданий. Для этого необходимо было освоить оборудование, технику массово-поточного производства, ввести систематическое техническое обучение, - ведь 67% рабочих вновь поступивших на завод не имели квалификации. В этот процент входили рабочие из Средней Азии и Казахстана, которые пополнили коллектив танкостроителей

Для успешного выполнения задачи технического обучения кадров в условиях военного времени были использованы такие формы массовой учебы, как: бригадное и индивидуальное ученичество, стахановские школы передового опыта, курсы технического обучения станочных рабочих с отрывом от производства, школы совмещенных профессий, курсы наладчиков, контролеров, крановщиков, и пр.     Для успешного решения кадровой проблемы руководство завода использовало различные меры. Уже во второй половине1942 года началось социалистическое соревнование за образцовую постановку массового технического обучения. Коллективу-победителю вручались переходящие Красные знамена и денежные премии. В лучших цехах организовывались соревнования между руководителями техучебы с ежедневным подведением итогов. В октябре 1942 года по инициативе мастера цеха нормалей Г. Фальковского были организованы школы дополнительных специальностей. Уже в ноябре месяце на заводе таких школ было 18. В четвертом квартале 1942 года план техучебы по заводу был выполнен на 136,8%. Так, к концу 1942 года организационный период в деле технической учебы рабочих Танкограда был завершен.

1943 год закончился коренным переломом в работе промышленности. Если в первый период войны рост производства осуществлялся за счет дополнительного насыщения предприятия оборудованием, увеличением продолжительности рабочего дня, вводом в строй новых цехов, то в последующие годы – за счет повышения производительности труда, технической культуры предприятия, дальнейшего развития творческой инициативы и активности масс. Именно в 1943 году происходит процесс стабилизации кадров, резко уменьшается их текучесть и основной упор делается на повышение квалификации рабочих. В 1943 году повышению технической учебы и распространению передового опыта на заводе способствовали конференции, совещания по техническому обучению, создание передвижных технических библиотек, беседы и лекции по важнейшим вопросам техники. В 1943 году повысили квалификацию и прошли подготовку в  системе производственно-техническoго обучения  более 21 тысячи, в 1944 году - 18 тысяч танкостроителей. Техническая учеба привела к подъему производительности труда, снижению себестоимости продукции, развертыванию инициативы рационализаторов и изобретателей, увеличению стахановцев и ударников на заводе. К началу 1945 года они составили 97,9% общей численности рабочих-сдельщиков.

Трудовой героизм в годы Великой Отечественной войны был массовым, широко распространенным явлением. В первые же месяцы войны на нашем заводе развернулось патриотическое движение. Размах его был огромен, формы проявления разнообразны. Так, стахановское движение двухсотников наполнилось новым содержанием, им были охвачены все цехи предприятия. Теперь тракторостроители трудились за себя и  за ушедшего на фронт товарища. Рабочие и служащие, инженеры и техники на митингах, проходивших в первые дни войны, давали обещания удвоить свои усилия.

В резолюции митинга рабочих и служащих 24 июня 1941 года отмечалось, что по инициативе стахановцев Ворзова и Кудрина, взявших обязательство давать свыше двух норм, последовали этому примеру все рабочие механического цеха.

С новой силой развернулись на заводе движения трехсотников, пятисотников, тысячников. Особенно после того, как стало известно о замечательном трудовом почине фрезеровщика Нижнетагильского завода Д.Ф Босого, который в феврале 1942 года, встав на стахановскую вахту в честь годовщины Красной Армии, выработал дневную норму на 1480%.

 Но здесь нужно отметить, что на Челябинском танковом заводе первые тысячники появились еще в сентябре 1941 года. Правда рекорды стахановцев В.Новгородова и М. Стогния были единичны и только в апреле 1942 года в период Всесоюзного соревнования предприятий Танковой промышленности, оно выливается в движение и получает широкий размах.

26 апреля 1942 года токарь цеха нормалей, комсомолец Григорий Ехлаков перевыполнил сменную норму на 1018%, Зина Данилова – на 1340%... Заводская газета «Наш трактор» в Первомайском номере сообщала: «На шабровке подвесок, требующих точности обработки, слесарь Г.Сало выполнил дневное задание на 1391%. Токарь И. Гудим дал 1008% нормы». Комсомолец В.Панин, взяв обязательство перекрыть свой рекорд, превышавший 1700%, выполнил задание на 2482%. К движению тысячников тесно примыкали другие формы соревнования: освоение смежных профессий и многостаночное обслуживание.

В ходе выполнения майской программы 1942 года на заводе родилось соревнование за звание «Знатный мастер завода». Это было вызвано необходимостью поднять авторитет мастера, как непосредственного организатора производства. Были разработаны условия соревнования, по которым звание присуждалось мастеру лишь в том случае, если все работники его участка выполняли ежедневно задание не ниже 110%.

Активно началось это движение в механических цехах. На участках начали создавать кадры многостаночников, в чем действенную помощь оказала техническая учеба, было введено почасовое соревнование. Все эти меры повысили производительность труда: коллектив мастера С.Павлова в первый день соревнования выполнил суточное задание на 119,8%, смена мастера П. Горлова – на 130%. Через месяц из 1085 комсомольцев-производственников соревнованием было охвачено 900 комсомольцев, из которых 786 человек ежедневно выполняли задание на 110%.

 

В годы войны родилось соревнование комсомольско-молодежных бригад, боровшихся за звание «фронтовых». Обязательным условием для таких бригад было ритмичное выполнение плана. Члены фронтовых бригад, как правило, не покидали своих рабочих мест до выполнения задания.

В Танкограде движение фронтовых бригад началось по инициативе комсомолки цеха нормалей А. Пашниной с 6 октября 1942 года. Ее «фронтовая» бригада имени Н. Гастелло, состоявшая из 20 человек, работала за 50 квалифицированных рабочих. Каждая девушка обслуживала 2-3 станка, а  сама Аня при норме 320 деталей, фрезеровала 1300 и более. Девушки выполняли норму на 120 - 130%, повысив её позже до 210%.    Почин А. Пашниной был подхвачен, и уже в декабре 1942 года на заводе было 67 фронтовых бригад, а в январе 1944 года в 1175 фронтовых бригадах насчитывалось 8 356 человек.

В октябре 1942 года члены «фронтовой» молодежной бригады Александра Саломатова решили не выходить с завода, пока полностью не будет выполнен месячный план. Ежедневно свое сменное задание выполняли на 300-360%. Работали по 18-20 часов в сутки, спали у станков. Начинание бригады А. Саломатова превратилось в массовое движение рабочих в помощь сражающемуся Сталинграду.

Высокой самоотдачей прославила себя «фронтовая» бригада Василия Гусева. Ребята, за счет внедрения рационализаторских предложений, повысили выработку до 435$, выполняя в день по 4-5 норм. Бригада Гусева победила во Всесоюзном соревновании фронтовых бригад. Ей дважды вручали  переходящее красное знамя ЦК ВЛКСМ и наркомата танковой промышленности.

В октябре 1943 года на заводе соревновались уже 712 комсомольско-молодежных бригад, объединивших 60% молодых производственников. Из них 656 бригадам было присвоено звание фронтовых. Бригады В. Цаплинского, А. Садиковой, Я. Вольфа, В. Березина, А. Кутьиной, А. Пашниной систематически выполняли задания на 200-300%. Имена 68 лучших бригадиров фронтовых бригад были внесены в Книгу Почета завода.

В 1943 году в соревновании комсомольско-молодежных бригад, как и в соревновании в целом, произошли значительные изменения. Все больший упор стал делаться на качественные показатели в работе. Решающую роль в этом сыграло постановление ГКО от 29 марта 1943 года «Об улучшении качества танков и моторов». Вскоре после его выхода на Челябинском Кировском заводе развернулось соревнование за звание «Отличник производства». Инициаторами его стали стахановцы цеха «180» А. Левошко и В. Юдаков, выполнявшие задание на 200% без брака.

Патриотическое движение молодежи за качественные показатели в работе постоянно обогащалось. На основе овладения техникой и внедрения рационализаторских предложений создавалась возможность сокращения количества рабочих при более высокой производительности труда.

Инициаторами движения по высвобождению рабочей силы в Танкограде стали комсомольско-молодежные бригады В. Топорищевой, М. Рашевской и Л. Шумковой. В бригаде М. Рашевской было решено оставить вместо 14 человек – 9. Резерв был найден благодаря заблаговременной подготовке инструмента, заготовок, уплотнения рабочего дня. Бригада В. Топорищевой, высвободив 4 человека, вшестером выполняла задание на 200-220%.

В социалистическом соревновании за увеличение выпуска продукции особое значение приобрели рационализаторская работа и изобретательство, направленные на изыскание и использование всех внутренних резервов, экономию металла, топлива, электроэнергии, на лучшую организацию труда. Всего за годы войны на заводе было внедрено более 17,5 тысяч предложений, давших экономию в 77 млн. рублей.

Танкоград дал фронту: 18 тысяч танков и САУ, 48,5 тысяч танковых дизель-моторов, 85 тысяч комплектов топливной аппаратуры, 17,5 млн. заготовок боеприпасов.

Коллектив завода в ходе Всесоюзного соревнования предприятий Наркомтанкопрома 33 раза завоевывал переходящее Красное знамя ГКО (Государственного Комитета Обороны). Два знамени оставлены заводу на вечное хранение.

Родина высоко оценила трудовые подвиги танкоградцев, наградив завод орденом Красной Звезды (1944 год), орденом  Кутузова I степени (1945 год), конструкторское бюро по двигателям - орденом Ленина (1945 год), опытный завод - орденом Ленина (1944 год).

Так, благодаря умной и смелой мысли талантливых конструкторов, высокой технической эрудиции технологов, героическому труду рабочих  завод успешно справился с одной из главных задач оборонной промышленности, сумев организовать крупносерийный выпуск танков, самоходных артиллерийских установок, танковых двигателей, внося тем самым свой вклад в обеспечение превосходства вооруженных сил СССР над фашистской Германией.

Источник:
http://www.minprom.gov.ru/special/65/4/6

Дополнительные материалы и фотографии можно изучить по следующим ссылкам:

История ЧТЗ
История Танкограда
Фото производства Т-34
Боевое применение тяжелых танков
Фотографии из Сада Победы 

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

ВалериК (22.09.2024 07:19:02)
Пакет с открытым контейнером лежали возле дерева, покопавшись в листве, нашли карандаш и игрушку из киндера. Восстановили в новом контейнере. Ямки где мог находится контейнер (поискав вокруг дерева) не нашли, выкопали новую под наклонным деревом, фото в фотоальбоме.
Serg&El (22.07.2024 17:44:18)
Школа на втором шаге на очень капитальном ремонте. Все здание ободрано и в лесах. И даже стадион срыт и подготовлен под новое покрытие.
Family PRODActioN (02.04.2023 19:10:35)
Кенни (11.07.2019 21:05:09)
_BRO_ (07.07.2019 20:47:23)
mr_bo (15.07.2017 13:50:09)
DЖексон (11.05.2016 18:08:18)
mr_bo (04.04.2016 07:55:41)
Sash174 (30.08.2014 11:37:46)
DЖексон (29.08.2014 04:59:59)
uralochka (27.06.2012 14:56:54)
mr_bo (12.06.2012 22:28:56)
mr_bo (13.05.2012 19:32:01)
eagle (08.01.2012 15:56:07)
vat-74 (19.10.2011 13:44:12)
Chilly Willy (11.10.2011 15:35:36)
Vils (06.09.2011 19:37:17)
DЖексон (23.05.2011 22:12:57)
pal_nat (11.01.2011 15:38:16)
Байдерины (09.01.2011 19:26:19)
КругоСветка (11.11.2010 22:26:07)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.