На расстоянии около 3 километров от берега в пустынной тогда северо-западной оконечности "Гегамского моря ", подле истока реки Раздан одиноко возвышался небольшой скалистый остров, едва достигавший пятисот шагов в поперечнике. Когда-то давным-давно остров был необитаем. Лишь изредка на него высаживались, карабкаясь по скалам, рыбаки, да иногда скрывались тут бежавшие от правосудия.
В самом конце VIII века здесь обосновались несколько монахов. Они на лодках привезли сюда инструменты, материал. Да и построили тут часовенку и несколько келий. Положение острова было очень удобно - обособлено, с богатыми рыбой водами, да ещё и неподалеку от торгового пути. Посему увеличившаяся монашеская братия начала возводить на острове монастырь. Постройку начали со стен укреплений, вырубив для этого в скале вокруг острова уступ и уложив на него большие каменные блоки. Стена опоясала остров, над нею была выстроена сторожевая башня с небольшими воротами.
После этого уже в середине IX века на средства царевны Мариам были возведены три церкви, кельи и хозяйственные постройки, хозяйства расширялось. Жизнь этого монастыря не особенно богата событиями; самое яркое относится к концу IX века, когда в нём некоторое время обитал армянский царь Ашот Железный. Отсюда им было дано сражение арабам, вышедшим к берегу Севана. Ашот с монашеской братией неожиданно атаковали арабов, расположившихся на берегу, и обратили их в бегство. Победа над арабами была полной. Монахи отнесли её к воле провидения, а Ашот - к своей доблести. Этот эпизод армянской истории описан в романе "Геворк Марзпетуни " писателя Мурацана, памятник которому установлен у дороги Севан-Дилижан, близ села Цовагюх.
С тех времен многие армии и малочисленные банды часто беспокоили и разоряли побережье. Арабы, орды Тамерлана, а затем и персы. Случалось им добираться и до монастыря. Монашеская братия оборонялась, отбивая набеги, и монастырь жил, утратив, правда, со временем свои стены, что, по всей вероятности, случилось в XVI - XVII веках. В 1930 году с острова уехал последний монах, а вскоре и сам остров исчез, точнее превратился в полуостров - вода отступила, когда её стали брать для орошения.
До наших дней дошли две из трёх церквей острова. Это Сурб Аракелоц и Аствацацин. Это небольшие крестово-купольные сооружения с тремя апсидами и прямоугольным западным приделом. Здания построены из цельных камней черного туфа, отсюда, как полагают, происходит и название монастыря "Севанаванк " - "Черный монастырь". По второй версии, сюда некогда уходили отмаливать грехи "черные " монахи, те, кто так или иначе запятнал свою душу.
В наши дни монастырь снова действует. Не так давно там расположилась духовная семинария имени Вазгена I. Сами монастыри находятся высоко-высоко, под самым небом, к ним снизу ведет длинная лесенка. Внизу же выросли маленькие домики, ресторанчики, расставили свои столики торговцы сувенирами из обсидиана. На скалах восседают сотни и сотни чаек, а по водам Севана рассекают скутеры. Впрочем, вода даже у причалов очень чистая, почти питьевая. Дальняя же сторона горы, где раньше были жилые и хозяйственные постройки монахов, нынче закрыта. Там располагается резиденция армянского президента на Севане - что-то вроде Бочарова Ручья в Сочи.
Всем, кто окажется в Армении, я категорически рекомендую посетить Севанаванк. А остальные могут насладиться виртуальным туром по острову. Или полюбоваться фотографиями.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: