Высоко над ущельем реки Азат к юго-востоку от Еревана, за перевалом через Вохчабердский отрог Гегамского хребта на холме, окруженном виноградниками воцарился над чудесной Гарнийской долиной языческий храм Гарни - один из самых оригинальных храмов Армении.
Обрушившийся во время землетрясения в 1679 году и восстановленный уже при Советах в 70х годах прошлого века, это единственный памятник эпохи эллинизма в Армении. Храм был сооружен во второй половине I в., при царе Трдате I. Он посвящен богу солнца Митре. Фигура бога стояла в глубине святилища - наоса. После провозглашения в Армении в 301 году государственной религии - христианства, вероятно, храм использовался как летнее помещение для царей, именуемое в летописи «домом прохлады». По стилю храм, представляющий собой прямоугольное здание с колоннами и фронтоном, аналогично классическим памятникам Рима. В основном он выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Казалось бы: классический вид - на подиум возведены стена главного помещения и 24 колонны портика, к главному входу ведет широкая лестница. Однако детали здания: базальтовые колонны, карнизы, капители, украшены хорошо сохранившейся резьбой, изображающей виноградные лозы, плоды граната и другие элементы древнеармянского орнамента.
Гарни не попал в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Дело в том, что при раскопках нашли не очень много «настоящих» его камней. Поэтому при реставрации хотя и были использованы сохранившиеся на месте фрагменты, но большинство недостающих изготовлены заново из базальта.
За храмом площадка суживается и резко обрывается к реке. Отсюда со 100-метровой высоты открывается замечательный вид на ущелье реки Азат, к которой слева вплотную подступают розовые скалистые отроги Гегамского хребта.
Рядом с храмом обнаружены остатки крупных сооружений. В одном из них когда-то была баня. Её не смогли восстановить полностью, однако принцип работы бани из восстановленного понятен. Баня включала не менее пяти помещений различного назначения: первая с востока апсидальная комната служила раздевальней, вторая - купальней с холодной, третья - с теплой и четвертая - с горячей водой. Здесь был резервуар для воды с топочным отделением в подвале. Полы из обожженных кирпичей опирались на круглые столбы и обогревались снизу горячим воздухом с дымом, поступавшим в подполье из топки. Тут же по желобам текла вода.
При очистке бани был открыт мозаичный пол размером 2,9x2,9 метра, являющийся уникальным памятником древнеармянской культуры. Мозаика выложена на известковом растворе из мельчайших камней-самоцветов. На светло-зеленом фоне моря с большим мастерством, с изумительно тонкими переходами тонов (использованы камни 15 оттенков) изображены божества, мифологические существа. Тональные переходы поверхности воды создают впечатление движения волн. На мозаике сохранились надписи, сделанные па греческом языке: "Потрудитесь, ничего не получив взамен". По версии историков, это автограф рабов-строителей, возводивших баню.
Весь дворцовый комплекс включал несколько, отдельно расположенных, зданий: храм, парадный и колонный залы, жилой корпус, винохранилище и прочее. Очень рекомендую погулять там, насладиться видами и обязательно попробовать вкуснющие шелковичные пастилки, продающиеся старушками при входе в комплекс.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: