Мало кто из псковичей слышал об улице "экипажа Гудина", еще меньше - знают, где она находится, и совсем единицы помнят тот далекий день 1993 года, когда за городом прогремел взрыв....... Взрыв, который мог оставить в руинах половину Пскова .............
Восьмого июля 1993 года в 20 часов 47 минут 20 секунд потерпел катастрофу тяжелый военно-транспортный самолет ИЛ-76 "крестовского" полка с экипажем из 11 человек под командованием майора В. В. Гудина.
....Жуткая картина: вечерний город, с надрывным воем пронесшийся низко над домами огромный самолет-болид, хвост черного дыма, языки огня и чуть позже — гулкий взрыв за нефтебазой. На борту потерпевшего катастрофу ИЛ-76 рвались боевые снаряды... Летчикам чудом удалось увести самолет за город. Будь иначе — трудно себе представить количество жертв.
Главный вывод государственной комиссии по расследованию летных происшествий, озвученный командованием полка, был предельно лаконичен: "Причина катастрофы — пожар (в кабине стрелка), причина пожара — не установлена".
Слава Богу, ни звезды на чьих-то погонах, ни головы тогда не полетели. Хотя умные профи, расследуя это ЧП, чего только ни предполагали: здесь и курение в кабине (некурящего стрелка! — авт.), и нарушение полетных инструкций, и отказ авиационной техники... Комиссия рассмотрела около 48 версий, но все они оказались неубедительными. Однако из катастрофы вынесли, как полагается, урок. Сначала в военно-транспортной авиации были прекращены вылеты ИЛов, потом во время учебных полетов с бортов убрали боекомплекты и пушки, а через год вообще сократили должность стрелка. Но тайна гибели экипажа Владимира Гудина по сей день остается неразгаданной, лежит за семью печатями, каждый раз в годовщину трагедии бередит души летчиков-сослуживцев и — не менее сильно — жен, матерей и детей погибших героев.
И вот ровно десять лет спустя, в дождливый июльский день, ушедшие на гражданку асы (в то время занимавшие ключевые посты в полку), впервые неожиданно озвучили 49-ю версию гибели родного ИЛа. Версию, больше всего похожую на правду. Она — как страшный диагноз, в который с ходу не хочется и верить: "Причина катастрофы — пожар, причина пожара — стрельба с земли... Самолет подбили наши десантники".
В 1993 году, в период полного развала страны, полеты военных самолетов стали крайне редки, но требования к боевой подготовке не изменились. На плановых занятиях экипаж 334-го полка как раз и выполнял "комплекс учебно-боевых задач по вводу в строй из отпуска опытного командира корабля Гудина, обучение курсантов-штурманов и стрелка".
После взлета убрали шасси и механизацию, начав на высоте около 200-300 метров привычный разворот над черехинским боевым полигоном, где в то время проходили учебные стрельбы. О последних удалось узнать значительно позже, но факт стрельб тогда не опровергался десантниками. (Дальше этого дело не пошло — версия слишком задевала за живое своих).
Удивительно, но именно после разворота над стрельбищем у экипажа ИЛ-76 пропала внутренняя связь с кабиной стрелков, в наушниках и по радио появился характерный звуковой сигнал. Как правило, такое случается после зажатой кнопки радиостанции "на передачу" (и всегда подтверждается "черным ящиком"). Возможно, это была последняя попытка двух стрелков сообщить о трагедии. В тот момент, как считают сейчас старшие офицеры запаса, и начался пожар. Причем начался именно там, где проходили пробитые кем-то с земли взрывоопасные трубопроводы подвода гидросмеси к аварийной двери и кислорода для жизнедеятельности стрелков. Здесь же находились жгуты энергопроводов, связи и ящик боеприпасов для пушки калибра 23 мм.
Так что, вероятно, это не случайное возгорание, которое, как пытались утверждать, произошло из-за бензиновых пятен на комбинезоне стрелка, а следствие самого настоящего несанкционированного "обстрела" снизу. В хвосте самолета вышла из строя не только система связи, но и система открытия аварийной двери, через которую можно было спастись на парашютах. Температура внутри была запредельной: после катастрофы удалось обнаружить насквозь прожженное кресло стрелка, сделанное, кстати, из титанового сплава. И все-таки экипаж увел самолет от города!
Сегодня никто не может уверенно засвидетельствовать, что же это было: жуткое стечение обстоятельств, рикошет или чья-то дурная выходка — лихо пальнуть по низко движущейся "цели". Но при любом раскладе ни десантники на земле, ни основной экипаж ИЛ-76 ничего не могли понять сразу, так как огонь за бортом смертельно раненого ИЛа показался позже.
В пользу этой версии говорят признания летавших до недавнего времени пилотов, клятвенно утверждавших, что над тем же "черехинским" полигоном чуть ли не до прошлого года периодически взмывали в небо автоматные трассеры, проходя в непосредственной близости от низко летящих военно-транспортных самолетов. Эта проблема, похоже, остается актуальной и сейчас. Никуда не исчезли ни стрельбище, ни "черехинское" направление взлетно-посадочной полосы, ни сами маршруты над опасным местом. Правда, нас заверили, что теперь есть четкий механизм подачи заявок на стрельбы, не допускающий одновременного проведения полетов и стрельб. Однако человеческий фактор в России никогда нельзя сбрасывать со счетов. Добавим, горьких счетов. Ценою в человеческие жизни...
Волею судеб могилы летчиков, спасших Псков от почти неминуемой катастрофы, и десантников легендарной 6-й роты Черехинского полка, защитивших в Чечне Россию от генеральского позора, находятся рядом на кладбище в Орлецах.
Экипаж: В. В. Гудин, А. П. Долганов, П. Б. Волгин, А. Ф. Синюков, А. В. Блинков, А. Ф. Башинов, В. П. Половинский, А. Б. Васильев, К. В. Орлов, В. А. Зубарев, Д. В. Живых.
Максим НИКОЛАЕВ Курьер (Псков)
Сейчас на месте падения самолета, недалеко от объездной дороги, находится памятник в честь подвига экипажа майора Гудина.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: