Александрова гора до раскопок 1853 года (Извлечение из всеподданнейшего отчёта об археологических разысканиях в 1853 году. Санкт-Петербург, 1855. С. 43.)
Если вы, плутая, будете спрашивать у местных, “а как пройти к Клещину городку”, или даже “а где деревня Городище”, вы добьетесь куда меньшего успеха, чем если спросите так – “а как пройти к Синему камню?”
«Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и стекахуся из году в год и творяху ему почесть..." (17 в)
"Камень действительно синий, но с явными вкраплениями слюды. При внимательном рассмотрении на нем заметны характерные белые прожилки кальцита..." (21 в).
Синий камень лежит на склоне Александровой горы. Это - 12-тонный валун, принесенный ледником. Ныне камень почти находится в воде, зарывшись в песок, а еще лет 30 назад он лежал от берега вдалеке. То ли озеро дышит, то ли камень двигается. Говорят еще, что от него нельзя ни кусочка отломить, и что в самый большой снег он лежит голым. Первое неверно, второе - правда.
Камень - культовое место с незапамятных времен до сего дня. В XVII веке некий ростовский старец, проезжавший через город, был возмущен бесовским камнем, и приказал его засыпать, но камень потом снова оказался на поверхности. В 1788 году его решили заложить под фундамент строившейся тогда в Переславле Духовской церкви, чтобы «подмять» языческий символ под православную веру. Но едва погрузили на сани и потащили на озеро (дело было зимой), как у берега лед треснул, и камень метра на полтора затонул. Лет через 70 он как-то незаметно оказался на берегу; пошли разговоры о чуде. Как резюмировала местная газета в 1850-х годов, "кумир поверженный - все бог". О чуде говорят и сегодня, приписывают кристаллической структуре камня способность "мыслить", самому камню - двигаться, и светиться по ночам.
В христианские времена камню поклонялись в день памяти Бориса и Глеба, что можно считать поздним обычаем, связанным с основанием в 13 веке на горе Борисоглебского монастыря. Синий камень не одинок - просто он один остался. Был еще Лось-камень где-то в лесах к западу от озера, каменная баба в Берендеевом болоте. Говорят, и сейчас, чтобы не заблудиться в болоте, перед бабой кладут грибы и ягоды, и пятятся. В самом Переславле на берегу Трубежа был камень, в 1840-х разбитый на щебень, а на площади перед Спасо-Преображенским собором и сейчас лежит культовый валун.
Говорят, сейчас синий камень уходит от людей, закапываясь в землю, что неудивительно: фактически, камень лежит в болоте. Может, это и лучше: слишком много стало в последнее время желающих отколоть от него кусочек на память.
Для взятия тайника вам необходимо найти синий камень, находящийся по координатам указанным в заголовке. Если дождетесь своей очереди, то можете загадать желание, сидя или лежа на камне. По направлению восток – юго-восток вы увидите возвышающийся крест на Александровой горе.
Александрова гора, или (второе название) "Ярилина плешь" - территория, связанная с языческой культурой населявших ее народов и именем переславского князя Александра Невского - выдающегося политического деятеля и полководца. В начале первого тысячелетия нашей эры вершина горы была местом поселения человека. Жители городища в эту эпоху принадлежали к угро-финскому племени меря. До нас дошли мерянские названия рек, озер, урочищ и селений, такие как: Нерль, Векса, Кубря, Сольба, Брембола. Земляные городки служили убежищем для обитателей этой местности в военное время, а в мирное время здесь жил начальник рода со своими родственниками. В этих местах совершались общественные моленья и принимались жертвенные дары.
В IX-X веках на берегах Плещеева озера появляются славяне. Историки считают, что пришли они сюда из новогородских земель и с берегов Днепра. Мерянское население постепенно растворялось в массе более многочисленных и культурных славян. Земледелие и скотоводство было основой хозяйства славянских племен. С появлением славянской культуры изменяется и характер использования горы. Славяне построили сначала город Клещин (на месте современного села Городище), а гору превратили в капище, место молений своему богу - богу солнца, весны и плодородия Яриле. Отсюда и второе древнее название горы - "Ярилина гора", или "Ярилина плешь".
С проникновением христианства языческие верования были искоренены, на вершине горы построена православная церковь. Позднее на горе был сооружен небольшой Александров монастырь, окруженный шестью башнями. Здесь же существовало кладбище, что подтверждается обнаруженными погребениями и могильной плитой 1512 года. При исследовании горы найдено более тысячи монет времен Ивана Грозного. Монастырь запустел в начале ХVII века. По поводу названия "Александрова гора" существует две легенды, схожие между собой в том, что ее название связано с именем Александра Ярославича Невского. По первой версии, Александр приехал в Переславль со своей матерью, женой и всем двором, размолвившись с новгородцами после Невской победы. В память о своей победе он основал монастырь, названный по его имени Александровский. По второй версии, здесь был загородный терем Великого князя. Во время татарских нашествий он был разрушен и больше не возобновился. Народная память отметила это обстоятельство, дав горе название Александровой. В дальнейшем на развалинах терема был поставлен храм, а позже (1547) - монастырь, посвященный имени князя Александра. Александрова гора была разрыта сверху и с боков траншеями и цельными площадками археологической экспедицией графа Уварова в 1853-1854 годах так, что от первоначального вида горы не осталось и следа. Источники: http://dll.botik.ru/nature/Memorials/al-gora/al-gora.ru.html http://archeologia.narod.ru/klesch.htm http://sova.rsh.ru/pereslavl/index.html
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: