Заложив тайник в Радовицах, и найдя в Интернете статью, в которой говорилось, что основная святыня монастыря сохранилась до наших дней, захотелось обязательно ее найти.
Вот текст этой статьи (с сокращениями):
…К числу особо почитаемых когда-то на Руси икон и относится резной образ святителя Николая Чудотворца Радовицкий, чудом сохранившийся до наших дней. Перед сколькими списками, хотя и тоже чудотворными, мы молимся, а об этой, одной из величайших наших святынь, явленой, подлинной, – мало кто знает! Чудотворный образ был явлен в начале XVI века монаху-отшельнику Ионе, жившему на острове Радовицкого озера в Акакиевой пустыни, основанной монахом Пахомием и положившей начало Николо-Радовицкому монастырю. От образа сразу же по его явлении стали исходить чудотворения. Со времени же явления чудотворного образа святителя Николая Радовицкий монастырь стал быстро благоустраиваться. Именно этот образ и сохранился до наших дней. А какие гонения были на деревянную скульптуру! Императрица Екатерина II все что могла – пожгла. Все что не могла (из опасения бунта типа пугачевского), собрала в отдельную палату и держала в плену очень долго. А до нее, в 1722 году, по именному указу императора Петра I явленый образ святителя Николая Радовицкого из опасения "суеверных" проявлений в народе был изъят из монастыря, вместе с другими резными иконами отвезен в Москву и помещен в Священном Синоде "по словесному доношению генерал-майора Чернышева о неприличных и резных образах в Костроме и других местах" (Житие и чудеса святителя Николая Чудотворца. Санкт-Петербург, Царское дело, 1999). Пять лет образ находился в Священном Синоде и был как бы бездомным... Обитель без него совсем было оскудела. Архимандрит Гедеон (1718–1739) с братиею подали слезное прошение Петру I о возврате образа. К прошению был приложен полный список свидетельств и сказаний о чудесных исцелениях и благодатных знамениях, бывших в разное время от явленого чудотворного образа святителя Николая. А их было немало – 266, и все они внимательно изучались, тщательно протоколировались следователями Спасского полицейского управления и Рязанской духовной консистории. Власти недоверчиво относились к разговорам о чудесах, именно поэтому все строго записывалось: сначала описание чуда, потом свидетельские показания, далее следовал текст присяги перед Евангелием и подписи. В завершение процедуры ставилась печать. С властями велась бесконечная переписка о святых источниках: действительно ли исцеляют… Но все делается во славу Божию. Недоверие властей обернулось бесценными томами официальных документов. Тем не менее царь Петр отказал архимандриту Гедеону в прошении. Существует рассказ о том, что его помогла возвратить в обитель опальная царица Евдокия Феодоровна Лопухина. Икону Чудотворца Николая, принятую 20 января 1728 года в Новодевичьем монастыре настоятелем Радовицкой обители архимандритом Гедеоном, весь 150-километровый (!) путь от Москвы до Николо-Радовицкого монастыря со свечами и пением пронесли на руках в сопровождении духовенства и многочисленных верующих. Радовицкий образ Чудотворца Николая (2 аршина, 3 вершка) – можайского извода, вырезан из цельного яблоневого дерева и представляет собой святителя в архиерейском облачении. На частично оставшемся покрытии сохранилась древняя роспись святительских одеяний. Поверх расписанного узорами подризника изображена украшенная золотыми крестами и стилизованными кистями по низу епитрахиль. На правом боку – палица с такими же кистями, как и на епитрахили; на рукавах – поручи. Подобно Можайскому образу, святитель Николай Радовицкий изображен с мечом в правой и с градом в левой руке, но, в отличие от Можайского, имеет митру, появившуюся, однако, в более позднее время. В 1780 году жителем Венева (ныне город в Тульской области) купцом Иваном Даниловичем Глуховым к образу были приложены металлические посеребренные башмачки чеканной работы, сохранившиеся до наших дней. А в 1785 году усердием помещика села Юрьева Егорьевского уезда Алексея Андреевича Беклемишева образу Чудотворца была "приложена вкладом" кованая позолоченная риза, покрывшая всю фигуру святителя. Рисунок ризы повторял древнюю роспись святительских одеяний. Образ находился в великой славе, источая множество исцелений. В 1800 году житель села Дединова Петр Сергеевич Сорокин за полученное исцеление приложил к образу серебряный меч, украшенный разноцветными камнями, который, однако, не сохранился, а тот, что вы видите в настоящее время, вырезал в 1968 году московский резчик Петр Чувелев. Он же вырезал митру и отреставрировал град в руке святителя. Реставрация не коснулась подлинного, древнего града: он сохранен под новым покрытием. В 1935 году Николо-Радовицкий монастырь был закрыт. Позже резной образ святителя нашел приют у священника из села Лузгарина (или Туголес) Михаила Серчина, который по возможности отреставрировал и восстановил необыкновенной красоты серебряную ризу. В 1960 году по ходатайству настоятеля Пятницкой церкви протоиерея Михаила Серчина древняя святыня Николо-Радовицкой обители – образ святителя и чудотворца Николая был официально передан в храм во имя святой мученицы Параскевы Пятницы села Туголес Шатурского района Московской епархии. …
Итак, мы отправились в село Туголесc или, как его называли в 19 веке, погост Туголиц. Доехав на электричке до станции Кривандино начали спрашивать дорогу у местных. Восточнее Кривандино есть село Алексино-Туголесc и поселок Туголесский бор, нас упорно направляли туда. О том, что рядом существует просто Туголесc, никто из местных не догадывается. Ну да ничего, карта Генштаба еще не подводила! Мы пересекли небольшую лесополосу и с пригорка у деревни Климовская открылся замечательный вид на мещерские дали и храм вдалеке. По мере нашего приближения храм то прятался за пригорками, то появлялся снова, а когда мы подошли к святому источнику, выглянуло солнце и ярко освятило золотые купола.
Без сомнения, это крупнейший храм Шатурского района. Богатая роспись, старинные иконы в золоченых окладах, и главная драгоценность – Николай Радовицкий, резной образ которого ярко выделяется среди привычных нам икон. Все именно так, как описано в статье, и даже узорчатые серебряные башмачки на месте..
Образ Святителя Николая Можайского извода – это образ борца с язычниками, держащего в одной руке меч, и несущего новую жизнь в виде града, в другой. По мнению известного шатурского краеведа В.М. Казакова, на месте села Туголес когда-то находилось языческое капище. И удивительно то, что главная икона, поставленного некогда посреди мещерских болот как форпост борьбы с язычеством, монастыря теперь находится здесь. Есть в этом что-то знаменательное..
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: