"Можно было подумать, что мы попали в развалины какого-то древнего города. Мы ехали как будто по улицам, окаймленным массивными зданиями азиатского типа, с карнизами и колоннами, но без окон… Вот над зданием поднимается острая игла в несколько метров высоты. Вот две башни, одна выше, другая пониже, в нижней части соединенные в общее здание. Вот тонкий столб, увенчанный конкрецией, похожей на голову ящера, поднимающуюся над туловищем, напоминает, в общем, фигуру динозавра. Вот… фигура женщины в широком платье, стоящей на коленях. Вот бюст человека в шлеме… Вот башня, а возле нее фигура сфинкса на высоком пьедестале…"
В 12 километрах северо-восточнее села Старая Рачейка расположено село Смолькино. Добраться до него можно по широкой асфальтовой дороге, которая идет вдоль лесопосадки, а затем углубляется в красивый сосновый лес. Почти на всём протяжении дорога идет плавно в гору (до высоты 230 м). Не доходя четырех километров до села Смолькино - резкий спуск, с которого открывается живописнейшая панорама на обширную долину, в которой располагается этот населенный пункт. Название селу дал древний промысел - смоловарение. И сейчас на многих стволах в лесу видны конусообразные насечки, с этих сосен собиралась живица - смола. В старину были специальные смоловарни, в которых смолу добывали путем сухой перегонки (курили, как тогда называли), а уж потом из неё получали деготь, канифоль, скипидар и многое другое (Криволуцкая, 1987).
Село располагается в северо-западной части Сызранского района в пределах Рачейского лесничества. Оно охватывает верховья бассейнов рек Крымзы, Тишерека и Усы. Небольшой по территории участок Самарской области в пределах Рачейского лесничества вместил в себя большое количество уникальных объектов природы, представляющих интерес как для специалистов по геоморфологии, гидрологии, ботанике и географии, так и для простых людей, интересующихся природой своего края. Это Рачейский бор, Рачейская тайга, Семиключье, Моховое и Узилово болота, Рачейские скалы с неповторимыми формами останцов, родники с разной по составу водой. Все эти объекты являются памятниками природы.
В двух километрах к востоку от села Смолькино располагается нежилой хутор Гремячий. Местное население трактует такое название хутора так: "Если прислушаться в ночной тишине то вы услышите, как река Уса "гремит" на небольших перекатах и водопадах, неся по песчано-галечному дну свои воды в низовья". В этом может убедиться каждый, кто хоть раз побывал здесь. Тихими летними ночами слышно, как водный поток Усы бежит, "гремя", по своему руслу, как бы торопясь встретиться с великой рекой Волгой. Местность около хутора Гремячего завораживает своей красотой. Река Уса служит границей между двумя типами ландшафтов. Левая часть ее долины представляет собой плоско-волнистую равнину, покрытую летом белым ковром тысячелистника, уходящую в даль на несколько километров и ограниченную зеленой полосой леса. А правая часть долины представлена у русла неширокой полосой песчаного склона с редкоствольным сосновым лесом, резко переходящей в высокий борт долины, где расположились песчаные валуны. Местные жители называют эту местность "Рачейские Альпы", и она выделяется как памятник природы - Малоусинские нагорные сосняки и дубравы (Новоженин, Плаксина, 1995).
Правый высокий борт долины Усы называется Гремячинские высоты (315 м абс. в.). Если подняться по ним вверх, то можно увидеть, как синеют и туманятся лесные дали, раскинувшиеся широким морем, лишь кое-где разрываемые бело-желто-зелеными полями; как, огибая возвышенность, спокойно течет река Уса в обрамлении темно-зеленой ольхи и серебристых ив. Пройдя зону валунов и поднявшись на вершину, вы вступаете на практически ровную платообразную поверхность, густо заросшую кустарниками и лиственными деревьями с отдельными высокими свечками сосен.
Самой загадочной достопримечательностью окрестностей села Смолькино являются останцы и глыбы песчаников, образующие природный парк скульптур, валунов и лабиринтов, местами напоминающие даже японские сады камней. Это придает природному ландшафту таинственный и сказочный вид, переносящий зрителей на страницы фантастических рассказов или на территории других земель, как-то Карелия или Шотландия. Размер валунов от одного до десятков метров в диаметре. В глаза бросается то, что в своем большинстве они имеют сглаженные, обтекаемые очертания или скругленные формы. Одни из них, пронизанные отверстиями и покрытые мхом и лишайником, напоминают огромные куски сыра или лунную поверхность в кратерах. Другие напоминают сбежавших из сказочного зоопарка животных, застывших в камне по мановению волшебной палочки. За свои неповторимые очертания многие природные скульптуры у местных жителей и туристов получили свои имена и названия: Мыслитель, Ладья, Каменный Конь, Воин, Черепаха, Бегемот, Рачейский Сфинкс
А еще Рачейские горы считаются местом концентрации различных аномальных явлений, что нашло свое отражение и в местном фольклоре. Наиболее привлекательной для аномальщиков считается урочище Гремячее, что находится близ села того же названия. Согласно местным преданиям, в здешних пещерах вот уже много тысяч лет живет карликовый народ, который здешние чуваши называют «уйбеде-тюале». Это словосочетание можно перевести как «человек - мохнатая обезьяна», а также как «человек-филин». Говорят, что даже в наше время эти странные существа хоть и редко, но все же встречаются людям в здешних горах. Представьте себе карлика ростом не выше пупка среднего человека, но с огромными глазами и с лицом, покрытым не то шерстью, не то перьями. Понятно, что кто-то из числа встретивших такого «ужастика» называли его обезьяной, другие - филином.
Кроме того, очевидцы утверждают, что над горами по сей день летают огненные шары примерно двухметрового диаметра и с хвостиком, природа которых даже для ученых до сих пор остается неясной. Говорят, что те из сельчан, которые прожили здесь два-три десятка лет, хотя бы раз в своей жизни видели это загадочное явление. По-чувашски их именуют «патавка-бусь», что как раз и означает «огненный шар». По рассказам, они обычно летают медленно и недалеко от поверхности земли. Но самая невероятная часть этой легенды гласит, что эти «патавка-бусь» могут… превращаться в человека! Якобы сельчанам известны конкретные случаи, когда такие воплощенные в людей мужского пола пришельцы приходили в деревню, где они… сожительствовали с местными женщинами! А дети, родившиеся от этого странного брака, либо умирали, либо быстро превращались в легендарных подземных человечков «уйбеде-тюале»...
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: