Старинный мост в селе Стародубовка [VI/7604]

Мост
Мост
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Украина
Донецкая обл.
Першотравневый р-н
Ближайший нас.пункт
с.Стародубовка
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
4.50Нашли: 5
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Старая дорога на Запорожье
Старая дорога на Запорожье
Клёпанные металлические соединения
Клёпанные металлические соединения
Центральная опора моста
Центральная опора моста
Левая опора моста
Левая опора моста
Автор: SLA
Создан: 15.05.2010
Опубликован: 17.05.2010
(отредактирован: 17.05.2010)
Компаньоны: Україна, ТАТ, гео-пудель Бест, Татьяна, София

Описание окружающей местности

      Этот тайник третий в серии «Забытые мосты Украины»

      В селе Стародубовка Першотравневого района Донецкой области ныне через неширокую речку Каратыш переброшен двух-пролетный мост. Обычно, проезжая по нему, водители даже не подозревают, что двигаются по сооружению, которому более двух веков. Интересна история его возведения и дальнейшей эксплуатации.

     Датой его строительства можно более-менее точно назвать 1783 год, когда через пять лет после переселения в эти края многочисленной греческой диаспоры из Крыма началось бурное экономическое развитие этого региона. К быстро растущему Мариуполю для подвоза строительных материалов понадобилось построить современную дорогу, вместо старинного чумацкого шляха, ведущего к Александровску (Запорожью).

    Колонизации этих мест  предшествовал ряд русско-турецких войн имевших место во второй половине XVIII века, в результате которых к Российской империи отошли обширные земли современного Приазовья. В этот же период началось быстрое освоение данных мест, ранее носивших название  «дикого поля», схожее по своей интенсивности с колонизацией Америки европейскими переселенцами. В эти края устремились и раскозаченные запорожцы с Хортицы, и православные греки из Крыма, и переселенцы из Российских губерний, и многие старатели из Западной Украины и Европы.

     В то время земли на правом берегу Каратыша от современного  села  Стародубовки до села Захаровки оказались в собственности у некоего графа Рашевского. Сам граф проживавший во Львове и, будучи очень богатым,  приказал построить на правом берегу Каратыша имение, в которое периодически наезжал. В отсутствие графа, имением управлял приказчик, которого местные жители почему-то  прозвали помещиком. По приказу графа и присланным чертежам из Львова, «помещик» начал здесь строительство моста европейского образца.

     Этот мост решено было возвести двух-пролетным, поскольку Каратыш в те времена был широк и полноводен. Пролетное строение изготовленное из тесанного дуба (спиленных очевидно здесь же) легло три высоких опоры,  возведенных из привозных тесаных гранитных блоков, плотно подогнанных и уложенных друг на друга. Между каждым слоем блоков были проложены свинцовые пластины. Такая конструкция устоев моста, по мнению архитектора, должна была обеспечить прочность кладки и исключить взаимный сдвиг отдельных блоков.

     Когда мост был готов, у него поставили заставу с таможней, служители которой взимали подорожную плату за проезд моста с проезжающих купцов и мирян. Деревянное верхнее пролетное строение моста простояло более ста лет и, в начале ХХ века, было заменено на металлическое на клёпаных соединениях (электросварка тогда еще не вошла в широкое использование). Один из таких пролетов сохранился до нашего времени.

     Этот мост помнит лихие кавалерийские походы отрядов Батьки Махно. В Стародубовке во времена повстанческого движения Нестора Махно был сформирован полк под командованием уроженца села и потомка графа Рашевского – Ивана Федоровича Рашевского. Этот командир был невысокого роста так, что даже шашка волочилась за ним по земле. Но смелости и удали ему было не занимать. Неспроста в Мариупольском краеведческом музее хранится его удостоверение, выданное и подписанное Нестором Махно, а его многочисленные потомки до сих пор проживают в Стародубовке и Захаровке.

      Во время Великой Отечественной  войны правое пролетное строение моста было подорвано отступавшими немецкими войсками, также как и мост в селе Захаровка (см. «Эхо» войны в селе Захаровка) и восстановлено уже в послевоенные годы.   В это же время у моста был вырыт колодец, из которого местные жители начали брать воду для полива своих огородов, так как  Каратыш к этому времени заметно обмелел,  так что под одним из пролетов образовалась суша, да и вода в речке стала заметно грязнее.

     Современное техническое состояние моста, не смотря на коррозионный износ металлических пролетов, которые давно никем не красились, удовлетворительное. Особенно хорошо смотрятся опоры моста, которым уже более чем  два с четвертью века.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

a.d.r.i.a.n (04.04.2014 00:48:30)
Был вместе с minotaur . Велопокатушка удалась.
s-ceptic (13.07.2011 09:59:05)
Посетили тайник в ходе сложного велопохода по берегам Берды. В тот день было пройдено более 180 км. Мост красив. Особенно заинтересовали клепаные балки одного из пролетов.
minotaur (05.05.2011 08:29:59)
nob (26.05.2010 22:47:42)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.