На берегах некогда довольно широкой (судоходной!) реки Пехорки и ее притоков расположено несколько храмов, ныне входящих в Балашихинское благочиние. В стародавние времена, когда на Балашихинской земле пролегли через непроходимые леса дороги, а водные пути постепенно утратили свое транспортное значение, река Пехорка и ее притоки Серебрянка, Малашка, Черная, Вьюнка были в нескольких местах запружены; на плотинах были поставлены мельницы, ткацкие фабрики и другие предприятия. В семнадцатом веке стали думать не только о практической пользе, но и о красоте: в барских имениях на речках начали устраивать каскады живописных прудов с системой шлюзов - образцом служили каскады прудов в Измайлове, устроенных по повелению царя Алексея Михайловича. Водным путем можно было добраться до каждого храма, стоящего на Балашихинской земле.
Деревянная церковь в честь Архистратига Божия Михаила в сельце Ступишине (Зворыкино), принадлежавшем князьям Турениным, была основана в XVI веке. В 1641 году село перешло к боярину В. И. Стрешневу. Первое упоминание о Михаило-Архангельской церкви можно найти в Отказной книге, запись за 1646 год: «За боярином Василием Ивановичем Стрешневым, в вотчине село Зворыкино, в селе церковь Архангела Михаила, двор боярский и пять дворов крестьянских». В 1651 году село приобрёл князь Долгоруков. Уже при нём, в 1676-1677 годах взамен обветшалой, была построена новая деревянная церковь. В эти же годы название села меняется на Архангельское. Долгоруковы были владельцами его на протяжении десяти поколений, и в родовом их гербе на верхнем правом поле щита изображен Архистратиг Божий Михаил; род свой они вели от св. мученика Михаила, князя Черниговского.
Строителем ныне существующего храма стал правнук князя Юрия Алексеевича, князь Александр Владимирович Долгоруков: в 1748 г. он обратился с прошением в Московскую духовную консисторию за разрешением построить в своем имении новую каменную церковь. Проект предусматривал двухэтажный храм с престолами в честь Архистратига Михаила на верхнем этаже и Святителя Николая Чудотворца на нижнем, а также четыре придела: на нижнем этаже - в честь пророков Илии и Софонии; на верхнем - в честь преп. Александра Свирского и св. мучеников Флора и Лавра.
Новая каменная церковь расположилась неподалеку от старой, которая простояла до 1770 г. пока не погибла от пожара. За десять лет до того, в 1660 г., огонь не пощадил и другую деревянную церковь в честь Святителя Николая Чудотворца в соседнем селе Никольском. Поэтому в 1767 г. приход села Никольского был соединен с Архангельским приходом и стал именоваться Никольским-Архангельским. Строительство шло долго - к 1773 г. возведение новой каменной церкви с колокольней было почти окончено, и Московская Синодальная контора дозволила освятить полностью готовую нижнюю церковь в честь святителя Николая Чудотворца с приделами в честь пророков Илии и Софонии. Верхнюю, Архангельскую церковь, предполагалось открыть позднее - «когда будет готова к освящению».
Однако из-за просчетов при проектировании и строительстве нового церковного здания в 1789 г. боковые приделы пришлось разобрать; антиминсы из разобранных приделов были переданы на хранение в ризницу Чудова монастыря в Кремле. После реконструкции в храме остались только два освященных престола: главный - в верхней церкви, летней - в честь Архангела Михаила; и в нижней церкви (теплой) - в честь Святителя и Чудотворца Николая.
Храм, выстроенный в стиле московского барокко, кирпичный с белокаменными вставками, оштукатурен; по архитектурной композиции он трехчастный: центральная часть - «восьмерик на четверике» - поставлена на высоком подклете нижнего храма (Никольского); наверх ведут лестницы, расположенные по обе стороны невысокой трехъярусной колокольни. Архитектурных памятников такого типа на Московской земле не сохранилось, и Николо-Архангельскую церковь считают в своем роде уникальной. Стены и своды в интерьере храма украшены богатой лепниной и расписаны. В пятиярусном иконостасе - иконы, относящиеся к времени постройки храма.
Во время Отечественной войны 1812 г. через Николо-Архангельское проходили французы, но храм не тронули. Не повредила храм и буря безбожного лихолетья - в сохранности осталась даже церковная утварь; в своем первозданном великолепии сохранился он до наших дней. Не пострадали ни внутреннее убранство храма, ни бесценные древние «намоленные» иконы. Хорош храм особенно в период весеннего разлива, когда, окруженный со всех сторон водой, высится он, словно корабль спасения, созывая под свои своды народ православный.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: