Село Авдотьино на реке Северке - родовое имение Новиковых. В 1627 г., незадолго до смерти (умер на службе в Свияжске), его получил за многолетнюю службу Андрей Фёдорович прямой предок русского просветителя, писателя и крупного книгоиздателя Николая Ивановича Новикова .
В 1749 г. отставному статскому советнику Ивану Васильевичу Новикову была выдана храмозданная грамота на построение каменного храма на месте старой деревянной церкви. В 1753 г. был освящён северный придел во имя преподобного Василия, епископа и исповедника Парийского. В 1776 г. главный престол освящён во имя празднования Тихвинской иконе Божией Матери. В 1789 г. во имя святителя Алексия Митрополита Московского был освящён южный придел, возведена колокольня. Композиция храма - "восьмерик на четверике" - традиционна для елизаветинского барокко и храмов более ранних лет.
Церковь оставляет какое-то пугающее впечатление, когда мы вошли внутрь то были удивлены проходившей здесь службе, все женщины были одеты в темные одежды и стоили полукругом, тихо шепча молитву. Муражки пробежали по коже…
Новиковское Авдотьино-Тихвинское - наиболее известная и загадочная из масонских усадеб Подмосковья. Имение средней руки, не блиставшее архитектурными достопримечательностями (за исключением церкви), сохранилось почти полностью. Правда, отсутствует главный дом, в котором жил сам великий просветитель и масон. Роль центрального здания взял на себя двухэтажный каменный флигель, с мемориальной доской на фасаде, обращенном к церкви. Хотя наибольший интерес у продвинутых посетителей вызывают "дома связи" и таинственное подземелье.
Что это за "дома связи" - всего лишь крестьянские жилища, или претворение в
жизнь масонской утопии? "Вольные каменщики" ставили своей целью воссоздать распавшуюся естественную связь людей. Каждый человек - звено мистической цепи, опоясывающей всю Вселенную. Эту цепь должна связывать братская любовь.
Вытянувшиеся вдоль дороги приблизительно на равном расстоянии друг от друга "дома связи" действительно кажутся звеньями одной цепи. Обычные домики, без каких либо архитектурных излишеств, представляют собой ни что иное, как обыкновенные бараки, рассчитанные на четыре семьи.
Масонские торжества в Авдотьине-Тихвинском не были тайной. В архиве Н.И. Тургенева сохранилась рукопись, озаглавленная “Тихвинские праздники”. Она была частично опубликована в 1908 году. Эта рукопись детально описывает то, что происходило в имении Новикова в 20-х числах июня 1788 года. На этих днях имел место большой съезд друзей хозяина. Он был приурочен к Иоаннову дню — главному масонскому празднику, ставшему ярким театрализованным действом, основными элементами которого явились вынесенные на обозрение масонские ритуалы. Они на время преобразили весь усадебный быт — буквально каждый жест приобрел символический смысл. Все участники обращались друг к другу только с написанными специально для этого дня стихами”. (Русская усадьба. Выпуск 5 (21). М., 1999.)
Ещё большей таинственностью окутаны якобы существующие тихвинские подземелья.
Стопроцентного подтверждения их существования не удалось обнаружить ни визуальным осмотром, ни в дебрях Интернета, но легенда о них будоражила местное население на протяжении двух столетий.
Приведем выдержку из интервью с Владимиром Ивановичем Новиковым:
И вот прошло несколько лет. Вместе с Владимиром Ивановичем Новиковым мы отправляемся в бывшее имение Новикова — Николая Ивановича. Мой спутник, историк дворянских усадеб, культуры, быта XVIII столетия, ориентируется в Авдотьино прекрасно. Останавливаемся у каменных, одинаковых крестьянских домов. Каждый рассчитан на несколько семей.
“Выстроенные в один ряд, они призваны были символизировать единую братскую цепь, опоясывающую весь мир... И все же веет от них социализмом и казармой, — неожиданно говорит мой собеседник. — Этими домами могли умиляться интеллигенты прошлого века, которые еще не знали, что такое коммунальная квартира. Впрочем, родство масонства и социализма — отдельный разговор”.
У Тихвинского храма Новиков молча стоит перед могильной плитой С.И. Гамалеи ( друг и единомышленник Н.И. Новикова, воспитывавший его детей). Входит в церковь, неуверенно крестится. Справа, у алтаря, в полу — могила Николая Ивановича. Место практически неразличимо. Только старинная медная табличка на стене напоминает, что похоронен знаменитый масон и просветитель именно здесь. Из алтаря выходит батюшка. Они о чем-то долго беседуют. Слов не расслышать, но поза, жесты Новикова, выдают его волнение, смущение и... благоговение.
А потом мы подходим к каменному двухэтажному флигелю, единственно оставшемуся от старинной усадьбы. Основные ее постройки были уничтожены после революции...
Со второго этажа флигеля хорошо видна студеная и бывшая когда-то глубокой, судоходной даже, речка Северка. Берега ее заросли.
Трудно представить себе, — говорит мой собеседник, — что отсюда, под рекой, шел подземный ход…
Дело в том, что в этих краях располагается огромный карстовый щит с подземными пустотами. Владимир Иванович протягивает мне один из выпусков альманаха со своей статьей. После я не без интереса прочел в нем, что загадочный подземный лабиринт и “дома связи” строились, видимо, одновременно. “Опись, учиненная имению Новикова, состоящему в Никитском округе в селе Тихвинском Авдотьино тож”, составленная в декабре 1792 г., (т. е. спустя полгода после ареста владельца), свидетельствует о “двадцати чуланах для людей каменных”. Количество каменщиков явно превышало разумную необходимость, если иметь в виду только лишь строительство “домов связи”...
Вероятно, Новиков собирался скрыть в подземельях продолжение работ “вольных каменщиков”... Может быть, он устраивал под землей и масонский храм? Но также законна мысль, что он предполагал расположить здесь тайную типографию, книжный склад или алхимическую лабораторию. Разветвленностью подземных ходов ставили целью открыть сюда доступ не только из Авдотьина-Тихвинского, но и из других масонских усадеб округи. Действительно, владельцем Марьинки был другой видный масон Д.И. Бутурлин. Именно в эти годы он приступил в своем имении к сооружению грандиозного дворца. Автором проекта был В.И. Баженов. Невольно напрашивается мысль о причастности знаменитого зодчего к тайне авдотьинских подземелий”.
Здесь, в Авдотьино, стоя над загадочными подземными лабиринтами, поневоле задумываешься о потаенных ходах истории. О том, как протянулись они в наши дни ...
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: