"Бывают края, что недвижны веками, Зарывшись во мглу да мох. Но есть и такие, где каждый камень Гудит голосами эпох, Где и версты по горам не проехать, Не обогнуть мыс, Чтоб скальная надпись иль древнее эхо Не пробуждали мысль, Чтобы, пройдя сквозь туманы столетий, Яснее дня становясь Вдруг величайшая тайна на свете Не окликала вас".
И. Л. Сельвинский. "Крым
В XIV томе географического описания России читаем: «За д. Байдарами дорога начинает постепенно подниматься среди прекрасного леса . На 3-й версте от Байдар на восток от нее отходит шоссейная дорога, устроенная гр. Мордвиновым для вывоза принадлежавшего ему леса. В настоящее время эта ветвь имеет протяжение 7 верст и доходит до Мердвена...» .
В путеводителях XIX века древняя римская дорога называется «Мордвиновской». Дело в том, что в конце XVIII века командующий Черноморским флотом граф П. Мордвинов за свои заслуги при строительстве Севастополя был наделен обширными землями — «для разведения лимоновых, апельсиновых и оливковых деревьев» в районе Балаклавы, Байдар, Ялты. Ему достались и лесные массивы от Байдар до Шайтан-Мердвена (Чертовой лестницы), где Мордвинов обнаружил древнюю римскую дорогу, восстановил ее и использовал для вывоза строительного леса.
Во второй половине первого века н.э. юго-западную Таврику оккупировали римляне, и их главной базой стал г.Херсонес. Из сочинений античных писателей ( Плиний Старший, Клавдий Птоломей(географ), нам известно по меньшей мере ещё один город-Харакс(Харакены). Харакс - с греческого: место, окруженное рвамии валом, палисадом, стеной, также - укрепление; координаты, указанные Птоломеем для Харакса,относя это место к Южному берегу Крыма, к участку между Аю-Дагом и нынешним Симеизом; современные исследователи обозначили более точно: римская крепость находилась на мысе Ай-Тодор. крепость Харакс возводилась с вполне определённой целью:- держать в покорности жителей Южнобережья - тавров. Связь Харакса с Херсонесом (главная база римлян в Крыму) шла по морю. Но этого было явно недостаточно, с сентября по март (и даже летом) на Черном море случаются жестокие шторма, и древние римляне часто и много теряли свои военные и торговые корабли . Римляне панически боялись плавать зимой, а ведь жизнь не должна замирать и тогда, когда "Орион смотрит на море, и оно сердится". С другой стороны, римляне хорошо помнили, как в 49 г по РХ несколько их кораблей выбросило на берег где-то в этих местах, и тавры принесли в жертву своим богам весь экипаж. И не позже конца II-начала III в.н.э., началась постройка сухопутной военной римской дороги - via militaris - соединяющей города. Строительство и охрану в завоёванных землях осуществляли специальные службы легионов-бенефициарии(дорожные строители и охрана).
После решения о строительстве дороги, римские землемеры (лат. mensor) начинали заниматься разметкой будущих маршрутов. Во время работы они использовали следующие приборы:
Грома (предок современного угломера) — использовалась для начертания прямых углов. Состоял из крестовины, на четырех концах которых привязывались нитки со свинцовыми грузиками. Этот инструмент позволял проводить перпендикулярныепрямые.
Хоробат — длинная негнущаяся линейка (около 6 м) на специальных подставках. В верхней части линейки была вырезана канавка, в которую заливалась вода. Инструмент использовался для определения уклона в местностях с неровным рельефом.
Диоптр — треугольный инструмент, к которому подвешивалась нитка со свинцовым грузиком. Использовался для нивелировкидороги.
После выполнения всех необходимых геодезическихизмерений и расчётов землемеры с помощью специальных вех начинали размечать будущую дорогу. Вырубался весь кустарник и другая поросль, которая мешала строительству дороги.
Обычно дорога строилась одновременно на отдельных участках, отдалённых друг от друга. Этим объясняется небольшие изменения направления, которые археологи обнаруживают при изучении древних дорог. Дороги часто строили солдаты, особенно в мирное время, поэтому отдельные участки дорог нередко находились рядом с военными лагерями. Другие отрезки строили рабы, поселенцы, жившие недалеко от дороги, или пленные. Несмотря на распространённое мнение, римские дороги не строились по стандартному плану: чаще всего дорога состояла из множества участков разного качества, при эксплуатации они поддерживались в лучшем или худшем состоянии в зависимости от того, где именно проходили.
Методы строительства зависели от местных топографическихусловий:
На ровной местности выкапывалось небольшое углубление (после укладки всех слоёв дорога все равно возвышалась над почвой).
На рельефной местности уровень дороги повышался за счёт рытья небольших канав по сторонам от дороги, там бралась земля для насыпи. Строители старались либо срыть возвышения, либо, наоборот, «приподнять» дорогу.
В местах, где грунт оседал, дороги оборудовались специальными подпорками.
После того как заканчивались земляные работы, строители начинали слоями укладывать различные материалы, которые возможно было добыть в окрестностях.
Statumen (лат. подпора, устой) — основа дороги, которая формировалась из больших необработанных каменных блоков. Они служили фундаментом дороги, также через щели между плитами осуществлялся дренаж.
Rudus (лат. обломки камней, щебень) или nucleus (лат. ядро, твердая сердцевина) — слой песка или тонкий слой гравия, который клался на statumen для того, чтобы выровнять поверхность.
Summum dorsum (досл. лат. верхняя поверхность) — верхний слой из мелкого песка, гравия, извести или земли. Этот слой должен был быть одновременно мягким и прочным.
Верхняя часть дороги мостилась огромными, хорошо подогнанными друг к другу булыжниками или каменными плитами. Чтобы дорогу не размывали дожди, ее середина делалась выше обочин, а вдоль дороги выкапывались канавы. Ширина дороги была 4 м. Качество строительства дороги было таковым, что и через 1000 лет она прекрасно служила без ремонта.
Трудно себе даже представить титанический труд, проделанный при строительстве дороги. Она проложена почти горизонтально, как бы врезана в скальный склон. Местами скала подрубалась или нивелировалась — неровности скрывала щебенисто-песчаная подсыпка. Кое-где со стороны лежащей внизу балки дорогу поддерживают ряды каменных блоков, уложенных плотно, без раствора. В отдельных местах она вымощена отлично подогнанным бутовым камнем.
Римляне строили дороги основательно, на века.
И самый большой дар, который оставили римские легионеры Крыму - это дороги , по которым мы можем пройтись и сейчас .
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: