Ту-104 - самый лучший самолёт... Кто им летает, тот костей не соберёт. Надо было поездом,но билетов нету... Ту-104 - самый лучший самолёт.." (народный фольклор на мелодию траурного марша Шопена)
Тайник не из легких. Эмоционально тяжелый и загадочный. Описание всего, что есть в Интернете по вопросу катастрофы самолета, будет ниже... А пока достоверная информация, полученная из моего телефонного разговора с дочерью, потерявшей отца (Вячеслава Муравьева) в тот злополучный день, ставший последним для 122 пассажиров и членов экипажа самолета Ту-104Б, выполнявшего рейс Тбилиси-Москва. Изложу все, что слышал, сухо и кратко... "Борт заходил на посадку в СМУ (сложных метеоусловиях) - ночь, снег с дождем при минимальной видимости. Экипаж запрашивал запасные аэродромы, но везде получил отказ. Командир корабля был опытным пилотом с большим налетом часов и принял решение о посадке в Домодедово. Отказ оборудования случился при выполнении "коробочки" (схема захода на посадку). Данные опроса населения и официальной версии рознятся. Жители утверждают, что самолет пролетел над деревней уже горящим на минимальной высоте, словно пилоты старались отвести падающий самолет от построек, и упал на землю с небольшим креном на крыло плашмя, другие, услышав взрыв, испугались, что началась война. К сожалению, даже в то время, процветало мародерство и, пока не выставили охрану у места падения, большая часть украшений, личных вещей и денег была собрана жителями близлежащих деревень и сел. Прибывшие военные участвовали в сборе частей самолета и останков тел. Кремация и опознание было проведено очень быстро и урны с прахом раздали семьям погибших для захоронения по месту прописки. Сама катастрофа сразу же обрела гриф "Совершенно секретно. Хранить вечно", а с семьями погибших проведены разговоры сотрудниками спецслужб. Вернее не так. Семьи совершенно ничего не знали о катастрофе под Домодедово, но к ним приходили люди в штатском и вели беседы о пассажирах, летевших тем злополучным рейсом - кто, что, а зачем, почему и для чего ваш: муж, сын, дочь, мать летели в Москву... Так, намеками, люди узнавали о трагедии. Официальной информации не было. Никакой. Приходилось напрягать все силы, подключать все связи, чтоб хоть что-то узнать. Нам, например, место гибели лайнера указали пилоты Домодедово через несколько недель. Другие семьи узнавали через многие месяцы о случившимся. Прибыв на место, я и моя мама увидели большую воронку на колхозном поле. Вокруг все было усыпано мелкими фрагментами самолета на многие сотни метров. Т.к. поле принадлежало колхозу, то проводилась его распашка, при которой до сих пор на свет из-под плуга извлекают части Тушки. Трактора распахивали поле около самой воронки, рядом с наспех установленными памятниками некоторым пассажирам. И только спустя 10 лет колхоз официально запретил распашку земли на месте гибели, выделив клочок поля на месте воронки, теперь уже со временем затянувшейся и заросшей кустарником. Как я говорила, тела тех, кого нашли в более-менее целом виде, опознали и кремировали, но в течение нескольких лет земля рождала страшные находки останков пассажиров. Все, что находили на поле, прикапывали в ближайшем лесу или на месте падения. Без могил, без крестов. Все поле, это сплошная могила, ставшая для 122 человек последним пристанищем. Списков пассажиров до сих пор нельзя обнаружить. В Интернете минимум информации. Переписка со всевозможными инстанциями положительных результатов не принесла. Вначале, на место катастрофы приезжало много родственников и членов семей погибших, но со временем число их таяло, теперь Грузия - это другое государство. Да и все эти массовые встречи очень тяжело переносить. Лишь два случая врезались мне в память очень сильно. Это постоянные приезды отца Коте Искандарова, которые он очень тяжело переносил, долго болел после каждого приезда, и, к сожалению умер. Умер он, как и его сын, 13 октября. А другая история о сыне Галины Сигидовой, который искал место гибели своей матери 30 лет и нашел 3 года назад. Приехал и сам установил памятник. К сожалению, 15 лет назад мародеры побили и поломали памятники. Но это не мешает нам, тем, у кого есть возможность приехать, собираться каждый год на месте гибели. Своими силами мы ухаживаем за Местом. По поводу нахождения в кабине самолета постороннего не могу ничего сказать, как и про якобы погибшего генерала, летевшего этим рейсом".
С приходом нового самолета КБ Туполева началась реактивная эра. На смену поршневому Ил-14 пришли реактивные Ту-104. Скорость лайнеров считалась почти космической. Расстояние и тогда самого популярного маршрута Ленинград — Москва, самолеты преодолевали всего за час.
Вместительность новых самолетов в разы отличалась от вместительности предшественников. Так, «Туполев» перевозил 100 человек за один рейс, а Илы всего 27. За основу будущего лайнера был взят реактивный стратегический бомбардировщик Ту-16.
И началась целая серия первых страшных катастроф на гражданских рейсах. Трагедии случились из-за одной ошибки конструкторов, которую обнаружили только после гибели сотен людей. Причину выясняли, не снимая Ту-104 с эксплуатации. Всё равно это было лишь начало. Иные конструкционные недоработки и только первый опыт эксплуатации пассажирских реактивных самолётов привели к тому, что инциденты с Ту-104 случались несколько раз в году. У них отказывали двигатели, они срывались в штопор при снижении и наборе высоты, пилоты сажали их за сотни метров до полосы или не успевали тормозить на ней, иногда отказывали приборы и электрооборудование, а однажды самолёт взорвался в воздухе при пожаре первого (левого) двигателя. Ошибку, наконец, распознали, когда разбился очередной самолет. Командир Гарольд Кузнецов во время падения подробно комментировал, что происходит с приборами во время катастрофы. Ту-104 обладал удивительным свойством — выявлять геройские черты в людях. С этим лайнером связано больше подвигов, чем с каким-либо другим. Вячеслав Янченко, командир Ту-104, герой Советского союза: «Это сложный самолет. Он дисциплинировал. Ощущение такое, что ты все время чем-то занимаешься. Расслабляться в нем не приходилось ни на взлете, ни в полете, ни особенно при посадке». Вячеслав Янченко был одним из лучших ленинградских пилотов. На рейсы Ту-104 вообще отбирали самых способных и мужественных летчиков. И самых красивых и приветливых стюардесс. С появлением реактивного лайнера выработались новые стандарты обслуживания пассажиров. Открытие новых линий на Ту-104 развивалось довольно стремительно. Уже 22 сентября 1956 года на самолете СССР-Л5415 открылась линия Внуково – Тбилиси, а в октябре 1956 Ту-104 вышел на регулярные международные линии, сначала по маршруту Внуково – Прага, а до конца 1956 года на линии Внуково – Берлин, Внуково – Париж, Внуково – Амстердам, Внуково – Рим, Внуково – Брюссель. 15 декабря 1956 года Ту-104 связал регулярным рейсом Москву с Хабаровском. Юлия Синицына, начальник службы бортпроводников Ту-104: «Любить надо было свою профессию, любить пассажиров, чтобы их встречать и провожать с улыбкой всегда. Это была основная задача. А обслуживание было очень сложным всегда. Потому что перелеты были небольшие. Например, на Москву час. И очень большой сервированный поднос с большим набором питания». Несмотря ни на что, работа на Ту-104 была желанной и престижной. Один ленинградский бортмеханик, который обслуживал Ил-18, но очень хотел попасть на Ту-104, даже стихи написал про заветный реактивный самолет. Авиатор сказал: «Как танк: могуч, непоколебим, // Пред ним колени, шапки гнули. // Все самолеты рядом с ним, как самовары и кастрюли. // Его могучий рев турбин звучал как доблесть, сила, слава. // Красавец неба, властелин, а мы — воздушная держава». Все бы хорошо. Только вот за всю историю эксплуатации модели и ее модификаций было выпущено за неполные 6 лет 201 машина. Из них разбито 37 самолётов, погибло при этом 978 человек. В 1960 году производство Ту-104 прекратилось. Официально последним полетом Ту-104 считается полет в ноябре 1986 года, когда отреставрированный Ту-104 СССР-42322 своим ходом перегнали из московского аэропорта Шереметьево в город Ульяновск в музей Гражданской Авиации.
Под Домодедово 13 октября 1973 г. произошла самая масштабная по числу жертв авиакатастрофа Ту-104Б регистрационного номера CCCP-42486 Грузинского УГА. Командир корабля Георгий Курцидзе. Погибло 122 человека, из них 8 членов экипажа. Официальная причина крушения звучит так: "Отказ электросистемы при заходе на посадку в темное время суток привел к обесточиванию курсовой системы и гироскопов. Экипаж был дезориентирован. С выпущенными шасси на высоте 400 м они начали третий правый разворот, во время которого самолет перешел на снижение по крутой спирали с левым вращением. Наконец он столкнулся с землей с креном 75грд в 8 км от аэропорта. По другой версии, в кабине находился посторонний человек, который случайно задел и выключил автомат защиты сети авиагоризонтов. Гироскопы медленно теряли скорость вращения, при этом приборы показывали увеличивающийся мнимый крен, из которого, находясь в облаках, экипаж начал выводить самолет, на самом деле, создавая крен в другую сторону" Что было на самом деле - тайна за семью печатями. На борту находились преимущественно выходцы из солнечной Грузии и солдаты. Также в самолете был (а возможно и не был) и Генерал-лейтенант артиллерии Федор Михайлович Бондаренко. Он был по профессии ракетчик. Служил в штабе Московского округа ПВО в 1954-1955 гг., командиром 78-й зенитно-артиллерийской дивизии МО ПВО - 1955-1958 гг., командующим зенитно-ракетными войсками и зенитной артиллерией, затем - ЗРВ МО ПВО - 1958-1965 гг., ЗРВ ПВО страны - с 1968 г. Уже через несколько часов после этой авиакатастрофы западные "радиоголоса" сообщили, что при нападении израильтян на сирийский КП погибла группа советских военных советников во главе с генералом Бондаренко. Зато "Красная звезда" опубликовала его некролог только неделю спустя после трагедии - на следующий день после торжественного празднования 70-летия министра обороны СССР Маршала Советского Союза А.А. Гречко. Это объяснялось тем, что некролог было положено давать за день до похорон, а похороны задержали, чтобы не омрачать юбилей. Аналогичные сообщения относились к разряду "черной пропаганды". Между тем, смерть генерала Бондаренко в начале очередной арабо-израильской войны была весьма выгодна определенным, как это принято называть, силам, а катастрофа самолета до сих пор представляется довольно загадочной... Генерал-лейтенант артиллерии Федор Михайлович Бондаренко ушел из жизни на взлете своей блистательной карьеры. Следующее воинское звание ему должны были присвоить через месяц - к 7 ноября, у него были прекрасные перспективы дальнейшего служебного роста. Судьба распорядилась иначе...
Как это не парадоксально, но на месте крушения стоят всего 4 памятника. Фамилии Бандоренко среди них нет. Как нет и многих других.
На одном из памятников прикреплен тубус (разрезанная бутылка) в котором находятся листы бумаги в герметичном пакете с описанием катастрофы, стихами, словами скорби, посвященными гибели рейса Москва-Тбилиси. Снимки записей в фотоальбоме. Будьте предельно аккуратны с листами рукописей - бумага очень ветхая - без нужды не трогайте.
ДОПОЛНЕНИЕ: Недавно (сразу после годовщины) состоялся телефонный разговор с дочерью одного из погибших. Она позвонила и сообщила некоторую информацию. К сожалению - по поводу катастрофы - нет никакой информации. На годовщину приехали многие родственники и близкие люди. Установлены еще папятники и облагорожена территория. Место не забыто и живет в памяти тех, кого коснулась боль утраты.
ЗИМНИЙ РЕЖИМ.
Тайник закрыт на зиму. Пожалуйста, не предпринимайте никаких попыток к взятию. Не забывайте, что колхозное поле стало, своего рода, могилой для многих людей.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: