ВНИМАНИЕ!!! Тайник перезалижили 6 января 2012 г. Linden, Tata и Конунг Имраэль. За что им всем огромное человеческое СПАСИБО!!!
Это мой первый тайник, так что извините, если что не так.
Возле платформы Запутная на линии Куровская - Шатура стоит паровозная водонапорная башня.
Если бы башня могла бы говорить, то мы услышали бы примерно следующее:
Многое я повидала на своем веку с высоты своего роста, много людей ожидали своих поездов у моего подножья. Я поила паровозы и слушала людские разговоры. За сотню лет, пока я живу на этом свете, многое я увидела и еще больше услышала.
Но начну свой рассказ по порядку. Сначала про мою местность.
Совсем неподалеку от меня находится село Запутное. При моем росте я прекрасно вижу и село, и окрестные леса. Леса привлекают к себе даже москвичей не только своей красотой. Пейзажи-то хороши, но еще лучше лесные грибы, и лесные ягоды. Того и другого в лесах великое множество; собирай хоть мешками. Конечно, когда сезон. А вот зимой появляются люди с двумя смешными досками в руках. Их называют лыжами и говорят, на них можно кататься. Если найдете ключик от двери, заберитесь на меня и полюбуйтесь летом грибниками, зимой лыжниками. Правда, окон у меня нет.
В те далекие времена названиями многих станций служили прилагательные. Я не знаю, что такое "прилагательные", но слово очень красивое. Что-то куда-то прилагают. Так вот, на линии Санкт-Петербург - Москва были станции: Московская, Химкинская, Крюковская, Подсолнечная, Клинская, Бологовская… А моя станция, где я трудилась, называлась Запутная по имени близлежащего села Запутное. Запутное раньше относилось к Старовасилёвской волости Егорьевского уезда Рязанской губернии. Со стороны Егорьевска оно располагалось за железной дорогой в Шатуру и далее на Владимир, то есть - "за путём". Честно говоря, сколько я ни размышляла, ничего не поняла. Деревня Запутное появилась еще до постройки железной дороги. Вообще-то, если верить какому-то Далю, то "запутный" - это лежащий в сторону от пути, дороги, по запутью; едучи на почтовых, заезжать в запутные села не приходится.
Не знаю, как вас, а уж меня запутали вконец. Вот потому-то селенье Запутное, чтобы все путались в его названии. Я же знаю только, что в 1860-х годах Запутное было деревней на Владимирском тракте. В 1862 г. В деревне было 60 дворов, жило 183 крестьянина и 196 крестьянок. В конце 1850-х гг. деревней владели сразу 5 помещиков. Поэтому, после освобождения крестьян в 1861 году в деревне было 5 общин: бывших крестьян госпожи Розановой, госпожи Ухтомской, госпожи Крутиковой, госпожи Шатиловой, и господина Траковского. Кроме того в деревне проживали 13 семей егорьевских мещан и 3 семьи крестьян из разных уездов Московской и Рязанской губерний. Землевладение было общинное. Земля делилась по числу ревизских душ. Передел земли происходил нечасто.
В 1886 году на общественной земле деревни Запутное открылся кабак. Все крестьянские общины получали с этого кабака арендную плату в расчете один рубль на душу. В общине крестьян г-жи Шатиловой на эти деньги купили пожарную трубу.
Главным местным промыслом было тканьё нанки, "мотание бумаги", производство шпулей. Собирали грибы и продавали их проезжающим по тракту, занимались извозом. По 2-4 человека от каждой общины работали на фабриках Морозовых. В селе было несколько кузниц, мелочная лавка, почта. В южной части Орехово-Зуевского района крестьяне выращивали хмель. С XVII в. его возили в Москву, а в начале XX в. его отправляли в Германию.
Ближайшая школа была в Красном, поэтому некоторые дети общины крестьян г-жи Шатиловой обучались грамоте прямо в своей деревне, у отставного солдата. Плата за выучку состявляла 5 рублей с ученика. Дети общины крестьян г-жи Ухтомской учились у односельчанина с платой по 50 копеек в месяц.
Но что-то я увлеклась историей. А теперь про мое рождение.
11 июня 1860 г. началось строительство линии Москва - Коломна протяженностью 117 верст. Строили очень быстро. Рельсы и крепления доставлялись морем в Кронштадт, а оттуда на обозах подвозились строителям. На сооружении трассы было занято около 4 тысяч наемных рабочих. 20 июля 1862 г. все работы были закончены, и дорога была официально открыта для постоянного движения двух пассажирско-товарных поездов. Весной 1863 г. начали строить участок от Коломны до Рязани протяженностью в 80 верст. Движение открылось 27 августа следующего года. В 1890 г. после переговоров с правительством общество Московско-Рязанской железной дороги обязалось выстроить дорогу Москва - Казань и стало называться обществом Московско-Казанской железной дороги. 15 июня 1894 года открыто движение до Казани.
Казалось бы, я тут совсем ни при чем. Ведь поезда из Москвы в Казань тогда шли совсем не по привычному всем нам пути, а через Рязань. Но людям вечно неймется. Они говорили, что промышленность Урала и Сибири развивается так бурно и стремительно, что эти регионы требуется связать с центром самым кратким путем. И поэтому в 1902 г. общество Московско-Казанской железной дороги представило проект линии от Люберец до Шихранов через Запутную, Муром, Сергач. Протяженность спрямленной линии составляла всего-навсего 602 версты. При обсуждении проекта в правительстве министр финансов Сергей Витте сказал: "Железная дорога, убыточная как отдельное предприятие, является частью весьма выгодною с точки зрения общей экономики государства ввиду того влияния, которое она оказывает на производительные силы страны, а за ними и доходы казны". В 1903 г. проект дороги был окончательно утвержден, но с началом русско-японской войны строительство законсервировали. И только в апреле 1910 г. началось сооружение первого отрезка дороги - линии Люберцы - Арзамас. Руководил строительством инженер А. А. Фроловский. Вот на этой линии я и родилась. Уже в декабре 1911 г. открылось временное движение на участке Люберцы - Муром, а с 15 октября 1912 г. поезда могли ходить по всей линии: от станции Люберцы до станции Арзамас. С первых же дней жизни началась моя трудовая деятельность. Я поила водой многочисленные паровозы серий "Чи", "И" и "З".Ах, какие это были красавцы! Как смешно они фыркали паром…
Я наблюдала… Пассажирский поезд подкатывал к станции, усталый паровоз отцепляли от состава и он уезжал заправляться моей водой. Пассажиры тем временем прогуливались по перрону, покупали всякую всячину, залезали обратно в вагоны. Прицепляли паровоз, начальник станции бил в колокол, и поезд отправлялся дальше в путь. Ничуть не менее интересны были и грузовые поезда. Мимо меня сплошным потоком шли грузы. Везли деревья, везли хлеб, металл, торф... Много чего везли.
Время шло. И паровозы сменились более мощными. Грузовые составы везли паровозы "Эм" 0-5-0, пассажирские - "Су" 1-3-1.
Вообще-то моя станция вошла, как говорили, в Казанский ход Транссиба. Той самой Транссибирской магистрали, которая идет аж до Тихого океана. Правда, в начале 1930-х годов пассажирские поезда все больше и больше стали уходить на северный ход, названный главным пассажирским ходом.
Жизнь текла своим чередом, но вот однажды все переменилось. На запад повезли воинские формирования и орудия, на восток - в разобранном виде заводское оборудование, беженцев с Белоруссии, Украины. Так я узнала, что началась Великая Отечественная война. В октябре 1941 года состоялось наркомовское селекторное совещание. Его вел сам нарком Л. Каганович. На совещании народный комиссар заявил, что Государственный комитет обороны страны принял решение "вывезти Москву". Потрясенные участники совещания замолчали. В тяжелой напряженной тишине прозвучал приказ - остановить весь нечетный поток поездов, то есть поездов на запад, и освободить пути для движения составов из столицы на восток. На следующий же день на восток с перерывом в 5-7 минут двинулись эшелоны. Было страшно от безысходности, от осознания происходившего. Но через двое суток вновь объявили о селекторном совещании специалистов железной дороги. Нарком приказал остановить четный поток. Все поняли, что немцам не войти в Москву, и люди вздохнули с облегчением. Эшелоны вновь пошли на запад. Ехали сибиряки, ехали военнослужащие Уральского военного округа. Осень 1941 года выдалась необычайно холодной, и все солдаты были одеты очень тепло - в белые дубленые овчинные полушубки, валенки, шапки-ушанки. На открытых платформах везли зачехленные орудия, танки. На восток шли санитарные поезда с ранеными.
Но вот пришла победа, и жизнь стала возвращаться в прежнее русло. И тут начались перемены. Место паровозов заняли странные локомотивы. От них жутко пахло. Говорят, соляркой. Вода им почему-то стала не нужна. Непонятно. Менялась и железная дорога. Высоко над рельсами появился провод, и эти самые какие-то "возы" стали за него держаться. Как будто плохо стоят на колесах, и боятся упасть. Вода им тоже не требовалась, хорошо хоть запах пропал. Ну а скоро появились совсем смешные поезда. Без локомотивов вообще. Люди звали их: "зеленая", "электричка", "собака"… Интересно, где это люди видели зеленых собак?! Дальних пассажирских поездов становилось меньше. Говорят, что пассажиры пересели на какие-то… эээ, слово-то всё забываю. Вроде, на срамолеты.
И сама станция тоже стала меняться. Пропали боковые пути, и теперь Запутная уже и не станция, а всего-навсего платформа, у которой останавливаются лишь электрички. Ну, а я совсем осталась без работы, вышла на заслуженный отдых, по-людски говоря, на пенсию.
Зато к своему столетнему юбилею я похорошела. Меня отремонтировали, покрасили, верх облицевали новым материалом - сайдингом, покрасили вокруг меня новый забор. Я стала такой модерновой. Правда, почему-то заделали окна, да и вход заперли. Интересно, что же теперь из меня сделают? Склад или музей?
Пока на досуге я хочу поучаствовать в такой увлекательной игре как геокешинг. Итак, я приглашаю всех вас на мой тайник-маршрут.
Интернет-блокнот
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: