На живописнейшем высоком и крутом левом волжском берегу, напротив городка Наволоки, в 15 км от Заволжска и в 8 километрах от Кинешмы, расположилось село Воздвиженье, основная достопримечательность которого - Крестовоздвиженская церковь. Церковь построена на средства прихожан в 1790 г. за два, как минимум, строительных периода и имеет два придела в честь святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского. Она представляет собой бесстолпный пятиглавый храм с ярусной колокольней, двусветной квадратной в плане трапезной и граненой апсидой алтаря. Это традиционный тип храмового комплекса, где на единой оси запад-восток расположены все составные части. Пристройки к южной и западной стенам колокольни более поздние. Лестница на верхние ярусы колокольни находится в толще западной стены трапезной. В наружном убранстве памятника своеобразно сочетаются формы древнерусского зодчества и классицизма. Интересна особенность интерьера холодного храма - наличие на его западной стене хор, вход на которые мог быть только снаружи, что позволяет предположить, что храм и колокольня были когда-то отдельно стоящими. Современные стенописи Крестовоздвиженской церкви исполнены в начале ХХ в. в технике масляной живописи. В 1946-1947 гг. была вновь расписана апсида, на восточной стене написана не существовавшая ранее композиция "Вознесение". Тогда же, при сооружении деревянных хор на западной стене была утрачена сцена "Страшного Суда". Состояние сохранившейся первоначальной живописи четверика и трапезной удовлетворительное. В центральный иконостас, сооруженный в конце 1940-х гг., включены части старого иконостаса: деревянные каннелированные колонны, перевитые резными гирляндами. В те же годы смонтированы и небольшие придельные иконостасы. Входящие в состав всех иконостасов иконы - поздние (конец XIX - начало ХХ вв.), в основном, приносные. В северном, Сергиевском приделе находится деревянная скульптура "Христос в темнице" XIX в. Церковь была закрыта в 1940 г. и продана местному колхозу под склад за 28.000 рублей (по другим источникам, храм был закрыт в 1937 году и превращен в овощехранилище). В алтаре сделали мельницу, на колокольне устроили пожарную вышку, надгробия и кресты на кладбище снесли бульдозером и устроили на этом месте колхозную пасеку. Были сброшены и утоплены в Волге двенадцать прекрасно подобранных по звучанию колоколов. Как памятник культовой архитектуры церковь была выявлена и поставлена на гос.учет в 1944 г., и в 1946 г. храм был передан вновь созданной общине верующих – чему способствовала делегация прихожан, направившаяся в Москву к самому Калинину, - поэтому архитектурный памятник сохранился практически ненарушенным. Со времени возобновления здесь службы церковь регулярно ремонтируется на средства общины. В храме покоятся мощи местного подвижника благочестия - инока Николая Ереминского. Николай Дмитриевич Тихомиров (Коленька) родился в Костромской области в местечке Текун, около города Кологрива. Когда ему было лет семь, родители переехали в д. Голузино, что на реке Кистеге, Солдогского прихода (Солдога - село на левом берегу Волги, напротив г. Наволок). Осенью, в заморозки, подпасок Коленька босиком бегал за коровами. Простуда дала осложнение на глаза, он начал слепнуть. Родители его вскоре умерли, и к девяти годам мальчик остался круглым сиротой. Слепота прогрессировала. Почти напротив деревни Голузино, через Кистегу, находится другая деревня - Ерёмино, в которой проживали бездетные Дмитрий и Зиновия, тоже Тихомировы. Они и взяли мальчика к себе. Игумен Ионафан, служивший в Сретенской церкви слободы Солдога, постриг Коленьку в иноческий чин. К 12-ти годам Николай ослеп окончательно. Произошло это так. В их дом пришли воры, чтобы ограбить и без того бедных людей, его приемных родителей. Когда они вошли, он спал на сундуке. Проснулся ли он, и увидел их, или нет, неизвестно. Только они ударили его по голове колуном, и он упал за сундук. Думая, вероятно, что убили его, так как удар был силен, а он был ещё ребенок, воры забрали, что хотели и ушли. Именно после этого случая он совсем перестал видеть, а на голове у него и много лет спустя прощупывались шрамы на месте удара. Однако внутреннее, духовное зрение мальчика развилось. Ему были открыты судьбы и души людей. Он самостоятельно выполнял домашнюю работу, ходил на ключик за водой. Многие даже сомневались в его слепоте. Однажды мальчишки, решив подшутить над ним и проверить, действительно ли он слепой, натянули верёвку на тропе, по которой он ходил на ключик, спрятались и стали ждать. Подойдя почти вплотную к верёвке, мальчик вдруг остановился и поставил ведро. Он стоял до тех пор, пока они, не выдержав, не вышли из своей засады и стали кричать ему, почему он не идёт дальше. Из его объяснений они поняли, что впереди него всегда катится какой-то шарик, как огненный, и если он останавливается, то дальше идти нельзя. Приемный отец Коленьки Димитрий пожил недолго и умер. И стал он жить с матерью, тёткой Зиновией, как её все называли. Жили они в деревне на самом краю в маленьком домике. Божиим промыслом домик этот стоит и по сей день. Здесь, проводя большую часть времени в трудах и молитвах, блаженный умножал Богом данный ему талант. Молился он очень подолгу, в маленьком холодном темном чуланчике с узеньким оконцем, невзирая ни на какой холод. Плодом этих молитв был дар прозорливости, развившийся в нём необычайно. Те, кто ходили к нему постоянно, говорят, что утаить или скрыть от него ничего было нельзя, он всё видел и знал, малое и великое, близкое и далёкое. Предсказывая, никогда не говорил прямо, а намёками, или вещь какую-то давал. Блаженный заранее предупреждал, о том, что должно было случиться с тем или иным человеком. Среди множества оказавшихся точными предсказаний - начало второй мировой войны, год собственной смерти. Дом инока на краю Еремина в настоящее время не жилой (местное духовенство делает всё, чтобы он простоял как можно дольше, хотя состояние его довольно ветхое). Он всегда открыт, с каждым годом туда приходит все больше людей. Все замечают, что в нем охватывают душу человека какая-то необыкновенная тишина и покой, и чтобы уйти, надо сделать над собой усилие. В доме стоит кровать инока. Если полежать на ней и мысленно попросить Николеньку о здоровьи, то все хвори и недуги уйдут, как и не бывало. В соседней избе – музей, посвященный иноку. Внизу под горой, на берегу Кистеги, шумит Святой Коленькин источник (N57.30.012 E41.58.876) Вода в нем удивительная и обладает целительной силой. Со всей округи съезжаются к источнику в Крещение. Тогда, в ночной темноте, в поле, у одного из незаметных поворотов грунтовки, ведущей к источнику, дежурят сотрудники ГИБДД – указывают путь. У домика Николеньки искупавшихся в источнике встречают врачи скорой помощи – на всякий случай. В избушке – музее бесплатно угощают горячим чаем и пирогами.
По материалам сайтов www.ivepar.ru, www.rusotpusk.ining.ru, www.spas-news.ru.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: