В самом центре Львова, по адресу проспект Свободы, 15, находится здание Музея этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины, созданного в 1951 году. В XVIII веке на этом месте был расположен, так называемый, Альбертовский двор. Ещё в 1763 году он принадлежал Юзефу Потоцкому. Около 1785 года предприниматель Йоганн Прешель соорудил тут трёхэтажный дом – первый львовский отель, который назывался «Под римским цезарем». В начале XIX века это здание было самым импозантным сооружением центра города – после Губерниального управления. До 1839 года здесь была губерниальная военная военная комендатура. Позже, Вильгельм Шмидт перестраивает здание, и в 1840 году тут снова открывается отель, который в этот раз назывался «Английским». На первом этаже тут размещался «Фотосалон Эдера». Его фотографии сохранили нам старый Львов времен Австро-Венгрии. Отель был снесён около 1888 года. В это время он уже был собственностью города и в 1891 году на его месте возвели здание Центральной монопольной сберегательной кассы Галичины по проекту Юрия Захаровича и на средства местных украинских предпринимателей. Дом считается одним из красивейших на проспекте. Фасад украшен рустом ломаного камня, полихромным кирпичём, майоликой, кованым металлом. Здесь очень красивые решётки и на входных воротах, и на окнах известного мастера Яна Дашека. Внизу – барокковый изогнутый портал. Смотрим выше, верхний фасад здания украшает ... статуя Свободы!
Правда, в отличие от нью-йоркской, она сидит. Львовская Свобода нежно обнимает двух мужчин. Сегодня можно услышать миф о том, будто скульптурная композиция символизирует добрую и гостеприимную Америку, что принимает в свои открытые объятия русина и поляка. Но, как и большинство современных мифов, эта басня является скорее отображением нашего искаженного представления о себе. А что же на самом деле символизирует львовская Свобода? Есть распространенное мнение, что автор скульптурной группы Леонард Маркони воплотил в женской фигуре символ бережливости, благополучия и расцвета Галичины, а в окружающих её мужчинах – успешное сельское хозяйство и промышленность края. Поэтому композиция получила популярное название «Бережливость» и должна была символизировать готовность народа Галичины достичь экономического процветания на своей земле. Сходство с американской статуей усиливает диадема на голове «Бережливости» и факел в её руке – символ свободной коммерции (правда книга в левой руке отсутствует). Композиция была создана всего через 4 года после открытия статуи Свободы в Нью-Йоркской гавани в октябре 1886 года. За такой короткий период огромный заокеанский монумент ещё не успел стать символом Америки, новой свободной жизни… А ещё среди историков встречается и другое мнение – автором львовской Свободы был автор нью-йоркской Свободы Фредерик Огюст Бартольди, и что свою работу «Бережливость» он изготовил под заказ и на деньги деловых кругов Галичины и использовал ее как прототип для французкого подарка американцам.
В советские времена про эту скульптуру бытовала шутка – «в СССР даже Свобода сидит». Приблизительно в 1982-83 гг. от этой скульптуры оторвалась рука с факелом, упала и убила женщину. Статуя стояла без руки почти 15 лет. Сейчас рука заменена и прикреплена к куполу здания, что видно на фото.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: