Предлагаем вам совершить увлекательную прогулку по Босфору.
Босфор, как известно, является проливом между Европой и Азией. Он соединяет Чёрное море с Мраморным, а в паре с Дарданеллами со Средиземным. Корабль, отплывая от пристани Эминеню, по пути к конечной остановке причаливает то к европейскому, то к азиатскому берегам. За время поездки вы переместитесь с одного континента на другой не менее шести раз.
Босфор не очень широк и не очень длинён. Самое широкое место Босфора - 3,7 километра. Самое узкое - 750 метров. Кстати, в этом самом узком месте был некогда наведен первый мост через Босфор. Он был плавучий. И построил его персидский царь Дарий, в своем походе на скифов. Это было две с половиной тысячи лет назад.
Длина Босфора (путь от Чёрного до Мраморного Моря) – тридцать километров. Глубина же колеблется от 27 до 120 метров.
В четвёртом веке до нашей эры, остроконечный мыс, омываемый водами пролива, получил имя "Босфорус". Слово "Босфор" означает по-древнегречески "Коровий брод".
Своим именем Босфор обязан греческому мифу об Ио - дочери аргосского царя Инаха, которую полюбил Зевс. Пытаясь спрятать любовницу от ревнивой жены - Геры - Зевс превратил Ио в белую корову. Но Гера была не лыком шита, и потребовала, чтобы эту корову принесли ей в жертву. Зевсу удалось предотвратить гибель Ио и организовать ей побег. Ио долго скиталась по разным частям античного мира, а во время ее пребывания на территории сегодняшнего города Стамбула, была вынуждена пройти по сегодняшнему Босфору. Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором.
В завершении этой истории Ио добралась до Египта, где ей удалось принять прежний облик и родить от Зевса сына Эпафа - родоначальника различных греческих героев, самыми известными из которых являются Персей и Геракл.
Османы знали, что завоевание города возможно лишь с установлением контроля над Босфором. Таким образом, до завоевания города, османы сооружают крепости Хисары, Анатолийскую и Румелийскую. После завоевания Стамбула, османские падишахи начали сооружать замки, виллы, летние резиденции и жить в них. Сначала, сооружения строились в близких к центру города прибрежных частях Босфора, затем, с появлением в XIX веке пароходов, летние резиденции начали строиться на более дальних прибрежьях пролива.
Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершен в 1973) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988) в 5 километрах к северу от первого моста.
Научно доказано, что Босфор образовался лишь 7500 лет назад. Прежде, уровень Чёрного и Средиземного морей был существенно ниже и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водоёмах резко повысился. Мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое, об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки.
Но вернемся к нашему путешествию. Примерно через полтора часа, корабль пришвартуется в местечке Анадолу Кавыгы, где у вас будет порядка трех часов на то чтобы подняться к старинной крепости Йорос, найти тайник, и перекусить в одном из местных рыбных ресторанчиков.
Анадолу Кавагы - последняя остановка паромов на азиатском берегу Босфора.
В античные времена на северном мысе, называемом Хиерон, находился алтарь двенадцати богов и храм Зевса, покровительствующего попутному ветру. Согласно легенде, в этих местах аргонавты запаслись съестными припасами и отправились за Золотым Руном в Колхиду. В средние века Анадолу Кавагы, как и Румели Кавагы на европейском берегу, были крепостями.
Профессор Отделения византийской истории Стамбульского университета Асну Бильбан Ялчын предполагает, что Йорос был построен по приказу императора Мануила Комнина. Император был вынужден пойти на этот шаг для того, чтобы защитить Константинополь от набегов викингов. На противоположной стороне Босфора также была крепость, к которой протягивалась цепь для защиты пролива от нападения военных кораблей.
Византийцы, генуэзцы и османы боролись за этот стратегический пункт на протяжении многих лет. Она была завоёвана Османскими силами (вместе с крепостью Шиле) в 1305 году, однако они не смогли удерживать в течение долгого времени. В 1348 году генуэзцы, взяв крепость, восстанавливают господство над торговыми путями Чёрного моря. Однако в конце XIV столетия османы повторно захватывают крепость и устанавливают полный контроль над Анатолийским берегом Босфора. Согласно данным историка Ашыкпашазаде, Баязид Молниеносный взял крепость в 1391 году, подойдя с большими военными силами со стороны Коджаэли. В окрестностях крепости были кровопролитные схватки — на земле к востоку от Йороса даже соорудили кладбище «Шехитлик». После этого, отправив войска Яхши-бея, Баязид захватывает крепость Шиле.
Используя Йорос как военную базу, Баязид начинает подготовку к осаде Константинополя. В 1395 году строится крепость Анадолухисар. Византийцы попытались остановить продвижение турок-османов с помощью французского короля Карла VI. В 1399 году французские и испанские отряды, возглавляемые маршалом Бусико пытались захватить Йорос. Попытка взять крепость штурмом закончилось неудачей, поэтому Бусико, уничтожив селение у подножия крепости, отступил.
Руй Гонсалес де Клавихо, посол Испании, считал крепость "ключом, открывающим путь к Чёрному морю". В то же время Клавихо не обнаружил цепи, которой перегораживался вход в пролив, а крепость на противоположном, европейском берегу Босфора нашёл в разрушенном и брошенном состоянии.
В девятнадцатом веке Йорос потерял своё военное стратегическое значение и пришёл в упадок.
Длина крепости (параллельно побережью Чёрного моря) составляла 500 метров, а ширина колебалась от 60 до 130 метров. Самая укреплённая часть крепости обращена к востоку, то есть Анатолии. Это доказывает, что помимо контроля над входом в пролив, крепость была призвана отразить нападение с суши. Считается, что стены крепости спускались к проливу и здесь располагался причал для приёма кораблей и маяк. Его можно увидеть на гравюре английского художника Томаса Аллома в книге Роберта Уолша.
Как добраться: Мы предлагаем вам совершить прогулку на государственном пароме от стамбульского причала Boğaz İskelesi (Terminal 3), что расположен в Эминёню. Это самый ближний терминал к Галатскому мосту (со стороны Султанахмет). Стоимость проезда туда/обратно = 20 TL. Отправление в 10 35. Прибытие в Анадолу Кавагы 12 05. Отправление в обратный путь в 15 00. Прибытие в Стамбул в 16 30. С середины апреля появляется дополнительный рейс отправлением от Эминёню в 13.35.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: