Архитектурной доминантой села Султан Салы, определяющей его силуэтное своеобразие, является церковь Сурб-Геворк (Святого Георгия Победоносца), построенная в 60-х годах XIX столетия по проекту таганрогского архитектора Н. Муратова, который с 1846 по 1847 годы выполнил 5 проектов типовых храмов Нахичеванской городской округи. Исследователь армянской архитектуры, доктор архитектуры О. Х. Халпахчьян, сопоставив типовые проекты Муратова из фондов Центрального Государственного исторического архива в Санкт-Петербурге с планом и архитектурным обликом здания церкви Святого Геворка, определил непосредственное участие Муратова в проекте и строительстве церкви.
Самый крупный квадратный в плане зал церкви перекрыт низким куполом, увенчан небольшим световым барабаном, они изящно сочетаются с шатровой колокольней, прямоугольным низким притвором, полукружием апсиды. Сдержанность в выборе декоративного оформления сообщает зданию спокойное благородство. Окружающий ландшафт усиливает архитектурную выразительность здания, поэтому и не было надобности вводить в его облик разнообразное декоративное оформление, как, например, сделано в церкви в селе Крым, стоящей на перекрёстке кварталов. По свидетельству Е. А. Шахазиза, приходские церкви ремонтировались и обустраивались, что приводило к некоторым изменениям их архитектурно-художественного облика. Церковь Святого Геворка в 1892 году получила на южном фасаде пристройку в виде закрытых сеней, защищавших главный вход в здание от непогоды.
В послереволюционные годы, в эпоху богоборчества здание храма использовалось под склад, амбар для зерна. Не обошла его стороной и Великая Отечественная: стены храма испещрены следами пулемётных и снарядных попаданий. Особенно много их у оконных проёмов и дверных порталов. Задачи восстановления храма возникли только в 1950-е годы, когда возобновились церковные приходы в сёлах Мясниковского района. В документах о плане ремонтных работ на 1957 год указывается смена кровли, утраченной на 80%. Однако ремонтно-восстановительные работы так и не были проведены.
Армяне не употребляют по отношению к церкви слово «разрушенная». Они говорят: наклонённая. Может быть, прекрасная церковь Сурб-Геворк в селе Султан Салы когда-нибудь распрямится…
Султан Салы
Название Султан Салы складывается из двух слов: «султан» - в староармянском, а также калмыцком наречии – хозяин, и «салы» - от тюркского «сала», «салайа» - селение, город. Было основано в 1780 году. Село Султан Салы как и Большие Салы основали переселенцы из деревень Сала, Камышлик, Мелек, Джуровсу, Бурунчук. Поначалу село было не таким уж маленьким. По переписи 1793 года в селе проживали 248 человек (для сравнения в том же году в Чалтыре – 405, в Крыму - 372, в Больших Салах – 262, в Несветае – 254 человека). Но затем население Чалтыря и Крыма увеличилось довольно сильно, а в селе Султан Салы, находящемся вдали от транзитных дорог – не очень.
Источники:
Газета «Заря» № 119 (8109) 1994 г.
Министерство культуры РО
Комплект открыток «Земля Донских Армян» издательства «Старые Русские» 2009 г.
Благодарим за помощь в поиске материала работников Историко-Этнографического Музея Мясниковского района и лично Аниат Суреновну Даглдиян.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: