Хор Вирап – монастырь, который является святыней Армянской Апостольской церкви и местом паломничества. Дословно «Хор Вирап» переводится как «глубокая яма». Строительство монастыря связано с принятием христианства в Армении и с личностью Святого Григория Просвятителя. Вот что говорит «Путеводитель Армения» об основании монастыря:
«Согласно сочинениям армянских историков V века в 287 году Трдат прибыл в Армению в сопровождении римских легионов, чтобы вернуть отцовский престол. В поместье Ериза, гавара Екегеац, он совершает обряд жертвоприношения в капище языческой богини Анаит. Один из сподвижников царя, Григорий, будучи христианином, отказывается принести жертву идолу. Тогда же Трдат узнает, что Григорий является сыном Анака, убийцы отца Трдата царя Хосрова II. За эти "преступления" Григория заключают в Арташатскую темницу, предназначенную для смертников. В тот же год царь издает два указа: в первом из них повелевается арестовывать всех находящихся в пределах Армении христиан с конфискацией их имущества, а во втором - предавать смертной казни укрывающих христиан. Эти указы показывают, насколько опасным считалось христианство для государства и государственной религии - язычества. Принятие христианства Арменией теснейшим образом связывается с мученической смертью святых дев-рипсимеянок. Согласно преданию, группа девушек-христианок родом из Рима, скрываясь от преследований императора Диоклетиана, бежала на Восток. Посетив Иерусалим и поклонившись святым местам, девы, пройдя Эдессу, достигли пределов Армении и обосновались в виноградных давильнях неподалеку от Вагаршапата (современный Эчмиадзин). Трдат, очарованный красотой девы Рипсимэ, пожелал взять ее в жены, но встретил отчаянное сопротивление. За неповиновение он приказал предать всех девушек мученической смерти. Казнь дев-Рипсимеянок произошла в 300/301 году. Смерть Рипсимэ ввергла царя в глубокую печаль и скорбь. На охоте на него неожиданно нашло бешенство; он потерял человеческую природу, превратившись в вепря, - предание объясняет это вселением в него бесов. Сестра царя Хосровадухт неоднократно видела сон, в котором ей сообщалось, что Трдата может исцелить только заключенный в темницу Григорий. Григорий, чудом оставшийся в живых, был освобожден из заключения и торжественно принят в Вагаршапате. Он сразу же собрал и предал земле мощи дев-великомучениц, а затем после 66-дневной проповеди христианства исцелил царя. Царь Трдат вместе со всем двором принял крещение и провозгласил христианство государственной религией Армении. Вскоре на местах мученичества святых дев-Рипсимеянок были построены три часовни. Это явилось свидетельством того огромного значения, которое придавали современники подвигу святых дев».
На месте темницы, в которой содержался Григорий, в 642г. была построена часовня, но она впоследствии была разрушена. В XIII в. здесь возник одноименный монастырь, но от него тоже ничего не сохранилось. Современный монастырь Хор Вирап основан в XVII в. и состоит из главной церкви Богородицы, церкви Святого Григория и жилых и хозяйственных помещений. Яма, в которой содержался Григорий, находится под церковью Святого Григория, туда можно спуститься.
На месте монастыря Хор Вирап находился город Арташат, столица древней Армении. Цитата с сайта «Армянское бюро путешествий» (www.abp.am):. «Город был построен в 176 г. до н.э. и по имени царя Арташеса I назван Арташатом. Об этом рассказывают греческий географ Страбон (I в.) и историк Плутарх (II в.). Древний Арташат находился в 10 км к юго-востоку от нынешнего, на холмах Хор-вирап, у села Лусарат. По сравнению с прежней столицей Армавиром, Арташат имел более выгодное положение: близ него проходили важные торговые пути древнего Востока; в том числе «шелковый путь», связывающий Средиземноморские порты с далеким Китаем. И неудивительно, что уже через столетие после своего основания Арташат прославился, как крупный богатый город и был прозван «армянским Карфагеном». Это название обусловлено, видимо, также и тем, что, согласно легенде, место будущей столицы было подсказано Арташесу I карфагенским полководцем Ганнибалом, который гостил у армянского царя. На холме красовался царский дворец, окруженный крепостными стенами и рвом; среди других построек выделялись храмы, монетный двор, мастерские ремесленников. В Арташате развивались культура и искусство армянского народа, на которые большое внимание оказывала эллинистическая культура. Римские войска дважды (в 58 и 163 гг. н. э.) разрушали Арташат, но он снова подымался из руин. Наиболее сильные разрушения городу были причинены во время нашествия войск персидского царя Шапуха в 364—368 гг. После перенесения столицы Армении (из-за постепенного отхода русла реки Аракс к югу) в Двин (середина V в.) Арташат запустел».
Современный Арташат был основан в 1828-1830 гг., назывался он тогда село Гамарлу, был переименован в Арташат в 1945г, в 1962г. получил статус города. В 1897 г. население Арташата (Гамарлу) составляло 833 человека, в 2008 г. – 20 900 человек.
Хор Вирап находится в непосредственной близости от границы с Турцией и поэтому отсюда открываются самые красивые виды на библейскую гору Арарат, символ веры Армении.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: