У Полины Андреевны фамилия – райская. А вот судьба – совсем иная. Бабушка Райко начала рисовать в 69 лет, не имея за плечами никакого художественного образования. Она не пыталась рисовать по правилам или продавать свои работы. Она рисовала, потому что не могла не рисовать. За несколько лет свой дом в Цюрупинске под Херсоном Полина Андреевна Райко превратила в настоящий музей настенной живописи.
На фоне развитой массовой культуры и изобретательного contemporary art не удивляет тот успех, который пришел к наиву в ХХ веке и сопровождает его и доныне. По сути наив олицетворяет душевный порыв непрофессионалов. Опытный глаз сразу замечает разницу между настоящим шедевром и работой "под наив" – и даже не глаз, а сердце, потому что только глубина переживаний и откровенность выражения по-настоящему поражают в работах "наивных" художников. Творчество Полины Райко – это не просто классический наив. Ее образная система удивительным образом сочетает советскую, христианскую и древнюю языческую символику, о чем сама художница, конечно, никогда не задумывалась. Свой художественный талант Полина Андреевна называла Божьим даром за все ее страдания и нелегкую жизнь. В 1994 году в жизни Полины Андреевны произошла первая страшная трагедия – в автокатастрофе погибла ее дочь Лена, оставив двух детей. В декабре следующего года умер муж Николай Алексеевич. А еще через два года сын Сергей попал в исправительную колонию, "попив крови" перед этим у матери: за несколько лет он разгромил и пропил все хоть чуточку ценное в доме, даже электропроводку. Но и колония его не исправила: после возвращения погромы возобновились, несколько раз он наносил Полине Андреевне ножевые ранения. В 2002 Сергей умер от цирроза печени. "Все одно ж потрібно було підмазувати і підфарбовувати стіни, – вспоминала Полина Андреевна, – ось і думаю, дай-но спробую що-небудь намалювати, щоб душі було веселіше". Но радостней не становилось, каждая новая композиция рождалась со слезами на глазах. "Щоб не плакати, я почала співати. Стою на столі, малюю і співаю: бо ж будинок порожній". Полина Райко охотно сама проводила экскурсии по дому. Начиналась такая экскурсия обычно со двора. Первым гостей встречал желто-голубой "леопард" на двери летней кухни. Но рассказывала Полина Андреевна не о нем, а о парочке белых птиц на воротах гаража, у которых ворон украл птенца. Этот сюжет повторяется и в доме, и в летней кухне. Похоже, что эти образы являются подсознательными аллегориями, с помощью которых художница переносила на стены собственные жизненные страдания – потерю двух детей. Не обошла вниманием Полина Андреевна и других близких ей людей. В гостиной одна из самых больших композиций – четыре сестры. Трех своих сестер и себя, еще при жизни, она, не сомневаясь, поместила в Рай. Все сестры качаются на полумесяцах, и у каждой за спиной белоснежные ангельские крылья. Портрет мужа находится в другой комнате, в спальне. И он очень не похож на остальные работы, – бабушка Полина не пыталась передать даже условное портретное сходство. Ведь ни на одной из фотографий у мужа нет усов, а на портрете они появились. Муж изображен в лодке с громадной удочкой и целым набором разноцветных бутылок. Полина Андреевна рассказывала, что любил ее Николай Алексеевич выпить, поэтому и снабдила она его и коньяком, и водочкой, и вином. А еще нарисовала ему хорошую удочку, о которой он мог только мечтать, – при жизни у него на такую не было денег, он вырезал удочки из веток, поэтому и не мог поймать на них большую рыбу. Знала ли бабушка Райко о старых обрядах, когда умершему старались положить в могилу все, что он любил при жизни? Дом Полины Райко ценен тем, что в нем разрисована не одна стена или комната. Там разрисованы все поверхности. Потолки – настоящее чудо. Как удалось пожилой женщине все это нарисовать? Просто диву даешься. Ее саму очень радовало то, что совсем ничего не болело даже после целой ночи, проведенной с кисточкой в руках. А вот традиция рисовать ПФ-эмалью (которой обычно вообще-то красят полы, окна и двери) сложилась совершенно случайно. Сначала Полина Андреевна использовала остатки, которые пылились в банках после покраски пола или забора. А потом начала специально подбирать цвета. ПФ-краска очень плохо смешивается, поэтому, чтобы добиться нужного оттенка, приходилось наносить ее слой за слоем. А это кропотливая работа, ведь краска очень долго сохнет. Иногда бабушка Полина "смешивала" цвета, нанося небольшие разноцветные мазки. Поэтому некоторые композиции довольно-таки пестрые и сказочные. Кое-кто из соседей думал, что бабушка сошла с ума. А Полина Андреевна все продолжала тратить свою мизерную пенсию на эмаль ПФ. За четыре года в доме и дворе не осталось места, не покрытого рисунками. Когда в январе 2004 года херсонские художники привезли бабушке Полине кисти и холсты, чтобы она могла выйти за границы стен и потолков дома, соседи сказали, что 15 января Полина Андреевна умерла. Многие загадки этих композиций были разгаданы уже после смерти художницы. Например, сама Полина Андреевна не любила рассказывать о том, что некоторые персонажи были срисованы. Больших красивых леопардов она срисовала с коврика, коал – с почтовых марок, церковь, что в гостиной – с этикетки кагора, чаек – с обертки шоколадки "Чайка". Удивительно то, что все эти образы не скопированы, они поддались трансформации. Возможно, сделать копию бабушке Полине помешало как раз отсутствие художественного образования. А может, она этого и не хотела. На стенах и потолках дома родственники Полины Андреевны соседствуют с ангелами, павлины с рыбами, цветы со стрекозами. А на одной из стен бабушка Полина нарисовала Дорогу в Рай. Скорее всего, она была срисована с какой-то пасхальной открытки. Уже после смерти художницы на воротах гаража была найдена надпись: "Как найти дорогу в Рай". Возможно, из этих ворот и выехала машина, которая унесла жизнь ее дочери. В свой дом, в свои росписи Полина Райко вложила часть души – души очень искренней, светлой, райской. А значит, часть ее души осталась с нами. Осталась, может быть, для того, чтобы показать нам эту дорогу.
Как спасти Дорогу в Рай
После смерти Полины Райко ее дом унаследовал внук, очень далекий от искусства человек. Он хотел побыстрее продать дом соседу, желающему просто расширить свой огород. Ни о каком сохранении творческого наследия Полины Райко даже не шла речь. Однако усилиями общественной организации – Центра молодежных инициатив "Тотем" (Херсон), – удалось заставить Общество охраны памятников начать регистрацию дома Полины Райко как объекта, имеющего культурную ценность. С помощью областного Общества охраны памятников и управления культуры Херсонской облгосадминистрации удалось остановить свободную продажу дома, используя закон о предварительном учете таких объектов. Но процесс официальной регистрации дома Полины Райко как объекта культурного наследия областное управление культуры согласилось начать лишь после того, как будет окончательно решен вопрос создания музея. Это связано с тем, что в случае покупки дома владельцем, который не заинтересован в сохранении культурного наследия, сохранить фрески в целости практически невозможно, а в случае их уничтожения снятие с учета таких объектов – процедура более сложная, чем их постановка на учет, и проводится она только решением Кабинета Министров Украины. Тем временем Центр молодежных инициатив "Тотем" собрал практически весь фотоматериал и при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Украине весной 2005 года был издан каталог работ Полины Райко. (Каталог «Поліна Райко: Дорога до раю» издан на украинском и английском языках, 126 страниц. Каталог можно заказать в Центре «Тотем», написав письмо по адресу: totem@public.kherson.ua.) В результате деятельности по поиску партнеров удалось найти для дома новых владельцев – супружескую пару, которая выкупила дом с целью создания в нем музея. Сейчас между владельцами и ЦМИ "Тотем" существуют партнерское соглашение, в рамках которого активисты общественной организации помогают сохранению феномена творчества Полины Райко, исполняют функцию наблюдателей, принимают участие в фандрейзинге, организации мероприятий и посещений дома, распространяют информацию, ищут новых партнеров. Волонтеры ЦМИ "Тотем" спасли уникальный архив рукописей, писем и эскизов Полины Райко. Директор благотворительного фонда им. Полины Райко выкупил у наследника для музея некоторые работы мастерицы, которые можно экспонировать отдельно от дома. В июле 2005 года к обследованию дома новые владельцы привлекли группу опытных киевских реставраторов, ранее занимавшихся реставрационными работами в Почаевской лавре. Реставраторы сделали экспертизу и детальное описание дома и разработали рекомендации по его сохранению и реставрации. По словам Сергея Дяченко, научного сотрудника Херсонского краеведческого музея, единственный способ адекватного сохранения дома – это создание его полной цифровой копии. Но такие технологии на Украине в настоящее время отсутствуют. Обладатели подобной технологии – группа из Японии, работающая над созданием экспозиции выставки "ЭКО-2006", – уже заинтересовалась этим уникальным культурным объектом, но поиск таких партнеров наверняка займет много времени, что в данном случае недопустимо. Необходимо создать информационную сеть, в которой наряду с описанием технологий, их возможностей и их владельцев, будут размещены встречные предложения от потенциальных клиентов из разных сфер, нуждающихся в подобных технологиях. Ведь случай культурного наследия Полины Райко далеко не единичный.
Дом Полины Райко находится по адресу: г.Цюрупинск, ул.Нижняя, 74
Дом-музей открыт к посещению по воскресеньям - с утра до вечера. Смотритель (она же экскурсовод) Надежда Андреевна радушно принимает гостей. Мы пришли не в воскресенье, а в субботу, и все равно Надежда Андреевна разрешила войти, провела экскурсию по дому. Экскурсия бесплатная. Кроме того, Надежда Андреевна учитель, знаток народной медицины, и даже нумерологии и хиромантии. Очень добродушная женщина.
Единственное что огорчает - музей, к сожалению, не очень посещаем, т.к. местным жителям это не интересно. Зато творчеством Полины Райко интересуются наши художественные деятели и иностранцы.
Благо, дом удалось сохранить. Но кто знает, надолго ли :( . Поэтому - кто заинтересовался - не откладывайте посещение "на потом". Приезжайте, смотрите - Вас всегда будут рады увидеть в этом доме.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: