Тайник из серии «Перевалы Армении»
Перева́л — наиболее низкое, доступное и безопасное для перехода место в гребне горного хребта, массива или иного водораздела, обычно между соседними речными долинами. Через перевалы часто проходят пешеходные и вьючные тропы, автомобильные, реже железные и другие дороги (обычно перевал является наивысшей по абсолютной высоте точкой пути из долины в долину). Верхняя часть перевала зачастую единственное ровное место в окру́ге, поэтому на многих перевалах издревле располагались постройки или даже небольшие населённые пункты.
Свободная энциклопедия Wikipedia
Селимский перевал расположен на дороге Мартуни – Ехегнадзора. Он – один из наиболее высоких автомобильных перевалов Армении (высота – 2500 м, что несколько выше, чем Крестовый перевал на Военно-Грузинской дороге, ведущей через Главный Кавказский хребет). Зимой в Армении это самая труднопроходимая автомобильная дорога из-за большого и непрогнозируемого количества осадков. На некоторых картах можно встретить информацию о том, что перевал открыт для движения только с мая по ноябрь.
В 2003 году дорога Мартуни — Ехегнадзор была практически заново построена. на средства фонда «Линей» и сейчас для туристов и жителей Армении это – быстрый и удобный способ добраться от Севана на юг страны, в Мегри.
С перевала открываются красивейшие виды на окрестности: широкая и просторная долина, покрытая зеленой травой, пересекается журчащими ручьями и извилистой лентой дороги. Вот – кажущиеся бесконечными витки серпантина. И, наконец, вершина перевала и перед путешественником открывается совершенно другой вид вперед, туда, куда совсем скоро начнется спуск. Крутые скалистые склоны, дорога стремительно проваливается на дно узкого ущелья. Сколько их эти витков? А ведь раньше здесь проходил Великий шелковый путь, напоминанием чему служит Селимский каравн-сарай, расположенный под перевалом (N39 56,966 E45 14,161).
Караван-сарай
Караван-сараи – это своеобразные общественные сооружения на средневековых торговых путях, гостиницы для кочующих купцов и путешественников. Распространение они получили не только в Армении, но и в сопредельных странах и странах Востока. Возникновением своим караван-сараи обязаны караванной торговле, расстояния между ними выбирались примерно равными дневному переходу караванов.
Караван-сараи выполняли весьма разнообразные функции, они представляли собой особый мир со своими нравами и обычаями. Здесь узнавали последние коммерческие и политические новости, встречались с купцами из других городов и стран, пользовались услугами советчиков и писцов, посредников при заключении торговых сделок, покупали пищу и получали все необходимое для ночлега. Караван-сараи были и своего рода биржей, влиявшей на понижение и повышение цен. Здесь же можно было получить денежные ссуды под товары или под вексель. Сюда стекалась информация о надежности и добропорядочности купцов, ведущих торговлю на караванных путях.
В большинстве случаев караван-сараи возводились крупными торговцами либо князьями. Караван-сарай, известный под названием Селимского, был построен в 1332 году по велению князя Чесара Орбеляна. Его большой трехнефный интерьер занимает площадь 298 квадратных метров. Девять световых проемов освещали его помещения днем, в ночное время в них горели масляные светильники, устанавливаемые на кронштейнах. Караван-сарай не отапливался, помещения, предназначавшиеся для людей, обогревались жаровнями. Вода из близлежащего родника по гончарным трубам поступала в центральное помещение, где при входе справа были сделаны два корыта для водопоя.
Соображения обороны и защиты постояльцев от возможного нападения грабителей диктовали отсутствие в караван-сараях окон при минимальном числе входов – обычно ворот с деревянными створками, нередко обитыми металлом. Они запирались изнутри брусьями, входившими в устроенные в стенах гнезда. Двускатная крыша выполнялась из больших каменных плит, обработанных в форме черепицы.
Вопросы сейсмостойкости этих сооружений постоянно занимали армянских зодчих. Караван-сараи имели компактные планы, в основном прямоугольные. Высота зданий была невелика, для придания большей устойчивости их частично заглубляли в землю. Толщина стен в них достигала метра, что наряду с приданием устойчивости служило утеплению неотапливаемых зданий.
Маршруты караванных путей не изменились в течение многих столетий, так, из письменных источников известно, что на месте Селимского караван-сарая ранее существовал другой, древний, возведенный в IV-V веках.
Использованные источники:
1. Белый В.Н., Белая-Барсегян И.В. Армения. Энциклопедия путешественника / Ред. Колл.: К.Худавердян (гл. ред.) и др. – Ер.: Гл. ред. Арм. Сов. Энциклопедии, Кооператив «НОВУС-ИНФОРМ», 1990.
2. Raffi Kojian, Brady Kiesling. Rediscovering Armenia Guidebook, 2005