Местность близ Плещеева озера, что омывает берега Переславля-Залесского просто поражает обилием исторических памятников. Здесь есть и авиационный музей, и музей танков, и единственный в России музей узкоколейной железнодорожной техники.
Переславский железнодорожный музей N 56° 48.135' E 38° 38.911'
Вот выдержка с одного сайта – «... историко-технический заповедник, демонстрирующий в действии предприятие промышленного железнодорожного транспорта времён расцвета паровой тяги на русских узкоколейках. В музее собираются не только непосредственно железнодорожные экспонаты, но и другая техника, предметы обстановки, и так далее. Вся техника и другие объекты восстанавливаются до рабочего состояния в возможно максимальном историческом соответствии с периодом. Для обеспечения этого музеем ведется историческая научная работа, проводятся консультации со специалистами и ветеранами-старожилами»
В отличие от других, исторических памятников, музей даёт возможность самим потрогать и полазить по паровозам, поэтому оставим описание уникальных экспонатов и дадим геокешерам шанс своими шишками (паровозики то, маленькие) узнать историю. Историю не только железа, историю России в паровозах.
Несмотря на настораживающее предупреждение работников музея о том, что добраться до посёлка Талица очень сложно, это всего лишь предупреждение. 7 ноября, когда музей проводил праздник с катанием на паровозиках, полевой кухней и другими атрибутами этого дня, многие проехали к музею на автомобилях (даже очень легковых и на летней резине, заметим, что в тех краях это уже настоящая зима). Но всё же рекомендуем добираться до музея на паровозике, это совсем другие впечатления! Да и к тому же, это единственная действующая узкоколейная дорога, которая работает по расписанию, соединяя Переславль-Залесский и Купанское.
Кроме того, можно посетить другие достопримечательности:
Ботик Петра I N 56° 43.435' E 38° 46.418'
С древнейших времен большую роль в истории Переславского края играло Плещеево озеро. Жемчужина России – один из самых больших и глубоководных водоемов европейской равнины, оно издавна было собственностью московских государей.
Именно здесь 1 августа 1803 года открылся один их первых провинциальных музеев России. Здания и сооружения были построены владимирским дворянством в память деяний Петра Великого. Здесь храниться бот «Фортуна», единственный корабль, уцелевший после пожара и, по преданию, построенный руками Петра I.
Впервые посетив в 1688 году Переславль, юный Пётр был очарован красотою и размерами Плещеева озера. Впоследствии он писал в предисловии к “Морскому уставу”: ”А охота стала от часу быть более, того для стал я проведовать, где более воды, мне объявили Переславское озеро, яко наибольшее, куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился, а потом уже стал её просить и явно, чтобы там двор и суды сделать“.
Остановившись в Переславских монастырях: сначала в Никитском, а потом в Горицком, шестнадцатилетний отрок приступает к созданию «потешной флотилии». Первоначально судоверфь располагалась в устье реки Трубеж. Обучали его строительству военных кораблей «по типу морских» голандские мастера: Карштен Брант, Корт и Класс.
К апрелю 1689 года “суды все, кроме большого корабля в отделке ... и удались все зело хороши” – писал Пётр матушке. Стрелецкий мятеж отрывает Петра от любимого занятия. Лишь в ноябре 1691 года он возвращается к “корабельной потехе”. Царский “потешный двор” и “деловой двор” расположились теперь на высоком холме Гремяч, за монастырским селом Веськовым. Вниз к озеру был прорыт канал, по которому малые корабли, построенные на судоверфи, спускались в озеро. Большие же суда строились непосредственно на берегу. На строительство кораблей и содержание двора вводится специальный сбор, в основном с монастырских вотчин “по гривне со двора”. Пётр принимал самое активное участие в создании судов, с ним трудились и 16 преображенцев, соратников по сухопутным потехам.
К лету 1692 года на воду Переславского озера была спущена флотилия – около сотни кораблей, вооруженных артиллерией и укомплектованных экипажами. То был первый русский военный флот – предвестник будущего морского могущества России.
Через год жажда настоящего морского простора уводит Петра в Архангельск, на Белое море, а переславские корабли остаются не у дел.
В феврале 1722 года Пётр в последний раз посещает Переславль-Залесский. Разгневанный плачевным состоянием кораблей, он пишет грозный указ: "Воеводам Переславским. Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ. Пётр, в Переславле, в 7 день февраля 1722 года". Пожар 1783 года поставил окончательную точку в трагической судьбе петровской флотилии. Счастливая судьба выпала на долю бота, пророчески названного «Фортуна». Ему довелось уцелеть. После пожара сохранились остатки царского дворца, других кораблей, уникальные корабельные украшения.
Успенский Горицкий монастырь. N 56° 43.221' E 38° 49.510'
Первоначальная история Успенского монастыря известна мало. Основан он, вероятно, в начале XIV столетия при Иване Калите. В 1382 году монастырь был разорён отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии. Среди настоятелей и монахов Успенской обители были ихвестные церковные деятели. Один из них Инок Даниил, основавший недалеко от Гориц Троицко-Даниилов монастырь, был приглашён Василием III в крестные отцы своего сына Ивана – будущего царя Ивана Васильевича Грозного.
Оставьте, по возможности, время на прогулку по Переславлю-Залесскому! Потому, что три упомянутых памятника истории - это лишь малая доля здешних достопримечательностей.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: