Прекрасная барская усадьба в деревне Федоровка Ясногорского района сохранилась чудом. Красивый двухэтажный дом с мезонином, парк с липовыми и лиственничными аллеями, тенистый фруктовый сад, живописный пруд, въездные ворота с башенками-обелисками – всё по усадебно-парковой моде XIX века. Попадая в такие места, словно совершаешь путешествие во времени, в «золотой век» русской дворянской усадьбы. Много ли таких уголков на территории нашей области? Ясная Поляна, Поленово, дворец Бобринских в Богородицке, Дворяниново. Вот, пожалуй, и все…
Тульская область на севере подходит выступом к правому берегу Оки между академгородком Пущино и Каширой, которые принадлежат Московской области. В 20-х годах прошлого века Каширский уезд был присоединен к Московской области, но через некоторое время несколько деревень бывшего Каширского уезда вновь стали тульскими. Получилось так, что небольшой островок тульской земли (часть теперешнего Ясногорского района) с севера, запада и востока окружен территорией Московской области. Деревня Федоровка, расположенная в полутора километрах от Оки, ныне входит в Иваньковское муниципальное образование Ясногорского района.
Федоровку давно облюбовали московские дачники. До федеральной трассы Москва-Дон отсюда около двадцати километров, до Ясногорска же - больше пятидесяти. За Федоровкой с высокого правого берега Оки открывается вид на лесистый левый берег, на долину реки: видны просторы от Приокско-террасного заповедника до Каширы. В фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» есть кадры, снятые с вертолета – поля, холмы, леса, перелески. Это снималось как раз здесь. Вот какие это места. Одно слово – Ока, которую Паустовский называл «самой русской из всех русских рек»…
Федоровской усадьбе повезло. После революции здесь разместилась больница, а в 1953 году в усадебный дом переехала школа, ранее размещавшаяся неподалеку, в доме дворян Чарнецких. Более 33 лет директором федоровской школы был Леонид Владимирович Виноградов (с 2002 года школа носит его имя). Благодаря его стараниям сохранились и барская усадьба, и память о прежних обитателях федоровского дома с мезонином. Итак, дом, в котором и поныне располагается школа, был выстроен в начале XIX века женой генерала павловских времен Евдокией Андреевной Муравьевой. В 1879 году его приобрела ведущая актриса Императорского Московского театра (так в ту пору именовался Малый театр) Гликерия Николаевна Федотова (1846-1925). С тех пор она стала бывать в усадьбе ежегодно. В 80-х годах ХХ века были живы еще старушки, которые, будучи детьми, знали Гликерию Николаевну. Их воспоминания содержатся в книге П. Мастера «Правый берег. Записки дачника».
Г. Н. Федотова была для федоровских жителей просто доброй барыней, а между тем эта женщина целая эпоха в истории Малого театра, театра Островского. Гликерия Николаевна была первой исполнительницей заглавных ролей в пьесах Островского (всего сыграла 29 ролей в спектаклях по его произведениям), а некоторые роли (Снегурочка, Василиса Мелентьева и другие) были специально написаны великим русским драматургом для Федотовой. Первая и наиболее значительная роль актрисы в репертуаре Островского – Катерина в «Грозе». Исполнив эту роль впервые в 1863 году, она играла Катерину в течение 35 лет (последний раз – в 52 года). Художественный диапазон артистки был необыкновенно широк. С равным успехом ей удавались роли в трагедиях (Шекспир, Шиллер), комедиях, бытовых мелодрамах. Будучи прилежной ученицей Щепкина, Федотова уделяла большое внимание технике сценической игры – мимике, голосовым интонациям, жестам. Среди актеров она слыла настоящей интеллектуалкой и эрудиткой. По свидетельству коллег, она, участвуя в той или иной постановке, добивалась ансамблевого звучания пьесы, помогала партнерам и по существу была режиссером спектакля. С середины 80-х годов ХIХ века актриса занялась педагогической деятельностью. К. С. Станиславский считал Федотову своей наставницей и пригласил преподавать актерское мастерство в созданное им «Общество искусства и литературы».
В 1905 году из-за болезни Гликерия Николаевна оставила Москву и поселилась в Федоровке. Болезнь (подагрический неврит с ревматизмом) приковала ее к инвалидному креслу. В Федоровке застало ее известие о кончине горячо любимого единственного сына Александра, актера и режиссера Малого театра. В 1909 году, не вынеся одиночества, актриса перебралась в Москву. В 1924 году указом Советского правительства ей было присвоено звание народной артистки и Героя труда. Федоровскую усадьбу Федотова незадолго до революции продала Валерии Николаевне Никитиной.
О послереволюционной судьбе последней хозяйки дома местное население вспоминает так: «Барыню куда-то свезли»… После революции усадьбу разграбили. Балконы второго этажа новые хозяева зачем-то сломали. На центральном фасаде остались видны дверные проемы на местах, где прежде красовались изящные балкончики. Но внутренняя архитектура дома с XIX века почти не изменилась. Парадная лестница с колоннами на входе из вестибюля первого этажа уводит наверх. Внизу располагались «белая» кухня, кладовые, помещения для прислуги. На втором этаже полностью сохранился парадный зал с двумя симметричными печами по углам. Тут проходили балы, званые обеды и другие торжества. Возле зала – гостиные, кабинет, буфетные комнаты. Соединяясь с залом, они образуют анфиладу. Все помещения очень камерны и уютны.
Интерьеры дома, по воспоминаниям современников Федотовой, вызывали ощущение теплоты домашнего быта. Хозяйке удалось создать здесь простую, лишенную буржуазной роскоши атмосферу, чем-то созвучную с той, с которой Федотова сжилась в стенах Малого театра. Высокие окна глядят на парк с липами, которым уже более 200 лет. Полы в доме сделаны из широких дубовых досок, они не перебирались с XIX века. В прежние времена эти полы натирались до блеска воском, теперь выкрашены масляной краской. Комната хозяйки находилась в мезонине. Фактически это третий этаж с низким потолком. Теперь тут школьный музей дворянского и крестьянского быта и экспозиция, посвященная Г. Н. Федотовой. Некоторые экспонаты представляют большой интерес: открытки с автографами Федотовой, адресованные родственникам, вырезки с рецензиями на ее роли, множество фотографий. В прошлом году школьники наводили порядок на чердаке и нашли несколько стеклянных пузырьков, в которых, по видимому, хранились лекарства. Теперь эти старинные флакончики выставлены на специальной полочке. Экспонаты музея помогают совершить мысленное путешествие в XIX век, представить дом, куда на лето съезжались многочисленные гости: литераторы, актеры, ученики актрисы. Здесь царили творчество, простота, радушие, сердечность…
Количество учеников в школе с каждым годом уменьшается, за последние пять лет число учеников уменьшилось втрое. Почти два века, преодолевая капризы природы и истории, стоит на приокских просторах белый дом с мезонином, все еще радуя взор...
По материалам Тульской областной газеты "МОЛОДОЙ КОММУНАР" 25 июля 2008г
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: