Этот тайник посвящён памяти великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Тем более, что Николай Васильевич был геокешером. «Каким это образом ?» – спросите вы. Возможно он и не был зарегистрирован на нашем сайте. Возможно он даже не выкапывал из под поваленных деревьев пластиковые бутербродницы. Но у него была душа геокешера. Это видно из истории всей его жизни и из того, как он любил путешествовать. Интересным человеком был Николай Васильевич Гоголь. Даже по отношению к дорогам. Не раз он высказывал о них противоположные мысли : то хвалил, то ругал, то воспевал, то проклинал. «Болезнь моя много отняла у меня времени… - в письме из-за границы жаловался он своему другу, писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову. - … Лето – это я уже испытал – мне непременно нужно провести в дороге. Я повредил себе много, что зажился в душной Вене… О, если б я имел возможность всякое лето сделать какую-нибудь дальнюю, дальнюю дорогу! Дорога удивительно спасительна для меня». Разве это не слова настоящего геокешера ? А в «Мёртвых душах» Николай Васильевич писал : «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове : дорога !.. Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грёз, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..» Есть у Гоголя и такие строки : «Чтобы узнать, что такое Россия, нужно по ней проездиться». Кто, кроме геокешера, мог сказать такое ? Изучение мною творчества Гоголя пока далеко от завершения. Но, честно говоря, я не очень удивлюсь, если где-нибудь у Гоголя найду слова : «Путешествуем играя» или «Больше тайников, хороших и разных». А ещё Николаю Васильевичу приписывают совет : «Лечись убегающими вёрстами». Насчёт «убегающих вёрст» опыт у великого писателя большой. Немало исколесил он их и в дальних странах, и в Российской империи. Хорошо познал Гоголь и дороги Московской губернии.
Может, и прав Николай Васильевич насчёт лечебных свойств «Убегающих вёрст», но вот многих извозчиков, его современников, «убегающие вёрсты» если не доконали, то изрядно поволновали. И в этом якобы отчасти виноват был сам наш великий писатель.
Многие из нас ругают таксистов, мол частенько они пытаются получить с нас лишнее за проезд. Во времена Николая Васильевича ситуация была абсолютно аналогична. Извозчики (то бишь средневековые таксисты) так же пытались облапошить своих клиентов. И какие бы суровые законы ни принимали власти, а извозчики всё равно пытались обмануть своих пассажиров. Так и норовили получить с них лишнее за проезд.
Боролись с этой напастью по-разному : жаловались начальству, ругались с извозчиками, а иногда пускали в ход кулаки, короче, всё как в наши дни. Трудно судить, насколько помогали подобные меры против дорожных обирал.
Может, для устрашения нерадивых ездоков и была придумана байка о «забывчивом седоке», о вечном скитальце дорог. Коль не может с лихоборами сладить начальство, так пусть хоть припугнёт их нечто мистическое.
Поговаривали даже, что не кто иной, как сам Николай Васильевич Гоголь, запустил слух о страшном проклятии для нерадивых ямщиков. А некоторые утверждали, что «забывчивый седок» даже принимал обличье великого писателя.
Как правило, «забывчивый седок» нанимал тройку в Первопристольной. Выбирал для поездки дальние уголки Московской губернии. То в Талдом могло ему понадобиться, то в Серебряные Пруды или Шатуру, а то и вовсе в глухомань – куда-нибудь в Микулино Городище. Обещал он ямщику не скупиться. В облике его ничего приметного или настораживающего поначалу не было. Правда, молчал он всю дорогу, а на вопросы отвечал коротко и недовольно.
Когда приезжали в пункт назначения и ямщик, как обычно, просил при оплате «чуток надбавить» за хорошую езду, пассажир извлекал из кармана странный кожаный мешочек. Из него отсыпал медные алтыны (по-нынешнему трёхкопеечная монета). Ровно 66 монет, не больше и не меньше. Если, пересчитав горсть медяков, ямщик продолжал канючить надбавку, то, молчавший всю дорогу, пассажир вдруг начинал недоуменно озираться по сторонам и вопить :
- Ты куда завёз меня, шельма?! В Воруй-городок заманил, каналья, пустая душа?! Погубить замыслил ?! А ну, гони-правь, куда велено!..
Тут-то и начиналось несусветное. Оглядывается ямщик – и ничего понять не может : только что прибыли в селение, а вокруг уже ни улиц, ни изб. И несётся ошалелая тройка во весь опор по незнакомой дикой дороге. И нет с лошадьми сладу, никакой силой не остановить их. Орёт ямщик, тянет вожжи на себя что есть мочи :
- Куда ?! Куда вы, дьяволы разлётные ?! Очумели, будто волчьим духом в головы шибануло!.. Замрите окаянне!..
А тройка в ответ ещё быстрее мчится, ещё тревожней стук копыт, лошадиный храп, да звон колокольчиков. Оборачивается бедолага ямщик к пассажиру. А от того – никакой поддержки, лишь ухмыляется и бормочет :
- Позабыл я, куда ехать надобно. Будем теперь носиться по дорогам, пока все шестьдесят шесть алтынов не почернеют. Тогда и память ко мне вернётся, и кони сами собой остановятся там, где я пожелаю…
Молит ямщик «забывчивого седока» избавить его от наваждения и остановить коней. Но тот как и не слышит бедолагу. И тройка всё мчит-несётся, будто неведома её усталость : безостановочно, и днём и ночью, в метель и в ясную погоду. И не встречаются на их пути ни люди, ни верстовые столбы, на огоньки деревень и городов… И сдаётся мне, что даже будь у извозчика GPS-приёмник, он бы ему не помог.
Причудлива побасенка, да, может, какой-то был в ней толк. Неспроста, наверное, даже в середине ХХ века рассказывали старики из Вереи, Лотошина, Можайска байку о «забывчивом седоке». Говорили при этом кто с усмешкой, а кто – вполне серьёзно. Давно лихие тройки заменены автомобилями. Казалось бы, нет повода и вспоминать о «забывчивом седоке». Нет ему вроде бы места в дорожных историях XXI века.
И всё же иногда одинокие путники и водители и даже прагматичные инспектора дорожного движения жалуются на странные ночные видения. Чудится им далёкий тёмный силуэт тройки, слышатся ржание коней и мольба и стоны ямщика.
Как тут не вспомнить исчезающие бесследно автомобили, вместе с водителями и пассажирами, и другие таинственные путевые истории ?! Что при этом делают увидевшие ночную зловещую тройку, шепчут ли молитвы, крестятся, сплёвывают ли через левое плечо или что иное – об этом современные рассказчики умалчивают. Кому охота в наше время прослыть суеверным и стать объектом для насмешек ?..
Вот и решил я сделать простенький незамысловатый виртуальный тайничёк, чтобы не заморачивать соискателей многошаговыми бродилками и не отвлекать их от «убегающих вёрст». И выбрал я для этого старинное село Перхушково. "Да что же тут интересного ?" - спросите вы. "Обычное придорожное село". Но это только кажется. С этим селом связано много интересного. И здесь побывали многие великие люди.
Первые сведения в источниках о Перхушкове, расположенном между Одинцовым и Голицыным, относятся к последней четверти XVI в., хотя его история гораздо древнее и своими корнями уходит в XV в. Своим названием оно, вероятно, обязано воеводе Григорию Перхушкову, получившему здесь земли в середине XV в... Ну это я пожалуй слишком далеко копнул... Древнюю историю села я пропущу. Кому интересно может почитать Википедию. Связано это село и с боярами Нагими и с князьями Черкасскими. Только с тех времён здесь всё равно ничего не осталось. Так что об этом промолчу.
Зато здесь сохранилась и действует прекрасная церковь Покрова Богородицы, построенная в середине XVII века. Координаты входа в храм и указаны в заголовке тайника. Храм открыт ежедневно с 9.00 до 18.00. В храме сохранился прекрасный резной пятиярусный иконостас и достаточно интересные и необычные фрески. А совсем рядом с храмом (100 метров по Можайскому шоссе от Москвы) сохранился двухэтажный господский дом, нижний этаж которого был каменный, а верхний - деревянный.
Во время войны 1812 г. Перхушково, расположенное на Можайской дороге, попало в полосу боевых действий, В усадебном доме, по местному преданию, ночевал Наполеон, а название села попало в наполеоновские бюллетени. О Перхушкове упоминал Л. Н. Толстой в «Войне и мире»: «Ночью, переменяя лошадей в Перхушкове, Пьер узнал, что в этот вечер было большое сражение. Рассказывали, что здесь, в Перхушкове, земля дрожала от выстрелов».
Перхушково первой половины XIX в. связано с именем А.И.Герцена, так как принадлежало его дяде… Ну, Герцена я не люблю, поэтому про него рассказывать не буду.
В детские годы через Перхушково неоднократно проезжал по дороге в Захарово А. С. Пушкин. В 1830 г., работая над «Историей села Горюхина», он упоминает о Перхушкове, называя его «Перхуково», «..коего обитатели бедны, тощи и малорослы, а гордые владельцы преданы воинственному упражнению заячьей охоты».
«Но почему я устроил тайник здесь ?» – спросите вы. Да потому, что это село связано и с именем Н.В.Гоголя. В XVIII-XIX вв. в нём находилась ближайшая почтовая станция от Москвы. Здесь 18 мая 1840 г. писатель, уезжавший за границу, прощался со своими друзьями. По тогдашнему обычаю провожать до первых "перекладных" все доехали до Перхушкова, где Гоголь простился с друзьями, пообещав вернуться через год с готовым для печати первым томом "Мертвых душ". Вот как эти проводы описывает в своих воспоминаниях С.Т.Аксаков: "На станции мы пообедали вместе, выпили за здоровье отъезжающих. Вскоре после обеда мы сели, по русскому обычаю. Гоголь прощался с нами нежно, особенно со мной и Константином. Он сел в тарантас с нашим добрым Пановым, и мы стояли на улице до тех пор, пока экипаж не пропал из глаз. Погодин был искренне расстроен, а Щепкин заливался слезами..."
История о "забывчивом седоке" взята мною из интернета, автор истории мне неизвестен, того сайта уже нет, а сейчас эта историческая байка присутствует здесь http://mysmall-moscow.ru/zabyvchivsedok4.html
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: