Автор: Кривич
Создан: 29.09.2009
Опубликован: 15.10.2009
(отредактирован: 12.11.2022)
Компаньоны: Україна, Катя, Ирина и Фантик
Описание окружающей местности
Сарья была наследственным владением магнатского рода Сапегов. На протяжении столетий владельцы имения менялись. В свое время брестский воевода Николай Лопатинский быстро смекнул, что сарьянская земля – лакомый кусок. Во-первых, до цивилизованной Вильни рукой подать, во-вторых, красивейшие места здесь: лесные массивы, реки, озера. И в 1753 году выкупил северную жемчужину у Александра Сапеги. Можно сказать, что с этого момента Сарья и начала процветать. По современным меркам Николай был отменным бизнесменом. Лопатинский владел пятью языками, был котируемым юристом в области белорусско-литовского права. Ко всему, имел репутацию бескомпромиссного политика. Именно он начал собирать уникальную библиотеку, фамильный архив.
Сердце здешней земли - Сарьянский храм - имеет долгую и драматичную историю. Он был построен в середине ХIХв. на средства пана Игнатия Лопатинского, как памятник по его рано умершей жене Марии. Сам Игнат был романтичной и чуткой натурой, частенько выезжал в свет. Наверное, спокойно и размеренно и прожил бы свою жизнь, но влюбился страстно в дочку офицера Станислава Шумского. Его даже не волновало, что невеста была бесприданницей (по тогдашним меркам – непозволительная роскошь для аристократа!). Молодого Лопатинского не смутило и бунтарское прошлое потенциального тестя: отец Марии во время войны 1812 года воевал на стороне Бонапарта. Вопреки всем предрассудкам влюбленные все же поженились. Супружескому счастью Лопатинских и радовались, и завидовали, и удивлялись. Их отношения не пошатнулись даже после потери сына-первенца. Вот только расплескалась любовная чаша раньше времени: Мария не перенесла третьих родов… С тех пор вдовец практически поселился у могилы своей супруги, решив воздвигнуть костел в ее честь. Пан Лопатинский больше никогда не женился…
Игнат поспешил заказать проект известному архитектору Густаву Шахту, и уже в июне десятки крепостных взялись за лопаты. К осени заложили фундамент костела. Лопатинскому не терпелось помолиться за жену у алтаря прямо на родовом кладбище. Однако деревенские мужики донесли царю на пана: мол, не нашей веры храм строит. В то время в западных краях Российской империи проводилась масштабная антикатолическая кампания, и подобное обвинение могло дорого обойтись Лопатинскому. В конце осени 1853 года, когда строительство близилось к завершению, в имение для разбирательства прибыл чиновник особых поручений Алферов. Лопатинский попытался убедить его в том, что строит памятник жене и сыну: «Я хочу перенести в него бюсты умерших предков. Вы же видите, что стройка рядом с родовым кладбищем… Неужели молиться за любимых – преступление?» Чиновник сочувственно кивал, но по возвращении всё же написал губернатору донос. Спустя полгода для усмирения вольнодумного помещика в Сарью направили генерал-майора Какушкина. Тот осмотрелся и составил просто шедевральный рапорт: у Лопатинского… не все в порядке с головой. Мол, додумается ли нормальный человек на кладбище стройку затевать?
В 1857 году упрямец все-таки достроил и освятил костел во имя св. Марии. Кроме того, еще и школу для сельских детей самовольно открыл. За это его чуть не сослали в Сибирь. Но судьба иногда поражает парадоксами: Лопатинского спас виленский генерал-губернатор Муравьев, который вошел в историю под прозвищем «Вешатель» – из-за жестокой расправы над участниками восстания 1863 года. Как ни странно, Муравьев заменил ссылку своевольного дворянина из Сарьи на штраф в 10 тыс. рублей.
Позже Игнат решил создать костелу достойное окружение. Так появился и прекрасный ландшафтный парк с экзотической "заморской сосной" — сосной Веймутова. Её родина – остров Кипр, а мощный ствол поднимает на 30-метровую высоту густую тёмную крону, которая господствует над всем лесопарковым массивом. Не менее эффектна в северной части парка колоннада европейской лиственницы. Стараниями сельчан и сейчас ещё в нем еще сохранились партеры, гостевые поляны, какие-то немыслимые горочки. Флора не менее экзотична: польские лиственницы, серебристые тополи.
Но последнее слово в истории создания храма осталось за царским правительством. В 1865 году его конфисковали с удивительной формулировкой: "по причине красоты". А в 1872 году костел освятили в Воскресенскую церковь…
Советская власть «перекрестила» храм по-своему – в склад химикатов. В бывшем имении в начале 1920-х действовала коммуна, родовые кладбища вообще исчезли, а в саду теперь находился дом отдыха для пограничных войск. Говорят, что даже маршал Буденный провел здесь немало времени. В Великую Отечественную войну храм устоял. Чудом. А сама Сарья, которую в то время называли «партизанской республикой», была практически уничтожена…
В послевоенные годы местные власти видели храм в образе культурного центра: на первом этаже – бар, а на втором – концертный зал. Ко всему прочему, величие неоготического собора бесповоротно испортили горизонтальным перекрытием. Дальше «перепланировки» дело не пошло. Снова-таки чудом церковь убереглась от унижения. Когда времена безбожия канули в Лету и людям вернули веру, храм пытались не раз отреставрировать. Получилось лишь частично. Усилиями директора местного совхоза Владимира Скробова обновили изящные шпили на башнях, восстановили профильный кирпич, а вот перекрытие не стали трогать: опасались несущие конструкции повредить.
Вот и живет сегодня в Сарье Свято-Успенская церковь со всеми внешними признаками костела. Самое главное, что эта культурно-историческая драгоценность сохранилась до сегодняшнего дня почти в первозданном виде. Одним из первых в районе архитектурных объектов храм был взят под охрану государством и назван памятником зодчества XIX века.
Возведенный из красного кирпича в стиле неоготики, храм является одной из самых выразительных построек “пламенеющей неоготики” в республике. Эпитеты "каменный кристалл", "каменное кружево" только приблизительно отражают его тонкий, музыкальный и светло-возвышенный облик. Название «пламенеющей готики» происходит от похожих на языки пламени узоров орнаментов и сильному удлинению фронтонов и вершин арок. Хрустально-воздушное здание, изящные шпили касаются неба. Все точеное, звонкое. Прекрасную церковь часто сравнивают то с величественной короной, то со старинным органом.
Сегодня этот храм для Беларуси уникален. Аналоги есть лишь в Закарпатье и Вильнюсе. Это неописуемо красивое здание, пожалуй, единственный свидетель богатого исторического прошлого Сарьи – ныне обычной деревушки, каких множество в Беларуси.
Использованы материалы и фото: http://globus.tut.by/sarya/index.htm http://forum.globus.tut.by/viewtopic.php?t=819 http://gorodabelarusi.ru/?p=205
В качестве полезной информации:
По итогам поездок в Беларусь Викка (НЕСЕЗОН) скомпилировала свой опыт, написала статью "Едем в Беларусь!...или бытовуха путешествий" и любезно предоставила мне возможность поделиться ею с вами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: