B юго-восточной Эстонии и отчасти в Печорском районе Псковской области в непосредственном соседстве с русскими живут сето - небольшая народность угро-финского происхождения, говорящая на южно-эстонском диалекте. Их еще называют "осколком" древней чуди, которые несколько сот лет назад бежали с территории современной Эстонии, спасаясь от насильственной католизации и жестокой феодальной эксплуатации, насаждаемой немецкими крестоносцами.
Потомки обитавшего на Псковщине местного древнего чудско-эстонского населения, с которыми смешались многочисленные пришельцы из соседних юго-восточных районов Эстонии, во времена Ивана Грозного приняли православие. И хотя сето несомненно испытывали влияние русских как на материальную и духовную культуру, так и на язык, они сумели сохранить свои национальные особенности.
Немаловажным фактором здесь явилось то, что сето были в известной мере изолированы от своих соседей: от русских - различием в языке, а от эстонцев - различием во многих обрядах и вероисповедании. А последнее в условиях того времени было равнозначно принадлежности к другой национальности.
Сето не имели и не имеют собственной письменности. Поэтому обучение велось в эстонских школах по эстонской программе. Хотя сето носят эстонские фамилии, имена у всех - православные. Полученные при крещении.
Как и русские, сето жили в деревнях в постройках русского типа. В связи с ликвидацией общинного землевладения возникло много отдельных хуторов. Источниками доходов являлись земледелие и огородничество, местами - пчеловодство, а для приозерных жителей - рыболовство. В некоторых деревнях изготовлялась деревянная посуда, корзины, глиняные горшки и миски и др.
Одежда женщин сето представляла собой черный сарафан - сукман, который шили из хлопчатобумажной, льняной или шерстяной тканей, и рубашка. Стан рубахи кроили из грубой ткани полотняного переплетения, рукава из более качественного материала - отбеленного льна и украшали национальным орнаментом, выполненным в технике браного ткачества.
Обязательной принадлежностью костюма были передник или фартук и пояс. Женщинам сето полагалось носить полотенчатый головной убор - линник. Узор на нем выполнялся в основном из бордовых шерстяных ниток. Это могли быть какие-либо геометрические фигуры, стилизованный растительный или животный орнамент. Поверх головного убора женщина надевала еще наголовный пояс.
Мужской костюм, очень близкий к русской национальной одежде, состоял из рубашки-косоворотки и домотканых портов. Исключение составляла, пожалуй, лишь широкополая шляпа, края которой опускались вниз.
Мальчики до 14-16 лет носили крестик и маленькую серебряную или оловянную фибулу, скрепляющую ворот рубахи. Юноши 16-17 лет надевали кольца и перстни в знак того, что они - группа женихов. На деревенские свадьбы и праздники они украшали себя мужской брошью - прусс - из серебряных монеток. Женатый мужчина носил обручальное кольцо на среднем пальце правой руки, а в послесвадебное время начинал носить одну серьгу в правом или левом ухе. По традиции это связывалось с мужской силой. В ХХ веке серьгу носили только в исключительных случаях - при болезни, слабости.
Гордостью каждой сетоской женщины были и остаются металлические национальные украшения. В конце ХIХ - начале ХХ века их изготавливали в основном из серебра разных сплавов. Использовались также монеты царской чеканки или вышедшие из моды старые украшения.
Главным, безусловно, была фибула-сыльг, похожая на большую опрокинутую воронку (самые крупные могли достигать почти 30 см. в диаметре), она имела в центре отверстие с язычком, при помощи которого сыльг прикреплялся к одежде. В некоторых случаях мастера украшали его растительным или геометрическим орнаментом.
Помимо этого нагрудного украшения, костюм сетоской женщины дополняли также многочисленные цепочки с монетами, колокольчиками.
Девочки 5-10 лет начинали носить подаренные матерью и бабушкой тоненькие легкие цепочки, а также маленькие фибулы, которыми скрепляли ворот рубашки. Девочки 10-14 лет участвовали в хозяйственных работах, их учили ткать. В этом возрасте количество украшений заметно увеличивалось. Цепочки становятся более тяжелыми и длинными, и появляются шумящие подвески. Колечки и перстни носили на всех пальцах, кроме среднего пальца правой руки. Считалось, что его "окольцовывание" означает желание девушки скорее выйти замуж. Девушки 14-18 лет считались группой невест. Но выйти замуж невеста могла только в том случае, если у неё имелось достаточное приданое. Одних только кружев потенциальная невеста должна была иметь 16 метров!!!
Полный комплект украшений был далеко не у каждой женщины. Был распространен обычай одалживания украшений, если требовалось ехать на свадьбу или другой праздник. За одолженные украшения приходилось отрабатывать участием в женских домашних работах.
С металлическими украшениями у сетоской женщины было связано немало дохристанских верований и обрядов. Фибулу-сыльг никогда не надевали в церковь, а невесте в первый день свадьбы обязательно полагалось его носить. Вода, налитая в него, считалась очищающей и оплодотворяющей: ею умывались, пили, поили скот для обеспечения приплода.
Женщины сето носили металлические украшения в течение всей жизни (исключение составляло лишь посещение похоронного обряда, куда было запрещено надевать любые украшения).
В будние дни это было несколько скромных цепочек, зато в праздничные дни вес металлических украшений мог достигать нескольких килограммов. Особенно богатыми были украшения у невест, молодух и женщин среднего возраста. Не зря существовала даже поговорка, что "молодуху по цепям узнаешь".
Интересны обычаи, связанные с обрядом погребения. Траур, длившийся от 40 дней до года, запрещал носить сетоским женщинам серебряные украшения. Во время поминальной тризны все украшения подвешивали к надмогильному кресту. Украшения во время траура считались "умершими". Их не надевали и не одалживали. В этот период украшения "прощались", "сопровождали" и "охраняли" умершую на сложном пути "перехода" в мир предков. Мысленный временный "уход" украшений заканчивался с окончанием траура.
Ежегодно, в первую субботу августа, проходит День королевства сето (фольклорный праздник), где происходит выбор короля сето на предстоящий год. В выборе могут участвовать все присутствующие на празднике, как мужчины, так и женщины, число кандидатов на королевское место не ограничено, обычно бывает 5-6 кандидатов. Выборы начинаются во второй половине дня, проходят на большой поляне. Все кандидаты становятся на приготовленные пни по кругу, и за каждым из них выстраивается очередь из присутствующих на празднике. Чья очередь окажется длиннее, тот и становится королем или королевой на предстоящий год.
Точное число представителей народности сето в настоящее время трудно определить. Дело в том, что в одних деревнях они сроднились с русскими, в других уже почти обрусели. Они строго отличают себя от лифляндских эстов и предпочитают назвать себя русскими или сето. Обижаются, когда их называют полуверцами. Поэтому определить их число можно только приблизительно. В 1890 году сето жили в 11 приходах наполовину с русскими, и 12300 - число, указывающее приблизительно количество сето по гражданскому счету того времени. Изменение численности сето с 1885 по 1975 гг. было следующим: 1885 г. приблизительно 12500 человек 1902 г. - 16600 человек, 1908 г. - 18500 человек, 1922 г. - 15000, 1974 г. - 1975 гг. - 6780 человек, по данным переписи 2002 г. - 170 человек на территории Печорского района Псковской области и около 4 500 человек в восточных районах Эстонии
Информация из Печорской центральной библиотеки и от экскурсовода в самом музее
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: