Село Трубино расположено в северо-восточной части Калужской области на правом высоком берегу реки Протвы. История села, несомненно древняя, в документах практически не отражена. Доподлинно известно, что Трубино было вотчиной князей Щербатовых, одной из ветвей рода Оболенских. Известно также, что в конце 17-го века здесь проживал князь Константин Осипович Щербатов (умер в 1696 г.), вошедший в историю как крупный военачальник, Астраханский воевода, подавитель восстания Степана Разина и, в результате всего вышеперечисленного, щедрый жертвователь на церковные нужды. На средства князя была возведена монументальная колокольня в Пафнутьев-Боровском монастыре и еще два каменных храма в своем собственном родовом гнезде. О них и пойдет речь.
Сравнительно небольшой Воскресенский храм датируется 1674 годом. К этому моменту в Трубине уже была церковь, но - деревянная. Княжеский статус имения требовал апгрейда, а тут как раз в расположенном сравнительно неподалеку Николаевском Черноостровском монастыре (город Малоярославец) сгорела Николаевская же церковь. Возглавлявший обитель старец Иссайя направил на имя патриарха челобитную, сохранившуюся в архивах и по сей день. В ней шла речь о том, что вместо сгоревшей князь Щербатов "...поступился из своей вотчины села Трубина деревянную церковь во имя Святителя Николая, с приделом святой мученицы Екатерины". Патриарх Иоаким свое добро на перенос храма дал, но вместо придела святой Екатерины повелел построить придел во имя Параскевы Пятницы. ...Увы, эта древнейшая постройка Трубина до нашего времени не сохранилась.
Другое дело - новый каменный храм. С архитектурной точки зрения, он не слишком выделяется среди современных ему построек. Из особенностей храма следует отметить "кучное" расположение пяти маленьких глав, напоминающих семейство молодых подосиновиков. Также непропорционально увеличена алтарная часть, что, на поверку, объясняется наличием двух самостоятельных миниатюрных приделов в боковых отделениях трехчастного алтаря.
С возведением Воскресенской церкви каменное строительство в имении Щербатовых не заканчивается. Наоборот, можно сказать, оно только начинается! К 1692 году по соседству с храмом Воскресения вырастают каменные княжеские палаты и грандиозный Знаменский храм, аналогов которого в русской архитектуре нет.
Храмы такого типа принято собирательно классифицировать как "Нарышкинское барокко". Не обнаружив в Знаменском храме некоторых характерных признаков этого стиля, можно было бы добавить эпитет "раннее", однако данная постройка не умещается в тесные рамки никаких определений. Огромное здание вообще никуда невозможно уместить!
Храм имеет три главы, расположенные на одной оси. Каждая из них поставлена на два уменьшающихся кверху восьмерика. Все три ярусные конструкции покоятся на огромных четвериках, каждый из которых имеет по два этажа. Следует особо отметить, что центральная глава по совместительству является колокольней. Такой тип храма назывался "иже под колоколы". Проход на колокольню осуществляется прямо по крыше центрального четверика, куда выводит специальная лестница.
Ближе всего, в анатомическом смысле, к Знаменскому храму в Трубине более чем известная церковь в Троице-Лыкове, расположенная у западной черты современной Москвы. Если учесть, насколько они при этом непохожи, становится еще более понятным, насколько храм в Трубине непохож на все остальные.
Многие барочные постройки, например Тотемские, сравнивают с кораблями. На корабль похожа и церковь в Трубине. Но если Тотемские храмы напоминают легкие изящные парусники, то здесь мы имеем дело с мощным бронированным трёхтрубным пароходом. Броня крепка - это подтверждает и внутренний осмотр. Толщина стен поражает. В трапезной нижнего яруса расположен могучий Столб. Скажем честно, он просто убивает наповал! Ощущение незыблемой мощи подчеркивают крошечные окошки, разбросанные по нижним стенам с невозмутимым пренебрежением к симметрии.
Основная церковь находится на верхнем ярусе и имеет строгую кубическую форму. Удивительно, насколько она кажется маленькой изнутри! При ней имеется своя собственная трапезная со звездчатым сводом. В алтарной части - остатки росписей. Из основного объема начинается узенькая лестница, проложенная в толще стен и выводящая на колокольню. На полпути - маленькая каморка с окошком, откуда как на ладони можно увидеть все молельное помещение с довольно значительной высоты. Здесь, очевидно, располагалась личная княжеская ложа, где владелец имения мог предаваться уединенной молитве. А впрочем, мог он и рассматривать остальных прихожан, оставаясь совершенно незамеченным.
Личные ложи являются характерным признаком многих усадебных храмов. У Знаменской церкви было кое-что еще - специальная арочная галерея, соединявшая церковь с жилыми палатами Щербатовых. Увы, ни палаты, ни галерея не сохранились - они были разобраны в конце 19-го века. Однако, если приглядеться к стене северного фасада, можно без особого труда заметить следы примыкания гульбища на уровне верхнего яруса. Там же, чуть выше, хорошо заметна храмозданная доска. Сейчас-то она "висит" прямо посреди северной стены, а когда-то изучать ее содержимое можно было и без подзорной трубы.
Есть к юго-востоку от Москвы - в селе Фаустово - Троицкий собор 3-ей четверти 17-го века. Совершенно другой в архитектурном плане, нежели Знаменская церковь, он обладает на удивление похожим декором, а главное - в Фаустове частично сохранилось гульбище, вполне вероятно, близкое по характеру к тому, что когда-то было и здесь, в Трубине.
Напоследок, подойдем к Знаменскому храму с востока. Здесь нас поджидает последний сюрприз - плоская псевдо-галерея утопленная прямо в апсиды! По всей видимости, ее декоративные арки должны были вторить ритму северной - настоящей галереи. Вполне вероятно, что интенсивные архивные и археологические изыскания помогут с большой точностью воспроизвести первоначальный облик усадебного комплекса, но размышления об этом уже выходят за рамки настоящей статьи. День сегодняшний
В заключение, пару слов о текущем положении дел. В советское время оба храма были закрыты и использовались местным колхозом "Заря" в качестве складских помещений. В 1996 году Воскресенский храм был передан верующим, сейчас он действует. Статус Знаменского храма неясен. В 2001 году были проведены незначительные консервационные работы силами самого прихода - частично перекрыта крыша, на колокольне установлен крест. Летом 2005 года работы были продолжены - выщербленные участки стен заложены современным кирпичом, резко контрастирующим с древней кладкой, установлена металлическая входная дверь. Храм безусловно требует безотлагательного внимания к своим проблемам, однако, учитывая уникальность постройки и статус памятника архитектуры федерального значения, работы по его консервации и восстановлению следовало бы производить под контролем специалистов.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: