Так прозвали усадьбу Любвино в поселке Тучково по Белорусской (прежде Московско-Брестской, а затем Александровской) железной дороге, до революции принадлежавшую Любови Герасимовне Пыльцовой (1859- 1931) - младшей из четырех дочерей известного промышленника, купца и мецената Герасима Ивановича Хлудова (1821- 1885). В 1880 году она вышла замуж за Николая Александровича Лукутина (1853-1902) - надворного советника, московского второй гильдии купца, члена правления Товарищества Норской мануфактуры, владельца фабрики изделий из папье-маше в селе Федоскино. Через шесть лет после смерти мужа Любовь Герасимовна вступила во второй брак с присяжным поверенным Николаем Михайловичем Пыльцовым, который, по воспоминаниям старожилов поселка Тучково, был значительно моложе своей супруги.
Загородную усадьбу Любовь Герасимовна, обладательница многомиллионного состояния, начала строить в 1911 году, выбрав живописнейшее место на высоком лесистом берегу в излучине Москвы-реки и пригласив известного московского архитектора А.Э.Эрихсона. В течение года здесь трудилось около тысячи человек. Отделкой и декором занимались специалисты московского филиала известной итальянской фирмы братьев Аксерио. В оформлении интерьеров широко использовался антиквариат, в том числе старинная итальянская и французская скульптура, для реставрации которой вызвали мастеров из Италии.
Усадебный дом в два этажа имел одноэтажные крылья, заканчивавшиеся опять же двух- этажными пристройками. Каменные террасы на садовом фасаде венчались балконами, украшенными мраморными бюстами. В подвале находились прачечная и кладовые. Кроме печного, действовала система водяного отопления, а также электрическое освещение. Подъезд к главному фасаду был оформлен в виде пандуса. Над входом на колонны опирался устроенный на козырьке балкон.
Садовый фасад в значительной мере повторял фасад усадьбы 1803 года Елизаветино (Покровское-Стрешнево). Но в Любвино уже заметны типичные элементы неоклассицизма: вытянутые ионические колонны, рельефное обрамление полуротонды, преувеличенные размеры оконных проемов двухэтажных пристроек и так далее. На фотографиях того времени видна веранда, примыкающая к полуротонде с декоративными решетками художественного литья. На полуколоннах веранды - бронзовые вазы с цветами и растения в кадках. Боковые ризалиты террас украшены тосканскими колоннами.
Лепной декор фасада, в котором сказалось влияние и московского ампира, не сохранился. Одноэтажные части дома были надстроены вторыми этажами, соответственно исчезли балконы, а колонны террас превратились в полуколонны, став частью стены. Та же участь постигла и колонны сквозного крыльца. Пострадал и внутренний декор: скульптурные розетки, плафоны, росписи. В купольном зале уцелел антаблемент с лепным растительным узором, поддерживаемый коринфскими колоннами, и дюседепорт с композицией на мифологическую тему. Утрачены мраморные бюсты, стоявшие на балюстраде террасы, - осталась только чугунная ограда.
Подпорная стена была сложена из необработанного грубого камня. От фонтана в арочной нише низвергался по склону фонтанный каскад. Терраса разграничивала регулярный и ландшафтный парки, служа одновременно смотровой площадкой. К реке спускались белокаменные лестницы.
Главный вход сторожили две бронзовые собаки (сейчас они для сохранности перенесены в вестибюль). К жилым комнатам вел просторный вестибюль с колоннами. Длинная анфилада комнат была наполнена светом и воздухом. Всюду стояли вазы с цветами - целое море цветов: в усадьбе имелось несколько оранжерей. Обстановка поражала роскошью: фарфор, бронза, богатое собрание картин.
На плане, хранящемся в Государственном историческом архиве Москвы, видно, что к 1916 году число построек в усадьбе достигало 51. Имение разделялось на две зоны: парковую и хозяйственную (сейчас это часть территории микрорайона Восточный). Одно из строений на плане обозначено: "Бывший дом владельца". Слова эти впоследствии зачеркнуты, сверху написано карандашом: "дача". Деревянный одноэтажный дом с изразцовыми голландскими и русскими печами, каменным полуподвалом, ватерклозетами, по всей видимости, служил хозяевам временным пристанищем на период строительства усадьбы. Несколько дач в хозяйственной зоне, возможно, сдавались или предназначались для временного размещения гостей.
За парком был большой сад и каменный сарай для хранения урожая, а рядом - контора и квартира управляющего. Садовник жил в отдельном деревянном доме. В хозяйственной зоне также находились конюшня, бревенчатый коровник, каретный сарай, птичник, псарня, дом для рабочих, квартира заведующего хозяйством, две водокачки, баня и электростанция.
Как видим, все здесь было тщательно продумано и фундаментально обустроено - в расчете на долгие времена. Но после 1917 года имение реквизировали. Супруги Пыльцовы в начале 20-х годов эмигрировали, следы их потерялись. В 1924 году в усадьбе разместилась санитарно-лесная школа № 5.
Дочь Любови Герасимовны - Любовь Николаевна Лукутина (1886-1965) в 1907 вышла замуж за В.В.Пржевальского (1869-1919) - действительного статского советника, сына юриста В.М.Пржевальского, племянника известного путешественника Н.М.Пржевальского. От этого брака родилось четыре сына: Евгений (умер младенцем), Владимир (1907-1956), Николай (1909-2000), Михаил (1912-1997). Правнуки Л.Г.Лукутиной - Николай Михайлович Пржевальский, Владимир Николаевич Пржевальский и Татьяна Михайловна Комарова - живут в Москве.
Усадьба же Любвино по-прежнему стоит на крутом берегу Москвы-реки. Позднейшие перестройки серьезно нарушили первоначальную композицию усадебного дома. Однако и сейчас он величественно и красиво высится, напоминая парящую птицу - "летящее белое чудо".
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: