Даже самый длинный путь начинается с одного маленького шага.
Недалеко от Москвы, посреди мрачноватого елового леса стоит необычный памятник. К нему не ведёт дорог, если не считать заброшенной лесной колеи да теряющейся меж деревьев тропинки. О нём не поведают указатели на дорогах, про него умалчивают путеводители. Но при этом памятник ухожен, на нём видны следы заботливого ремонта, иногда возле памятника появляются цветы. Да и вид самого памятника необычен - странная маленькая ракета, больше похожая на модель из кружка детского технического творчества, стоящая на металлической конструкции над бетонным сооружением, напоминающим настоящий стартовый стол с газоотводным каналом. И, тем не менее - это не уменьшенная модель и не плод воображения автора памятника. Именно такой была одна из первых советских жидкостных ракет ГИРД-09, чей короткий полёт ознаменовал первые шаги трудного, но славного пути нашей страны к её становлению как великой ракетно-космической державы. Но что делает эта ракета здесь, посреди глухого леса?
Гранитная плита с надписью, установленная близ ракеты, отвечает на этот вопрос. Здесь, на этом месте, в далёком и непростом 1933 году и были запущены первые советские ракеты - ГИРД-09 и ГИРД-X. Тогда на этом месте располагалась одна из площадок инженерно-технического полигона. Кстати, остались тому и материальные свидетельства: близ ракеты можно видеть углубления в земле, около которых во множестве лежат фрагменты разрушенных и покрытых толстым слоем мха старых железобетонных конструкций.
Но что кроется за скупыми словами на памятнике, как же рождались первые советские ракеты? В 1931 году при Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) была создана дочерняя организация - ГИРД. Её возглавили молодые изобретатели-энтузиасты, чьи фамилии тогда ещё мало кому были известны, но впоследствии прославились на весь мир: один из основоположников теорий покорения космоса А.Ф. Цандер; Герой Социалистического Труда, конструктор ракетной техники М.К. Тихонравов; учёный, внесший огромный вклад в развитие ракетостроения - Ю.А. Победоносцев; и, наконец - великий конструктор и талантливейший организатор, знаменитый "Главный", человек, открывший нашей стране путь в космос - Сергей Павлович Королёв.
Работали ГИРДовцы с невиданным, особенно для нынешних времён, энтузиазмом, с огромной верой в своё дело. Условия для работы были невероятно сложные - всё делалось самостоятельно, без финансирования, поначалу даже - без своего помещения. В его обретении, кстати, уже тогда проявился организаторский талант Королёва: своим напором и научным подходом он добыл для организации помещение - подвал по адресу Садово-Спасская, 19. Об увлечённости ГИРДовцев своим делом говорит ещё и такой, довольно курьёзный факт: Цандер, заработавшись, мог сутками сидеть над бумагами, а когда товарищи уговаривали его идти домой и чуть ли не силой сажали на трамвай, он сбегал и возвращался к работе, в подвал. После этого Королёв издал приказ о том, что последний уходящий руководитель бригады имел право покинуть помещение только вместе с Цандером.
Первый после напряжённого труда триумф пришёл 17 августа 1933 года. После многих неудачных испытаний состоялся первый полёт ракеты ГИРД-09 с жидкостным двигателем. Горючим ей служил изобретённый ГИРДовцами "твёрдый бензин" - маслоподобный раствор канифоли в бензине, окислителем - жидкий кислород. Горючее загружалось непосредственно в камеру двигателя, наддув бака с окислителем осуществлялся естественным путём - за счёт испарения жидкого кислорода возникало избыточное давление, вытеснявшее его из бака в камеру сгорания. И пусть полёт длился лишь 13 секунд, а ракета поднялась всего на 400-500 метров, её полёт показал: жидкостные ракеты возможны!
Осенью того же года в небо взмыла ракета ГИРД-X - уже полностью жидкостная, с двумя баками. Топливом ей служили спирт и жидкий кислород - те же компоненты топлива, которые в будущем поднимут в небо "настоящую" баллистическую ракету Р-1. ...А потом на боевое дежурство встанет первая советская межконтинентальная ракета Р-7, и такая же ракета откроет космическую эру, выведя на орбиту первый спутник. Позднее - затаятся в шахтах высокой защищённости, храня безопасность страны, грозные "Воеводы", понесут на орбиту десятки тонн полезных грузов сверхмощные "Энергии", и множество других жидкостных ракет будет нести свою военную или научную службу. Но все они ведут свою родословную от этой маленькой, почти игрушечной ракеты, скромно стоящей в подмосковном лесу...
P.S. История ГИРД, разумеется, заслуживает гораздо более обширного повествования, которое невозможно вместить в рамки "Описания местности". Поэтому мы рекомендуем вам ознакомиться с книгами, подробно описывающими захватывающую (поверьте!) историю начала ракетостроения в нашей стране и, в частности, деятельность ГИРД: 1. Ярослав Голованов. "Дорога на космодром. Мечта. Опыт. Дело." Москва, Детская литература, 1982. Книга полностью - здесь . Глава, повествующая о ГИРД - здесь . 2. К. Тихонравов. Из истории создания первых советских ракет на жидком топливе.
В описании использованы фотографии из вышеназванных источников.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: