Иссык-Кульский музей-заповедник под открытым небом (г.Чолпон-Ата) является наиболее доступной и посещаемой частью северо-иссыккульского скопления наскальных рисунков (петроглифов). Петроглифы исполнены на поверхности гранитов и песчаников, покрытых патиной блестяще-черного и коричневого цветов с различными оттенками. Этот своеобразный солнечный загар образовался под воздействием весьма интенсивной в этом районе солнечной радиации на протяжении многих тысяч лет. Рисунки выбивались орудиями из металла или твердых пород камня. Размеры каменных полотен варьируются от 0,3 до 3,0 метров.
Это был гигантский храм под открытым небом, занимавший некогда западную часть Чолпон-Аты, где люди поклонялись небесным светилам и совершали религиозные ритуалы. Наскальные рисунки выполняли важную роль в осуществлении этих ритуалов, являлись своего рода и виртуальным жертвоприношением, и молитвой, запечатленной на камне. Вблизи крупных петроглифов находятся круговые каменные кладки, возможно родовые и семейные святилища, с очень интересным природным феноменом - геомагнитной аномалией, благоприятной для человека. Есть основания предполагать, что крупные каменные круги использовались как астрономические «обсерватории» для наблюдений за движением небесных объектов.
Иссык-Кульские петроглифы во многих аспектах являются уникальными. Во-первых, ввиду художественного реализма изображений, многие из которых относятся к шедеврам скифо-сакского «звериного стиля». Во-вторых, размер некоторых петроглифов превышает 1 м, что крайне редко встречается. В-третьих, уникальность многих сцен и сюжетов. В-четвертых, беспрецедентная техника нанесения отдельных рисунков, к примеру, рельефное изображение оленя, выполненное с использованием естественных выпуклостей камня. Воплощением всех этих отличительных черт является центральный петроглиф, находящийся в нижней части музея. На переднем плане изображено стадо или семейство горных козлов (тоо-теке или ibex). Фигуры горных козлов, пожалуй, самые крупные в Центральной Азии, представлены в движении с необычайной экспрессией и выразительностью.
Центральный камень в музее-заповеднике выдающимся образцам сакского «звериного стиля». На заднем плане представлены фигуры охотников и прирученных барсов в процессе загонной охоты. Подобный вид охоты существовал только в Древнем Египте, где для охоты на газелей человек использовал прирученных гепардов. Кстати, на территории музея есть петроглиф с изображениями гепардов в различных динамичных позах, что также не имеет аналогов. Большой интерес представляют одиночные и двойные изображения оленей, являющиеся художественным воплощением мифологической матери-оленихи - образ, имеющий широкое распространение в Семиречье, на Алтае и в Южной Сибири. Одно из кыргызских племен бугу (в дословном переводе название благородного оленя) почитало мать-олениху как свой тотем и свою прародительницу.
Многочисленные изображения верблюдов с погонщиками и всадниками доказывают существование северной ветки Великого Шелкового пути, проходящей по берегам Ысык-Куля еще в сако-усуньское время (VIII в. до н.э. - V в. н.э.). Об этом свидетельствуют еще и находки монет разных народов, имевших оборот на Великом Шелковом Пути в разное время. Следует отметить и преемственность художественных традиций, так многие узоры внутри фигур животных несут большую смысловую нагрузку и используются в современном народном искусстве.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: