Петроглифы Чолпон-Аты [VI/6080]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Археологические памятники
Исторический
Музей/экскурсия
Природный
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Киргизия
Иссык - Кульская обл.
Ближайший нас.пункт
г.Чолпон-Ата
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 5
Рейтинг
4.00Нашли: 9
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Shel
Создан: 02.07.2009
Опубликован: 17.07.2009
(отредактирован: 17.07.2009)

Описание окружающей местности

Иссык-Кульский музей-заповедник под открытым небом (г.Чолпон-Ата) является наиболее доступной и посещаемой частью северо-иссыккульского скопления наскальных рисунков (петроглифов).
Петроглифы исполнены на поверхности гранитов и песчаников, покрытых патиной блестяще-черного и коричневого цветов с различными оттенками. Этот своеобразный солнечный загар образовался под воздействием весьма интенсивной в этом районе солнечной радиации на протяжении многих тысяч лет. Рисунки выбивались орудиями из металла или твердых пород камня. Размеры каменных полотен варьируются от 0,3 до 3,0 метров.

Это был гигантский храм под открытым небом, занимавший некогда западную часть Чолпон-Аты, где люди поклонялись небесным светилам и совершали религиозные ритуалы. Наскальные рисунки выполняли важную роль в осуществлении этих ритуалов, являлись своего рода и виртуальным жертвоприношением, и молитвой, запечатленной на камне. Вблизи крупных петроглифов находятся круговые каменные кладки, возможно родовые и семейные святилища, с очень интересным природным феноменом - геомагнитной аномалией, благоприятной для человека. Есть основания предполагать, что крупные каменные круги использовались как астрономические «обсерватории» для наблюдений за движением небесных объектов.

Иссык-Кульские петроглифы во многих аспектах являются уникальными. Во-первых, ввиду художественного реализма изображений, многие из которых относятся к шедеврам скифо-сакского «звериного стиля». Во-вторых, размер некоторых петроглифов превышает 1 м, что крайне редко встречается. В-третьих, уникальность многих сцен и сюжетов. В-четвертых, беспрецедентная техника нанесения отдельных рисунков, к примеру, рельефное изображение оленя, выполненное с использованием естественных выпуклостей камня.
Воплощением всех этих отличительных черт является центральный петроглиф, находящийся в нижней части музея. На переднем плане изображено стадо или семейство горных козлов (тоо-теке или ibex). Фигуры горных козлов, пожалуй, самые крупные в Центральной Азии, представлены в движении с необычайной экспрессией и выразительностью.

Центральный камень в музее-заповеднике выдающимся образцам сакского «звериного стиля». На заднем плане представлены фигуры охотников и прирученных барсов в процессе загонной охоты. Подобный вид охоты существовал только в Древнем Египте, где для охоты на газелей человек использовал прирученных гепардов. Кстати, на территории музея есть петроглиф с изображениями гепардов в различных динамичных позах, что также не имеет аналогов.
Большой интерес представляют одиночные и двойные изображения оленей, являющиеся художественным воплощением мифологической матери-оленихи - образ, имеющий широкое распространение в Семиречье, на Алтае и в Южной Сибири. Одно из кыргызских племен бугу (в дословном переводе название благородного оленя) почитало мать-олениху как свой тотем и свою прародительницу.

Многочисленные изображения верблюдов с погонщиками и всадниками доказывают существование северной ветки Великого Шелкового пути, проходящей по берегам Ысык-Куля еще в сако-усуньское время (VIII в. до н.э. - V в. н.э.). Об этом свидетельствуют еще и находки монет разных народов, имевших оборот на Великом Шелковом Пути в разное время.
Следует отметить и преемственность художественных традиций, так многие узоры внутри фигур животных несут большую смысловую нагрузку и используются в современном народном искусстве.

Информация с http://gde.kg/

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

bazaliy (31.07.2023 19:35:14)
Надпись вандала закрасили черной краской вместе с датой. Распознать дату весьма сложно. Нам с огромным трудом удалось рассмотреть цифры. Считаем, что вопрос надо менять.
Zlodey (26.11.2022 19:26:42)
Встретил нас вышедший из будки киргиз, представился научным работником и собрал по 80 сом. Затем очень артистично поведал нам об истории сей выставки.

На мой взгляд, самое интересное здесь - это большой камень с изображениями на входе. На большинстве остальных камней - примитивные изображения козлов. Что-то помимо козлов встречалось редко.
Надпись найдена. Даже стало интересно, как же сложилась жизнь вандала Прудинского?..
Автору спасибо.
tushkanchiki (16.11.2016 19:53:37)
Дю (23.09.2016 08:16:58)
vvstalker (01.10.2015 21:21:50)
Svetlana Baskakova (31.08.2012 10:32:37)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.