Вторым по древности из сохранившихся в Московской области памятников русского национального зодчества считается Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. Он расположен на горе Сторожевской, в километре от Городка и километрах в четырех от железнодорожной станции Звенигород. Его строительство относят к началу XV века. В отличие от собора «на Городке», со всех сторон обступили его другие монастырские строения. Все вместе они, объединенные высокой крепостной стеной, составляют один из лучших архитектурных ансамблей, который создавался на протяжении пяти веков - с XV по XIX век.
Прежде чем рассказать об этом ансамбле, остановимся на истории горы Сторожевской - это тоже своего рода памятник прошлого - и на истории монастыря.
Свое название гора получила еще до постройки на ней игуменом Саввой, ближайшим учеником Сергия Радонежского, первой деревянной церкви: «...да созиждет монастырь... идеже есть место завомо Сторожи». По-видимому, на этой горе находился наблюдательный пункт - сторожа, охранявший сначала западные рубежи северо-восточной Руси, а позднее Москву со стороны княжеств смоленских, тверских, литовских и Польши. С горы хорошо просматривалась дорога, идущая из Польши и Литвы. До границы с ними отсюда было километров сто. Речка Сторожка, что течет под горой, прежде называлась Разводной - тут разводили суда, ладьи, плывущие по Москве-реке, и собирали мыт.
В XVI веке монастырь, судя по посланию Ивана Грозного, посетившего эту обитель, пришел в запустение от «слабого жития иноков». «А на Сторожах до чего дожили? - грозно вопрошал царь. - Уже и затворити монастыря некому: по трапезе трава растет». Зато при богомольном царе Алексее Михайловиче монастырь, заново обстроенный после литовского разорения, достиг славы и богатства. Тогда еще гора Сторожевская не совсем утратила стратегическое значение. Об этом свидетельствуют крепостные стены толщиной в 2 с лишним метра, высотой более 8 метров и боевые башни с бойницами, воздвигнутые вокруг монастыря в 1650 - 1654 годах.
Конечно, стены монастыря не были столь неприступными, как сооружаемые в те же годы в Кирилло-Белозерском монастыре (стены там были в 3 раза толще). Но и эта крепость на западных рубежах Москвы могла пригодиться - надвигалась война с Польшей за освобождение Украины и Белоруссии. С внутренней стороны стен на уровне верхних амбразур сохранилась крытая галерея боевого хода. По углам и в местах изгиба стен высятся шесть башен, прежде их было семь. Поблизости от монастыря в Стрелецкой (впоследствии Саввинской) слободе находился постоянный военный гарнизон из 200 - 300 трельцов. Еще долго сохранялись здесь названия улиц - Стрелецкая, Пушкарская.
Новые крепостные стены вышли далеко за линию старого деревянного тына. Стены сложены из кирпича на белокаменном основании, расширяющемся книзу. Строительство их продолжалось четыре года и было по тем временам очень крупным. В нем принимало участие свыше тысячи человек: каменщики из Суздаля, Белозерска и Дмитрова, ломщики из Мячкова, кирпичники и плотники из Костромы, Владимира и Арзамаса, дворцовые крестьяне из Можайска, Галича, Звенигорода.
В 1760 году крепостные стены монастыря оказались все же осажденными, но не неприятелем, а восставшими монастырскими крестьянами. Между ними и вызванной монахами из Москвы воинской командой в 100 солдат произошло сражение. Вооруженные дубинами, вилами и топорами, крестьяне заставили солдат бежать с поля боя и укрыться за монастырскими стенами.
В Отечественную войну 1812 года в монастыре стоял большой отряд французских войск во главе с генералом Богарне. И хотя Богарне приказал выставить караул возле Рождественского собора, после того как на его вопрос о мощах Саввы: «А давно здесь спит этот старец?», ему ответили, что игумен Савва умер более 400 лет назад, - и собор и весь монастырь были разграблены и многие ценности вывезены во Францию.
В начале нашего века гора Сторожевская стала излюбленным местом прогулок дачников, живших в монастырских гостиницах и в окрестностях Звенигорода и Воскресенска. Вокруг горы появились тогда «аллея любви», «гора слез», «тихая долина», «обрыв Танеева», «окно Левитана».
Самый древний в монастыре Рождественский собор явился тем композиционным центром, вокруг которого вырос причудливый архитектурный ансамбль. Причудливость во многом обусловливалась неровностью горы Сторожевской - крутыми скатами, ложбинами, овражками. Между Рождественским собором и трапезной был овражек глубиной метров в семь, который был засыпан. Дворец царя Алексея (его западная сторона там, где был скат горы) стоит на насыпном грунте. По восточному скату горы пришлось соорудить необычную лестницу в подклете Троицкой церкви, так как уровень земли у Красной въездной башни был значительно ниже, чем на соборной площади.
Чтобы выровнять эту площадь и увеличить ее размеры, позднее здесь было подсыпано столько земли, что уровень площади поднялся на 2 - 3 метра. При этом нижняя часть некоторых сооружений оказалась под землей. Только в 1952-1957 годах, когда во время реставрационных работ отсюда было вывезено до 10 тысяч кубометров земли, нижние этажи зданий открылись вновь.
По нарядной двухмаршевой лестнице от Красных ворот поднимались к Рождественскому собору с крепостного дворика, что образовался между воротами и лестницей. Сейчас кажется: не будь этой лестницы, дворика, подклета, и ансамбль утратил бы своеобразие. Веселую живописность придает ему сочетание краснокирпичных и белокаменных зданий, асимметричность, характерная для древнерусского зодчества.
Осмотр архитектурных памятников монастыря следует начинать с самого древнего из них - с Рождественского собора, созданного в период с 1405 по 1407 год. Храм имеет много общего с собором «на Городке», но уступает ему в изяществе и стройности. Это вполне понятно: один был придворным княжеским храмом, другой - монастырским. Рождественский собор приземистее, тяжеловеснее, весь как бы раздался вширь, в то время как Успенский устремлен вверх.
В середине XVII века к нему пристроили придел, ризницу и сводчатые галереи (писали, что они из «каменного хрусталя»: по-видимому, в пролетах арок галереи была вставлена слюда). Лет десять спустя был устроен крытый воздушный переход из собора на уровне второго этажа в царский дворец, что стоит к западу от него. По этому переходу царь попадал из дворца в свою молельню. Переход впоследствии исчез, но другие пристройки, исказившие первоначальный вид собора, остались. В XIX веке появилось еще каменное крыльцо под шатром у паперти галереи.
Внутри стены Рождественского собора еще в XV веке были расписаны фресками. Но во время нового большого строительства в монастыре в середине XVII столетия собор был расписан заново, только уже не фресками. Позднее эта роспись несколько раз покрывалась новой, масляной. В наше время живопись XVII века, выполненная царскими иконописцами во главе со Степаном Григорьевичем Рязанцем и Яковом Тихоновичем Рудаковым (Казанец), расчищена от позднейших наслоений на южной, северной и частично западной стенах собора. В приделе в поздней росписи проделаны маленькие "окна" в живопись XVII века.
А на древней белокаменной алтарной преграде за высоким деревянным иконостасом более позднего времени еще в 1913 г. были обнаружены фрагменты первоначальных фресок XV века, по-видимому созданных живописцами из круга Андрея Рублева.
Царский дворец в Саввино-Сторожевском монастыре (1650 - 1654) для своего времени был огромным. Почти на 100 метров вытянулся он в длину. По фасаду дворец двухэтажный, а с южной стороны, где был скат горы, имеет три этажа. Прежде наличники окон и входы во дворец были богато декорированы. Известно, что упомянутый выше зодчий - каменных дел подмастерье Васько Лыко - для отделки их использовал западноевропейские барочные мотивы. К входам вели четыре широких крыльца (во время реставрации обнаружены их фундаменты). Возможно, они поднимались до второго этажа, где и сейчас среди окон фасада сохранились двери. А может быть, эти двери выходили на гульбище.
Против дворца, по другую сторону Рождественского собора, стоят невысокие Царицыны палаты (1652-1654). Сейчас в них размещается музей, и среди экспонатов есть портрет той, для кого были построены эти палаты,- царицы Марии Милославской. Как бы впереди Царицыных палат выступает шатровое крыльцо на толстых кувшинообразных колонках. В нем, пожалуй, лучше, чем в каком-либо другом монастырском строении, чувствуется живописная красота и нарядность русской архитектуры середины XVII столетия, любовь к сказочной изукрашенности. Перекинутые меж колонками арочки с висячими гирьками напоминают подвесные украшения старинных женских головных уборов.
На сегодняшний день монастырь является действующим. На территории работает историко-краеведческий музей.
Источники: http://makhotin.narod.ru/Zvenig/zvenig2.html Официальный сайт монастыря
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: