Схимар – грозная крепость, форпост Хазарского каганата на Кавказе, построенная для контроля Великого шелкового пути. По некоторым данным необходимость построения крепости на окраине государства также была обусловлена наличием здесь полезных ископаемых. Крепость существовала с VII по XIV век, возникнув на месте древнего поселения. Здесь находился в дальней ссылке и заточении Максим Исповедник – известный византийский богослов, чьи труды и деятельность мешали политике императора. По данным ученых население города было смешанным. Здесь жили аланы, хазары, болгары, печенеги, потомки древних кавказских племен и другие народы. При изучении стен были обнаружены многочисленные тюркские рунические надписи. Стены крепости шириной 6 метров сложены из аккуратно обтесанных белых каменных блоков, которые укладывались прямо на выровненную поверхность без фундамента. По периметру крепости находилось 12 башен. Внутри крепости, на холме находится цитадель – внутреннее укрепление. Что интересно, даже от своего гарнизона цитадель была отделена мощной стеной. Видимо, боялась элита своего народа. Очень оригинально построен путь в город. Для того чтобы попасть внутрь крепости, необходимо было проделать долгий путь вдоль крепостной стены, затем обогнуть цитадель, снова двигаться вдоль стены и уже потом дорога входила в ворота. Понятно, что если непрошенный посетитель имел недоброе намерение сломать ворота и без спроса ворваться внутрь, то вдоль всего пути поток неприятностей на его голову был обеспечен. Также, если в город заезжал купец, то со стен крепости очень удобно было оценить его платежеспособность, чтобы определиться с пошлиной за въезд на территорию каганата. Для своих, правда, были сделаны калитки, позволяющие сильно срезать путь. После падения Хазарского каганата город стал одним из важных военно-политических центров Алании – раннефеодального государства, возникшего на обломках сильной в прошлом державы. После нашествия на Кавказ Тамерлана, уничтожившего Аланию, жизнь в городе погасла. С тех пор прошло больше шестисот лет. Все также Кубань несет воды с тающих ледников к далекому Азовскому морю, также возвышаются вокруг бывшего города горы, поют птицы, стрекочут кузнечики и шелестит трава. Воображению осталось дорисовать огромные белые стены и башни и вот оно: прошлое.
Интерес к Хумаринскому городищу археологи начали проявлять еще с XIX века. Активное исследование руин крепости продолжалось в течение всего XX века. Теперь, благодаря раскопкам, мы имеем возможность увидеть фрагменты стен, которые были вскрыты археологами из-под слоя грунта. Там, где раньше были башни, остались лишь курганоподобные возвышения. Недалеко от городища Вы наткнетесь на брошенную ферму. Ее в 50-х годах 20-го века современные варвары построили из блоков, которые были взяты из стен Хумаринской крепости. На территории города до последнего время проводились посевные работы. Если встать у калитки (с южной стороны городища), то внизу слева можно увидеть пятна красного грунта – это отвалы породы из шахт. Здесь в советское время добывали уголь. Нынче шахты закрыты как нерентабельные. От пастухов мы узнали, что где-то на соседней горе есть камень, на котором высечен точный план крепости – что-то вроде чертежа архитектора. Дополнительную информацию о Схимаре и людях его населявших можно посмотреть здесь: http://odnapl1yazyk.narod.ru/protobul03.htm http://ine.ru/xymapa.htm .
Аналогично Хумаринскому Маяцкое городище, но там, в отличие от Хумары, стены скрыты под слоем грунта. Кстати, в Хумаре тоже есть змеи, будте осторожны. Они почему-то любят развалины хазарских крепостей. Правда тут их гораздо меньше, чем в Дивногорье.
Особенно интересно осматривать место, сравнивая его с реконструкциями историков. Реконструкции крепости взяты из книги Х.Х. Биджиева «Хумаринское городище». К городищу ведет дорога более-менее проезжая. Координаты ее начала: N43 53,210 E41 54,480. Пешком к городищу можно подняться из аула Хумара.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: