26 декабря Святая Православная Церковь празднует день памяти священномученика протоиерея Иакова (Гусева, 1937), прославленного Священным Синодом Русской Православной Церкви 30 июля 2003 года в Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века. Житие священномученика Иакова сообщает: «Яков Иванович Гусев родился 19 октября 1887 года в селе Дивеево Ардатовского уезда Нижегородской губернии в семье священника Серафимо-Дивеевского монастыря протоиерея Иоанна Феофановича Гусева. Жизнь семьи Гусевых была давно и прочно связана с Серафимо-Дивеевским монастырем. Гусевы приходились родственниками первому священнику обители протоиерею Василию Садовскому, которому сам преподобный Серафим Саровский препоручил «дивеевских сирот». Яков и Михаил, особенно любившие друг друга до самой смерти, избрали поприще духовное - стали священниками. Михаил был самым младшим в семье, но именно ему выпало служить в Серафимо-Дивеевском монастыре после того, как Иоанн Феофанович тяжело заболел и вышел за штат. Отец Михаил прослужил в обители с 1913 по 1927 годы, то есть до ее закрытия. Изгнание, лишения, заключение - все эти скорби претерпел батюшка вместе с сестрами разоренного монастыря. Около 1910 года Иаков Иванович женился на родственнице священника Серафимо-Дивеевского монастыря Иоанна Смирнова Елене Николаевне Виноградовой. Матушка Елена была в родстве и с Н.А. Добролюбовым. Священником Свято-Никольского храма села Елизарьева Ардатовского уезда Нижегородской губернии батюшка был назначен 30 мая 1914 года. В селе семью священника сразу же полюбили - супружеская чета и их чада отличались особенной добротой и скромностью, необыкновенным радушием и гостеприимством. Сам батюшка был общителен и доступен для своих прихожан. К нему обращались за советом во всех духовных и житейских нуждах. Службу отец Иаков вел благоговейно, молитвенно, на исповедях был внимателен. Любили елизарьевцы и батюшкины проповеди. Они бывали немногословны, но доходили до сердца каждого, стоящего в храме. Батюшка говорил тихим голосом, простыми словами объяснял заповеди Божии, призывал соблюдать их, заблудших и нерадивых увещевал не лениться в трудах для своих семей и за все благодарить Господа. Но вот наступил период испытаний. Как писали в одной из епархиальных газет в 1917 году, «со сцены сошло все, чем когда-то гордилась Святая Русь: и почтительное уважение к сану, и сыновняя покорность, и братское снисхождение, всепрощение, любовь и многое-многое другое доброе, хорошее, чистое, святое. Все это сменило право сильного, сознание: «теперь мы - хозяева». Советская власть установилась в Елизарьеве в феврале 1918 года. Тогда же батюшка, как служитель религиозного культа, был лишен избирательных прав. По закону того времени лишению избирательных прав подлежали монахи, послушники, священники, диаконы, псаломщики независимо от того, получали ли они за исполнение этих обязанностей вознаграждение. Лишение избирательных прав влекло за собой целый ряд узаконенных и еще больший - незаконных притеснений не только по отношению к лишенцам, но и ко всем членам их семей: их могли выселить из квартиры, выслать из города, лишить продовольственных карточек, медицинской помощи, исключить детей из школ. В 1927 году при ликвидации Серафимо-Дивеевской обители был арестован младший брат отца Иакова монастырский протоиерей Михаил Иванович Гусев. Через две недели его освободили, и он сразу уехал к Владыке просить приход, а семья отца Михаила перебралась в Елизарьево в домик отцу Иакову. Дивеевская монахиня Серафима (Булгакова) писала, что их, гонимых монастырских сестер, братья-священники устроили жить в Елизарьеве. «Послали нас с каким-то поручением к батюшке в Круглые Паны за 10 верст от Дивеева. Когда мы проходили через Елизарьево, навстречу нам вышел наш монастырский священник отец Михаил со своим братом отцом Иаковом, к которому он переехал. Они стали нас уговаривать переехать в Елизарьево. Они оба родились около монастыря, любили монашенок как родных, и им хотелось, чтобы побольше нас было в Елизарьеве. Возвращаемся из Круглых Панов, а они опять нас встречают. Уже нашли нам квартиру. В избушке на Вертьянове зимовать было невозможно, и мы согласились. Службы в Елизарьеве были только по воскресениям и по праздникам, да накануне сорокоусты, но, чтобы утешить нас, отец Иаков служил гораздо чаще. Мы пели и читали на клиросе в будни. Диаконом и псаломщиком там был отец Александр Соколов, тоже сын монастырского священника. Все трое учились в училище в монастырском приюте и любили монастырь как свою родину, вместе с нами переживали лишение монастыря и всячески нас поддерживали и духовно, и даже материально». После перезда дивеевских матушек в Дивеево отец Иаков не забывал сестер, продолжал оказывать помощь: «...Отец Иаков, бывало, едет на базар и чего-нибудь нам завезет: картошки, молока, а если сами придем, всего нам надают с матушкой: и хлеба, и молока, и меду, и ягод - сколько только сможем донести. Жить стало полегче». По благословению братьев Гусевых из села Пузо перевезли дивеевскую блаженную Марию Ивановну, которая приехала на возу под красным ватным одеялом. Отец Иаков постоянно терпел притеснения со стороны власти: то его обвиняли в противодействии установке радио в селе, то в антисоветской агитации «среди отсталой части населения», то в организации развала колхоза. В 1930 году отец Иаков был арестован и заключен под стражу в Горьковскую тюрьму. Дом был изъят. В 1931 году отец Иаков был вновь арестован и «раскулачен». В 1935 году последовал новый арест. В 1935 году батюшка осужден не был, но два года спустя показания свидетелей и протоколы его допросов были приобщены к уголовному делу 1937 года. Отца Иакова арестовали 20 ноября прямо в храме и, не позволив даже зайти домой, увезли в арзамасскую тюрьму. В этот же день в Горьком был расстрелян его младший брат протоиерей Михаил. 24 ноября 1937 года было подписано обвинительное заключение, а дело передано на рассмотрение «тройки» при УНКВД по Горьковской области. Второго декабря последовал приговор - расстрелять, имущество конфисковать. На выписке из протокола стоит запись: «Расстрелян в Горьком 26 декабря 1937 года». В октябре 1959 года свидетели обвинения от своих показаний отказались.
Служба в храме проходит не каждый день. Если хотите попасть внутрь храма, то приезжайте в субботу на вечернюю службу (примерно с 17.00 до 19.00) или в воскресенье на утреннюю службу (примерно с 8.00 до 11.00). Также службы проходят по великим и двунадесятым праздникам утром и накануне вечером.
При подготовке материала использована информация с официального сайта Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря http://www.4udel.nne.ru
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: