Через 13 лет жизни тайника возникла необходимость несколько отредактировать его описание. Дело в том, что, составляя реестр "табличек команды Мельничука", выяснилось, что этот тайник также относится к этой серии. О Е. Б. Мельничуке и его команде читайте в описании тайника "Мартыновский овраг".
Табличка, установленная на памятном знаке, изготовлена "командой Мельничука" на севастопольском морзаводе, а памятник сооружен севастопольцами и служащими радиоцентра ЧФ "Вега". А рядом, буквально в полусотне метров к северу, сотрудниками радиоцентра был установлен еще один памятный знак авиаторам. Это был четырёхлопастный винт от АН-12, установленный на месте аварии самолета ТБ-3 майора Жмурова 22.07.42. Этот винт Мельничук добыл в авиаполку Джанкоя. И еще одна лопасть, добытая Мельничуком, установлена на месте посадки У-2 Герасимова в заповеднике. Однако в лихие 90-е этот памятный знак был утащен на металлолом. Осталось лишь единственное фото.
Ну, а теперь описание 2009 года.
И вот мы снова на Караби. В июне яйла еще не выгорела, все зелено, буйное цветение трав. Цветет боярышник, источая одурманивающие запахи, кругом сиреневые кочки чабреца, белые куртины крымского эдельвейса, голубые незабудки. Парят орлы, выискивая добычу, вовсю заливаются жаворонки. Красота. Сегодня у нас "экспедиция посещения" - везем Володе хлеб, кумыс и прочую снедь, за которой ему необходимо спускаться в Генеральское, а также обувь взамен изорванной об острые камни нагорья. Володя - наш друг, ежегодно проводящий отпуск на Караби. В этом году отмечаем его 41-ю экспедицию. Уже 4-ю неделю он находится здесь, в одном из своих благоустроенных гротов. Надо сказать, что он отнюдь не отсиживается отшельником в этом гроте, у него много непройденных дорог и тропинок, которые обязательно надо исследовать. И район, куда он делает радиальные выходы (даже многодневные) обширен - от Демерджи до Судака. Если вам удастся повстречать его в горах, вы узнаете много интересного из истории Крыма, о геологии, животном мире. А уж, если спросите, как пройти куда-либо, то поразитесь его знанием всех дорог и тропинок. Итак, сегодня мы едем на его стоянку на Суате. Чтобы разнообразить свое представление о Караби, решаем ехать не привычной дорогой на Суат, а по западной кромке плато. И еще есть желание найти "Большой партизанский аэродром", о существовании которого знаем, но точного места не находили. Сразу за антенным полем (мы поднимаемся по военной дороге с севера) сворачиваем вправо, по направлению к Аджи-Кобе, затем влево и едем куда-то на юго-восток, выбирая дороги понакатаннее. Дорог много, непонятно зачем их столько накатали. Завидев свежие следы колес по траве, догадываемся - здесь браконьеры на джипах гоняются за зайцами, а может и за косулями. Табличка "Охотугодья какого-то общества" подтверждает догадку. Едем по сравнительно ровному, довольно обширному полю, на котором нет привычных для Караби карровых полей и воронок. Место как раз для аэродрома. А вот слева на пригорке какой-то памятник. Табличка на памятнике подтверждает, что именно здесь и был Большой аэродром, куда приземлялись самолеты с Большой земли, доставляя партизанам продовольстаие и боеприпасы, эвакуируя раненых. Не буду пересказывать свидетельства участников тех далеких событий, сошлюсь на любимый путеводитель Б. Чупикова, где приведены строки из книги Н. Д. Лугового "Побратимы", касающиеся аэродрома.
В книге Н. Лугового много эпизодов о подготовке взлетно-посадочных площадок, приемке самолетов и грузов на парашютах, получении почты и газет с Большой земли, эвакуации больных и раненых.
А вот сухие строки приказов и планов, почерпнутые из сборника архивных материалов «Партизанское движение в Крыму в период Великой Отечественной войны». Документы этого сборника проливают свет на многие трагические события, умалчиваемые по известным причинам в мемуарах самих участников.
«МЕРОПРИЯТИЯ И РАБОЧИЙ ПЛАН КОМАНДОВАНИЯ ЧЕРНОМОРСКОЙ ГРУППЫ ВОЙСК ЗАКАВКАЗСКОГО ФРОНТА ПО ЭВАКУАЦИИ БОЛЬНЫХ И РАНЕНЫХ ПАРТИЗАН ИЗ КРЫМСКИХ ЛЕСОВ
5 сентября 1942 г.
1. Ввиду неудавшихся попыток эвакуировать партизан п. л. Д-5, разработать план эвакуации с учетом активного противодействия противника. 2. Для организации места приема лодки и службы сигнализации с берега перебросить на самолете в лес старшего лейтенанта госбезопасности т. Харченко И. В., поручив ему провести эвакуацию больных и раненых партизан 1 и 2 района. 3. Производить посадку самолета ТБ-3 в районе Караби-яйла для эвакуации тяжело раненных. 4. Генерал-майору авиации т. Горюнову выделить дополнительно 1 ТБ-3 в распоряжение полкового комиссара т. Попова Е. А. для усиления выброски продовольствия. 5. Поручить подполковнику т. Кочегарову и полковому комиссару т. Попову, совместно с оперативным отделом Черноморского флота, разработать детальный план по эвакуации плавсредствами Черноморского флота и представить на утверждение Военному Совету. Начальник Южного штаба партизанского движения полковник Мамсуров. ПЛАН проведение операции по спец. заданию в период с 12 по 30 сентября 1942г.
Задачи: Часть Кол. и тип. самолета Аэродром Цель
В ночь на : 12.9.42 В ы б р о с к а продовольствия без посадки. 325 ТАП 2 ТБ-3 Адлер 2-й район - 13.9.42 Тоже выброска продовольствия без посадки 325 ТАП 3 ТБ-3 Адлер 1 и 3 р-н - 13.9.42 Переброска представителя 325 ТАП на точку для организации приема гр. Исаева С-2 Л а з а р е в - ское 2-й р-н пос. площадка
14.9.42 Переброска продовольствия с посадкой самолетов на площадке и эвакуация раненых. 325 ТАП гр. Исаева 2 ТБ-3 1 С-2 Адлер Лазаревское 2-й р-н пос. площадка 30 чел. 2 чел. То же самое. 325 ТАП гр. Исаева 2 ТБ-3 1 С-2 Адлер Лазаревское Выброска грузов в 1-й, 3-й районы, а посадка во 2-й р-н 30 чел. 2 чел.
ПРИМЕЧАНИЕ: В последующие дни посадка самолетов производится во втором районе, а выброска грузов по указанию представителя РО штаба фронта.
Расчет необходимых средств:
1. Указанными выше самолетами до конца сентября м-ца можно сделать 10 рейсов и эвакуировать 320 человек. 2. Для полной эвакуации раненых 580 человек в течение сентября необходимо дополнительно: 2 Дугласа, 1 ТБ-3,3 С-2. Управление вылетами осуществляет командир 325 ТАП подполковник Овчинников.
Командующий 5 воздушной
армии генерал-майор авиации Горюнов
Военком 5 воздушной армии
бригадный комиссар Грубич
Нач. разведотдела
Черноморской группы войск
Закфронта подполковник Кочегаров
Госархив в АР Крым, ф. П-151, on. 1, д. 8, л. 43-45. Подлинник. » (Что-то геокешерский редактор не отображает таблицы, в связи с чем "План проведения операции" приведен не как в оригинале).
В этом документе под посадочной площадкой 2-го района имеется в виду этот самый аэродром на Караби.
Таким образом, имеется цепочка тайников "Партизанский аэродром", "Орта-Сырт" и "Большой партизанский аэродром", дающая общее представление об организации воздушного иоста между партизанским Крымом и Большой землей.
Для пеших кешеров будет полезна информация о наличии колодца в километре от памятника. Координаты колодца: 44 54,091; 34 28,164.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: