"ТВОЕ ГОРЕВОЕ ВЕЛИЧЬЕ ПРОСЛАВИТЬ ОТВАЖНО БЕРУСЬ, РОССИЙСКОЙ ЗЕМЛИ ПОГРАНИЧЬЕ – ПСКОВЩИНА - ВОЕННАЯ РУСЬ. СТОЛЕТЬЯМИ РВЕТСЯ "НАХ ОСТЕН" ЖЕЛЕЗНОЕ ВОЙСКО ВРАГА. У МАЛЕНЬКОЙ КРЕПОСТИ ОСТРОВ, ОДНАКО, КРУТЫ БЕРЕГА"
Олег Алексеев «Песнь о Псковской земле»
Этот городок, подобно Приозерску (Кореле), начинался на острове. Начинался с крепости, построенной на островке, образованном двумя рукавами реки Великой. Первое упоминание в летописи относится к 1341 году, причем Остров упоминается уже сразу как город. Каменная крепость была построена на возвышенной части маленького острова образованного основным руслом Великой и протокой, которую в древности называли «Черной речкой» или «Слобожихой». Ее конструкция определялась месторасположением, то есть из-за того, что островок был достаточно низким, основной защитой служила вода, а не рельеф. От наиболее низинной части острова крепость отделял ров, соединенный с рекой Великой. Для снабжения водой рядом с юго-восточной стеной был вырыт внутренний канал. Как и во всех крепостях Псковского края имелся узкий проход – захаб, для снижения мобильности нападавших. Крепость имела стратегическое значение для обороны Псковского княжества от немцев и литовцев. В 1406 году ливонские рыцари две недели, разоряя окрестные села, приблизились к Острову, но штурмовать его не решились. Только в 1501 году немцам удалось захватить крепость. Город они сожгли дотла. Во время Ливонской войны на Русь двинулись войска польского короля Стефана Батория. Островская крепость стала опорной базой русских войск, где они получали питание и отдых. Баторий осадил крепость, но долго не мог ее взять, пока не нашел уязвимое место: Западная стена была сильно выпуклой, что затрудняло ее оборону с флангов. Король приказал штурмовать именно эту стену. Город был взят и полностью разграблен, но согласно Запольскому миру в 1582 году был возвращен Московскому княжеству. После победы России в Северной войне крепость теряет свое военное предназначение, и Остров становится заурядным уездным городом. В настоящее время крепость разрушена, и только кое-где остались остатки каменной стены. Но еще в 1543 году в стенах крепости была построена церковь Николы Чудотворца, которая, в отличие от цитадели, сохранилась до наших дней. Церковь сейчас действующая, она была отреставрирована в 60-е года прошлого века, после перипетий Великой Отечественной войны.
Когда город только начинался, сообщение между островком и «материком» велось при помощи лав и паромов. Деревянные лавы приходилось постоянно разбирать, поскольку они разрушались паводковыми водами. По легенде, когда царь Николай I переправлялся на пароме, волна перехлестнула и замочила вещи в карете. Царь был вне себя от злости, и с таким настроением покинул Остров, направляясь за границу. Когда же вернулся, приказал соорудить мост. В течение первой половины 19 века предлагалось множество проектов по сооружению мостов через Великую. Предлагалось построить трехпролетный арочный мост, но он бы оказался слишком дорогим. Для сооружения двухпролетных деревянных мостов потребовалось бы в русле реки соорудить опоры, суживающие ее «живое сечение». Решив, что сужать сечение нецелесообразно, применили однопролетную конструкцию с висячей системой. Строительство продолжалось два года и было закончено в 1853 году. Мост состоит из двух идентичный частей, перекинутых с островка на правый и левый берега Великой. Каждая часть однопролетная, висит на цепях, которые переброшены через четыре гранитных пилона, облицованных известняковыми плитками. Высота пилонов – почти 10 метров, и они не связаны распорками, что придает воздушность конструкции. Между этими каменными столбами висит на цепочке только старинный фонарь. Длина же каждого пролета, внимание, 94 (!) метра. Чудо инженерной мысли того времени! Именно мост в сочетании с Никольской церковью на острове, является украшением города. Когда проходишь середину пролета, мост качается, но он бы качался много сильнее, если бы не было продольных металлических ферм под настилом моста. Естественно по мосту запрещено движение автомобилей (только мотоциклы). А в век гужевого транспорта существовали правила перехода моста: «проезд экипажей только шагом без остановки», «проход скота – не более 50 голов одновременно», «во время праздников проход людей рядами, и движение экипажей запрещено»...
Из-за того, что направление моста север-юг, имеется возможность делать фотоснимки на восходе и на закате. Фотографы, ищите свою точку :-) . Я одну из точек уже нашел, около нее как раз спрятан контейнер. У меня большая просьба: если вдруг совпадет, что Вы нашли тайник на закате и у Вас фотик с сильной оптикой, то сделайте снимок от места закладки. Если кадр получится, я опубликую его на странице тайника с указанием авторства. Мой снимок не самый удачный.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: